С какого периода предоставляется льгота по налогу на имущество организаций по п. 5 ст. 381 НК РФ и основания ее предоставления в отношения здания - объекта культурного наследия? Необходимо ли налогоплательщику перед подачей декларации подтверждать права на льготу?
Пунктом 5 ст. 381 НК РФ предусмотрено, что освобождаются от налогообложения организации в отношении объектов, признаваемых памятниками истории и культуры федерального значения в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Порядок отнесения объектов к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Единый реестр) регламентирован Федеральным законом от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ".
На основании ст. 4 Закона N 73-ФЗ объекты культурного наследия подразделяются на следующие категории историко-культурного значения: объекты культурного наследия федерального, регионального и местного (муниципального) значения.
В целях реализации ст. 15 Закона N 73-ФЗ и п. 5.2.19 Положения о Министерстве культуры Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 20.07.2011 N 590) Минкультуры России приказом от 03.10.2011 N 954 утверждено Положение о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - Положение о едином государственном реестре).
В силу п. 9 ст. 18 Закона N 73-ФЗ и п. 7 Положения объекты культурного наследия федерального значения включаются в Единый реестр федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании акта Правительства РФ.
Таким образом, налоговая льгота по п. 5 ст. 381 НК РФ предоставляется со дня приобретения статуса объекта культурного наследия федерального значения, т.е. со дня принятия соответствующего решения Правительством РФ.
На основании п. 13 Положения о Едином государственном реестре соответствующие органы охраны объектов культурного наследия бесплатно предоставляют физическим и юридическим лицам информацию из Единого реестра, содержащуюся в документах, указанных в пп. 3-10 ст. 17 и в п. 2 ст. 20 Закона N 73-ФЗ.
Контроль за соблюдением налогоплательщиками законодательства о налогах и сборах, в т.ч. правомерности применения налоговой льготы по п. 5 ст. 381 НК РФ проводится налоговыми органами в порядке, установленном Кодексом.
Камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа (п. 1 статьи 88 НК РФ).
Согласно п. 6 ст. 88 НК РФ при проведении камеральных налоговых проверок налоговые органы вправе также истребовать в установленном порядке (ст. 93 НК РФ) у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право этих налогоплательщиков на эти налоговые льготы.
Уплачивается ли транспортный налог в отношении транспортной спецтехники (например, строительной), которая не зарегистрирована в органах Гостехнадзора? По общему правилу (ст. 357 НК РФ) плательщиками транспортного налога признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со ст. 358 НК РФ.
В силу ст. 358 НК РФ к объектам налогообложения отнесены только зарегистрированные в установленном законодательством Российской Федерации порядке автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (за исключением транспортных средств, поименованных в п. 2 ст. 358 НК РФ).
Государственная регистрация автомототранспортных средств, тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин с рабочим объемом двигателя внутреннего сгорания более 50 куб. см или максимальной мощностью электродвигателя более 4 кВт регламентирована постановлением Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".
Что касается специально оборудованных машин (например, строительных), то государственная регистрация тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных машин и прицепов к ним, включая автомототранспортные средства, имеющие максимальную конструктивную скорость 50 км/ч и менее, а также не предназначенные для движения по автомобильным дорогам общего пользования, осуществляется органами государственного надзора за техническим состоянием самоходных машин и других видов техники в Российской Федерации (Гостехнадзор).
Учитывая вышеназванные положения НК РФ, если организация не зарегистрировала в Гостехнадзоре в установленном порядке и сроки указанные специальные машины, то транспортный налог до их государственной регистрации не уплачивается.
Данный вывод подтверждается судами (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 15.12.2011 N 12223/10 по делу N А40-62640/09-151-457), которые указывают на то, что в силу императивных положений ст. 357, 358, 362 НК РФ признание лиц налогоплательщиками, определение объекта налогообложения и возникновение обязанности по исчислению и уплате транспортного налога основано на сведениях о транспортных средствах и лицах, на которых они зарегистрированы.
Что касается решения судов в отношении правомерности налогообложения не прошедших государственную регистрацию транспортных средств, то такие решения принимаются в случаях неправомерного уклонения от уплаты транспортного налога по причине занижения налоговой базы по этому налогу ввиду невключения в объект налогообложения транспортных средств, введенных в эксплуатацию, числящихся на балансе, но не прошедших государственную регистрацию в установленные законодательством сроки.
Так, в мотивировочной части постановления ФАС Дальневосточного округа от 02.08.2011 N Ф03-2558/2011 по делу N А73-12291/2010 судом установлено, что акционерное общество, эксплуатируя транспортные средства (в 2007 году - 42 единицы и в 2008 году - 60 единиц), уклонилось от их государственной регистрации в установленные сроки и, следовательно, и от налогообложения, занижая налоговую базу за соответствующие налоговые периоды.
Напомню, что собственники транспортных средств обязаны их зарегистрировать в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения, таможенного оформления, снятия с учета транспортных средств, замены номерных агрегатов или возникновения иных обстоятельств, потребовавших изменения регистрационных данных (п. 3 постановления N 938).
По этой причине судом сделан вывод о том, что то обстоятельство, что транспортные средства в нарушение установленного порядка, закрепленного нормативным правовым актом Правительства РФ, не были зарегистрированы акционерным обществом, не может служить основанием для его освобождения от уплаты налога, пеней и штрафа на основании п. 1 ст. 122 НК РФ. Правомерность данного вывода подтверждена определением ВАС РФ от 18.06.2012 N ВАС-14341/11 по делу N А73-12291/2010.
Поэтому принимаемые судом решения не противоречивы по сути, поскольку рассматривают фактические обстоятельства, имеющие значение для конкретного дела. Судами полно, всесторонне и объективно оцениваются представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами.
Кроме того, следует обратить внимание, что Арбитражный процессуальный кодекс РФ не содержит норм, которые позволяли бы использовать решение суда, вынесенное по конкретному делу, для урегулирования отношений, даже аналогичных по содержанию, в отношении других лиц.
Н.А. Гаврилова,
заместитель начальника отдела имущественных и прочих налогов
Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
1 октября 2012 г.
"Налоговый вестник", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Налоговый вестник"
Журнал основан в 1994 г. Государственной налоговой службой РФ
Издатель ИД "Налоговый вестник"
Свидетельство о регистрации N 016790
Редакция: 127473, Москва, 1-й Волконский пер., д. 10, стр. 1