Комментарий к постановлению Федерального арбитражного суда Волго-вятского округа от 02.07.2012 N А82-10753/2011
В Постановлении ФАС ВВО рассмотрен спор между прокуратурой и органом ФСС о начислении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - взносы в ФСС) на выплаченные работникам суммы стоимости медикаментов и оказанных медицинских услуг.
В ходе выездной проверки сотрудники ФСС выявили нарушение, которое выразилось в неначислении и неперечислении в бюджет страховых взносов в ФСС с сумм, выплаченных работникам в виде компенсации стоимости медикаментов и оказания медицинских услуг. В связи с этим сотрудники ФСС вынесли решение о взыскании с прокуратуры страховых взносов в ФСС и привлечении к ответственности, предусмотренной ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ*(1) (наложение штрафа). С таким решением сотрудников ФСС учреждение прокуратуры не согласилось и обратилось в суд.
Защищая свои интересы в суде, сотрудники прокуратуры аргументировали свою позицию, ссылаясь на следующие положения законодательства:
- согласно ст. 15 ТК РФ трудовые отношения - отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации, конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором;
- в силу ст. 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты);
- в соответствии с ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ*(2) объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в п. 2 ч. 1 ст. 5 данного закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Кроме этого, объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 этого закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования;
- согласно ст. 40 и п. 1 ст. 44 Закона N 2202-1*(3) денежное содержание прокурорских работников состоит из должностного оклада, доплат за классный чин, выслугу лет, особые условия службы (в размере 50% должностного оклада), сложность, напряженность и высокие достижения в службе (в размере до 50% должностного оклада), процентных надбавок за ученую степень и ученое звание по специальности, соответствующей должностным обязанностям, почетное звание "Заслуженный юрист Российской Федерации", премий по итогам службы за квартал и год, других выплат, предусмотренных законодательными и иными нормативными правовыми актами РФ. Доплата за сложность, напряженность и высокие достижения в службе устанавливается в соответствии с решением руководителя органа или учреждения прокуратуры с учетом объема работы и результатов службы каждого прокурорского работника. Кроме этого, в п. 6 этой же статьи сказано, что медицинское обслуживание (в том числе обеспечение лекарствами) работников и проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета;
- п. 15 Положения N 101*(4) установлено, что страховые взносы начисляются на все виды оплаты труда (в денежном и натуральном выражении по всем основаниям), за исключением видов заработной платы и других выплат, на которые по действующим нормативным актам страховые взносы не начисляются.
Из приведенных положений законодательства учреждение прокуратуры сделало вывод, что компенсация расходов на медикаменты и оказание медицинских услуг сотрудникам прокуратуры не связана с выполнением трудовых обязанностей и не является оплатой труда, следовательно, начисление страховых взносов на такие выплаты не может быть признано обоснованным.
Однако с такими доводами не согласились как сотрудники ФСС, так и арбитры. Судьи свою позицию аргументировали следующим: в соответствии с ч. 1 ст. 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в пп. "а" и "б" п. 1 ч. 1 ст. 5 данного закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в ст. 9 Закона N 212-ФЗ.
В силу ст. 2.1 Закона N 255-ФЗ*(5) и пп. "а" п. 1 ч. 1 ст. 5 Закона N 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся, в частности, организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам. Таким образом, из указанных норм законодательства прокуратура является плательщиком страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в ФСС.
Кроме этого, арбитры также обратили внимание на п. 1 и 6 ст. 44 Закона N 2202-1, согласно которым работникам прокуратуры было установлено денежное содержание, состоящее из должностного оклада и иных выплат, как поименованных в служебных контрактах, так и иных, предусмотренных другими нормативными актами. Спорные суммы начислялись и выплачивались работникам в качестве оплаты расходов работников на медицинское обслуживание и приобретение лекарственных средств. При этом указанные выплаты в ст. 9 Закона N 212-ФЗ не поименованы.
Таким образом, из представленных доказательств и положений законодательства о страховых взносах арбитры сделали вывод, что спорные суммы являются выплатами, начисленными учреждением прокуратуры в пользу работников в связи с трудовыми соглашениями (служебными контрактами), а следовательно, в силу ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ являются объектом обложения страховыми взносами.
Кроме этого, суды напомнили, что с 2011 года Законом N 339-ФЗ*(6) были внесены изменения в ч. 1 ст. 7 Закона N 212-ФЗ, согласно которым слова "по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам" заменены фразой "в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров".
От редакции. В настоящее время комментируемое постановление было передано в ВАС для пересмотра (Определение ВАС РФ от 29.08.2012 N ВАС-11811/12 "О принятии к производству заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора").
Е.А. Соболева,
редактор журнала "Оплата труда в государственном
(муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера"
"Оплата труда в государственном (муниципальном) учреждении: акты и комментарии для бухгалтера", N 10, октябрь 2012 г.
-------------------------------------------------------------------------
*(1) Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования".
*(2) В редакции, действовавшей в рассматриваемый период (2010 год).
*(3) Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации".
*(4) Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 12.02.1994 N 101.
*(5) Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
*(6) Федеральный закон от 08.12.2010 N 339-Ф3 "О внесении изменений в Федеральный закон "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"