Торговая точка, расположенная в больнице, реализует периодические печатные издания (газеты, журналы). Граждане покупают журналы, а на следующий день приносят и требуют обменять на другой, ссылаясь на то, что периодические издания им не понравились.
Обязан ли продавец в подобном случае производить замену товара надлежащего качества на аналогичный?
Пунктом 1 ст. 502 ГК РФ установлено, что покупатель вправе в течение четырнадцати дней с момента передачи ему непродовольственного товара, если более длительный срок не объявлен продавцом, обменять купленный товар в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.
Данное положение конкретизировано в абз. 1 п. 1 ст. 25 Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I "О защите прав потребителей" (далее - Закон N 2300-I), согласно которому право потребителя обменять непродовольственный товар надлежащего качества на аналогичный товар у продавца обусловлено одновременным наличием следующих обстоятельств:
- указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;
- не истекли четырнадцать дней, не считая дня покупки (если более длительный срок не объявлен самим продавцом);
- указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки;
- имеется товарный чек или кассовый чек либо иной подтверждающий оплату товара документ (однако отсутствие данных документов не лишает потребителя возможности ссылаться на свидетельские показания).
Аналогичные положения установлены в п. 26 Правил продажи отдельных видов товаров, утвержденных постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55.
Кроме того, на основании п. 2 ст. 502 ГК РФ, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 N 55 утвержден Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (далее - Перечень). В частности, в п. 14 Перечня указаны непериодические издания (книги, брошюры, альбомы, картографические и нотные издания, листовые изоиздания, календари, буклеты, издания, воспроизведенные на технических носителях информации).
Как следует из положений ГОСТа 7.60-2003 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Издания. Основные виды. Термины и определения", введенного в действие постановлением Госстандарта РФ от 25.11.2003 N 331-ст, журнал относится к периодическому изданию, имеющему постоянную рубрикацию и содержащему статьи по различным вопросам. Поэтому журналы не относятся к товарам, которые не подлежат обмену (возврату) в соответствии с п. 2 ст. 502 ГК РФ, абз. 4 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I.
Вместе с тем отметим, что, даже если потребитель заявляет в установленный 14-дневный срок требование об обмене товара без следов употребления, предъявляя доказательства покупки этого товара у данного продавца, должны быть выяснены причины, по которым товар не подошел потребителю. При этом ныне действующая редакция абз. 1 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I формулирует перечень возможных причин (размер, форма, габарит, фасон, расцветка или комплектация) исчерпывающим образом*(1). Поэтому при обращении к продавцу потребитель может ссылаться только на выше приведенные причины. В противном случае продавец вправе на законном основании отказать покупателю в удовлетворении его требования.
По смыслу ст. 25 Закона N 2300-I требование об обмене товара надлежащего качества на аналогичный обусловлено тем, что товар по перечисленным в данной норме причинам невозможно использовать по назначению. При этом все названные в абз. 1 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I причины, по которым товар может не подойти потребителю, касаются исключительно формы, но не содержания товара. Поскольку основной характеристикой периодического издания (газеты, журнала) является его содержание, то требование об обмене (возврате) такого издания надлежащего качества едва ли допустимо. Периодическое издание, будь то газета или журнал, предназначено для чтения, получения информации, а потому ссылку потребителя на неподходящий размер или цвет самого периодического издания вряд ли можно рассматривать в качестве довода о невозможности его прочтения. Ссылка потребителя на то, что журнал ему не понравился (т.е. на причину, касающуюся содержания товара), в любом случае не обязывает продавца произвести замену качественного товара на аналогичный*(2).
Кроме того, в действиях покупателей, требующих на следующий день после покупки обменять журнал на другой, можно усмотреть злоупотребление правом (ст. 10 ГК РФ). Ведь выбирая газету или журнал, потребитель знакомится с их внешними характеристиками, а их форма не препятствует использованию периодических изданий по назначению. Поэтому, на наш взгляд, намерение покупателя обменять качественный журнал на другой означает лишь желание безвозмездно пользоваться товаром продавца, что противоречит сущности правоотношений розничной купли-продажи.
Однако, к сожалению, нам не удалось найти примеров из правоприменительной, в том числе судебной, практики, подтверждающих нашу позицию. За официальными разъяснениями рекомендуем обратиться в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
3 октября 2012 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.
------------------------------------------------------------------------
*(1) До 20 декабря 1999 года положения абз. 1 п. 1 ст. 25 Закона N 2300-I допускали обмен (возврат) товара надлежащего качества, не подошедшего потребителю, также по иным причинам, по которым товар не может быть использован потребителем по назначению. Отказ законодателя от такого открытого перечня причин подтверждает, что в настоящее время перечень является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.
*(2) Существует также мнение, что периодические издания надлежащего качества относятся к товарам, потребительские свойства которых существенно изменяются в течение короткого периода времени (периодическая печатная продукция быстро теряет свою актуальность) и которые поэтому не могут быть реализованы продавцом после возврата товара потребителями. На этом основании предлагается включить периодические издания в перечень товаров, не подлежащих обмену или возврату (соответствующий проект смотрите на сайте Московского общества защиты прав потребителей по адресу: http://www.mozp.org/pub/distant/vozvrat.htm).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.