Постановлением Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 "Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда" (далее - Постановление N 870) предусмотрено, что работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, по результатам аттестации рабочих мест устанавливаются компенсации, в том числе ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в размере не менее семи календарных дней.
На сегодняшний день уполномоченным федеральным органом исполнительной власти не утверждены (в зависимости от класса условий труда) минимальные размеры компенсаций, поименованных в Постановлении N 870, в том числе минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и условия его предоставления.
Какими нормативными документами следует руководствоваться работодателю с учетом выводов, содержащихся в Определении Верховного Суда РФ от 04.04.2012 N АКПИ12-317, письмах ФНПР от 15.05.2012 "Об определении Верховного Суда РФ от 4 апреля 2012 года N АКПИ12-317", Роструда от 19.06.2012 N ПГ/4463-6-1 "О применении постановления Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25 октября 1974 г. N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день"?
Согласно ст. 116, 117 ТК РФ работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, предоставляются ежегодные дополнительные оплачиваемые отпуска, минимальная продолжительность которых и условия предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.
С 03.07.2012 в силу п. 5.2.37 Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610, Минтруд самостоятельно принимает нормативные правовые акты, в том числе устанавливающие размеры компенсаций в зависимости от класса условий труда (сокращенная продолжительность рабочего времени, минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, минимальный размер повышения оплаты труда) работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, а также условия их предоставления.
Действительно, на сегодняшний день минимальные размеры вышеуказанных компенсаций в зависимости от класса условий труда не утверждены.
По мнению Верховного Суда, отсутствие вышеназванного нормативного правового акта федерального органа исполнительной власти не является препятствием для установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда в соответствии с трудовым законодательством РФ. На суде также были заслушаны пояснения представителей Минздравсоцразвития. По их мнению, в связи с изменением федеральным законодателем определения порядка установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, а также сокращенной продолжительности рабочего времени работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда, Постановление Госкомтруда СССР, Президиума ВЦСПС от 25.10.1974 N 298/П-22 "Об утверждении Списка производств, цехов, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день", а также инструкция, утвержденная Постановлением Госкомтруда СССР и Президиума ВЦСПС от 21.11.1975 N 273/П-20, не подлежат применению, поскольку противоречат ТК РФ и являются недействующими. С этой позицией согласился Верховный Суд.
В Письме Роструда от 19.06.2012 N ПГ/4463-6-1 разъясняется, что до принятия нового порядка предоставления компенсаций указанный список может применяться, если его положения включены в коллективный договор или локальные нормативные акты, принимаемые работодателем на основании ст. 8 ТК РФ.
С учетом вышесказанного до утверждения Минтрудом в установленном порядке минимальной продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, работодатель вправе принять локальный нормативный акт и в пределах своей компетенции определить порядок установления ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска с учетом Постановления N 870. При этом локальный нормативный акт может содержать нормативы, установленные вышеуказанными документами СССР, если они не противоречат данному постановлению.
Б.А. Чижов,
государственный советник РФ 2-го класса
1 сентября 2012 г.
"Разъяснения органов исполнительной власти по ведению финансово-хозяйственной деятельности в коммерческих организациях", N 5, сентябрь-октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"