Формулировки гл. 28 "Транспортный налог" НК РФ позволяют сделать вывод, что транспортные средства признаются объектом налогообложения только в том случае, если они поставлены в установленном порядке на государственный регистрационный учет. Соответственно, в отношении техники, которая не прошла процедуру госрегистрации, нет оснований и обязанности уплачивать данный налог. Таким образом, если покупатель транспортных средств изначально предполагает, что они не будут эксплуатироваться при поездках по дорогам общего пользования, а будут использоваться только исключительно на территории предприятия (погрузчики) или горного отвода (при осуществлении добычи полезных ископаемых), у него не возникает обязанности регистрировать указанные транспортные средства и уплачивать по ним транспортный налог. Правомерна ли эта позиция?
Действительно, из положений гл. 28 НК РФ следует, что обязанность по уплате транспортного налога ставится в зависимость от регистрации транспортного средства. В частности, в ст. 357 НК РФ буквально записано, что налогоплательщиками налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения. В статье 358 НК РФ указано, что объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства, зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации. Кроме того, в п. 3 ст. 362 НК РФ говорится, что обязанность по уплате транспортного налога возникает с месяца постановки транспортного средства на государственный регистрационный учет в органах ГИБДД или Ростехнадзора и прекращается с месяца, следующего за месяцем снятия с учета транспортного средства в регистрирующих органах.
Однако это не означает, что, уклонившись от госрегистрации транспортных средств, можно на законных основаниях избежать уплаты транспортного налога. В данном случае необходимо учитывать, что п. 3 Постановления Правительства РФ от 12.08.1994 N 938 "О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации" обязывает собственников транспортных средств (лиц, от имени собственников владеющих, пользующихся или распоряжающихся на законных основаниях транспортными средствами) в установленном порядке зарегистрировать их в Государственной инспекции, или военных автомобильных инспекциях (автомобильных службах), или органах гостехнадзора в течение срока действия регистрационного знака "Транзит" или в течение пяти суток после приобретения (таможенного оформления).
Особо следует отметить, что правоприменительная практика придерживается такой же позиции. В частности, из Постановления Президиума ВАС РФ от 07.06.2012 N 14341/11 можно сделать следующие выводы. Уклонение организации от совершения действий по государственной регистрации транспортных средств (в нарушение порядка, установленного нормативным правовым актом Правительства РФ) не освобождает ее от обязанности уплаты транспортного налога. В отношении транспортных средств, указанных в ст. 358 НК РФ в качестве объекта налогообложения, обязанность уплаты налога возникает независимо от факта госрегистрации. Имеющаяся у организации в силу вышеназванного постановления Правительства РФ обязанность произвести государственную регистрацию объектов налогообложения только лишь подтверждает, что она является плательщиком транспортного налога по этим транспортным средствам. Пренебрежение установленной законом обязанностью осуществить постановку транспортных средств на государственный регистрационный учет не может служить основанием для освобождения их собственника (владельца) от уплаты налога.
А.В. Сорокин,
начальник отдела имущественных
и прочих налогов Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина РФ
1 сентября 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"