Сотрудница, проработавшая в организации, расположенной в г. Ростове-на-Дону, более 2 лет, будучи беременной (на 3-м месяце), до получения листка нетрудоспособности в связи с беременностью уволилась по собственному желанию.
Выплата каких видов пособий, связанных с беременностью и рождением ребенка, полагается данной женщине? Куда ей следует обращаться за получением пособия: к работодателю или в территориальный орган социальной защиты?
Единую систему государственных пособий гражданам, имеющим детей, в связи с их рождением и воспитанием, которая обеспечивает гарантированную государством материальную поддержку материнства, отцовства и детства, установил Федеральный закон от 19.05.1995 N 81-ФЗ "О государственных пособиях гражданам, имеющим детей" (далее - Закон N 81-ФЗ). Согласно ст. 1 указанного закона его действие распространяется, в частности, на граждан Российской Федерации, проживающих на территории Российской Федерации.
1. В соответствии со ст. 6 Закона N 81-ФЗ право на пособие по беременности и родам имеют:
- женщины, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также женщины, уволенные в связи с ликвидацией организаций, прекращением работодателями - физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, нотариусов, адвокатов, в течение двенадцати месяцев, предшествовавших дню признания их в установленном порядке безработными;
- женщины, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и учреждениях послевузовского профессионального образования;
- женщины, проходящие военную службу по контракту, службу в качестве лиц рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, в Государственной противопожарной службе, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, в таможенных органах;
- вышеперечисленные женщины при усыновлении ими ребенка.
В рассматриваемой ситуации женщина не работает (то есть обязательному социальному страхованию не подлежит согласно части первой ст. 2 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством") и не проходит службу, уволилась по собственному желанию, в образовательных учреждениях не обучается. Следовательно, право на получение пособия по беременности и родам у нее не возникает.
2. Согласно ст. 9 Закона N 81-ФЗ право на единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности, возникает дополнительно к пособию по беременности и родам. Поэтому женщине, не имеющей права на получение пособия по беременности и родам, данное единовременное пособие также не назначается.
3. Право на единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере имеет один из родителей либо лицо, его заменяющее (часть первая ст. 11, ст. 12 Закона N 81-ФЗ). Это право не обусловлено какими-либо обстоятельствами, помимо рождения ребенка. Поэтому в рассматриваемой ситуации женщина вправе получить данное пособие.
Если оба родителя (единственный родитель) не работают, то пособие назначается и выплачивается территориальным органом социальной защиты населения по месту жительства (пребывания, фактического проживания) одного из родителей (единственного родителя). В случае, когда один из родителей работает, а другой - нет, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы трудящегося родителя. Если же брак между родителями ребенка расторгнут, единовременное пособие при рождении ребенка назначается и выплачивается по месту работы родителя, с которым ребенок совместно проживает или органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания, месту фактического проживания) родителя, с которым ребенок совместно проживает, в случае, если родитель не работает (п. 27 Порядка и условий назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 23.12.2009 N 1012н; далее - Порядок).
Таким образом, единовременное пособие при рождении ребенка в фиксированном размере 8000 руб. женщина может получить в территориальном органе социальной защиты населения по месту своего жительства, если она является одинокой матерью либо если отец ребенка также является неработающим.
4. В соответствии с абзацем седьмым части первой ст. 13, частью второй ст. 14 Закона N 81-ФЗ матери либо отцы, опекуны, фактически осуществляющие уход за ребенком и не подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, имеют право на получение пособия по уходу за ребенком с момента его рождения и до достижения ребенком возраста полутора лет в минимальном фиксированном размере 1500 рублей по уходу за первым ребенком и 3000 рублей по уходу за вторым ребенком и последующими детьми (абзац второй части первой ст. 15 Закона N 81-ФЗ).
При этом в случае, если уход за ребенком осуществляется одновременно несколькими лицами, право на получение ежемесячного пособия по уходу за ребенком предоставляется одному из указанных лиц (часть седьмая ст. 13 Закона N 81-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации женщина имеет право на это пособие, если его не получает отец ребенка.
Пособие по уходу за ребенком назначается и выплачивается неработающей матери в органах социальной защиты населения по месту ее жительства (пп. "в" п. 45 Порядка).
5. В силу Указа Президента РФ от 30.05.1994 N 1110, а также постановления Правительства РФ от 03.11.1994 N 1206 матерям или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком, на основании их заявления производятся ежемесячные компенсационные выплаты за счет средств работодателя в размере 50 рублей. Однако при этом они должны состоять в трудовых отношениях с организациями независимо от их организационно-правовых форм и находиться в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста 3 лет. Поскольку в рассматриваемой ситуации женщина в трудовых отношениях не состоит, данная компенсационная выплата ей не назначается.
6. Закон N 81-ФЗ предусматривает также возможность получения ежемесячного пособия на ребенка, размер, порядок назначения, индексации и выплаты которого устанавливаются законами и иными нормативными правовыми актами субъекта РФ (части первая и третья ст. 3, ст. 16 Закона N 81-ФЗ). Согласно части первой ст. 1(1) Областного закона Ростовской области от 22.10.2004 N 176-ЗС "О государственном ежемесячном пособии на ребенка гражданам, проживающим на территории Ростовской области" (далее - Закон N 176-ЗС) одинокий родитель или один из родителей имеет право на получение ежемесячного пособия на каждого рожденного ребенка при условии, что среднедушевой доход семьи не превышает величину прожиточного минимума в целом по Ростовской области в расчете на душу населения, установленную Правительством Ростовской области в соответствии с Областным законом "О прожиточном минимуме в Ростовской области". Данное пособие выплачивается вплоть до полной дееспособности ребенка (п. 4 части третьей ст. 1(1) Закона N 176-ЗС). Лицам, перечисленным в части первой ст. 1(2) Закона N 176-ЗС, данное пособие выплачивается в повышенном размере. Размер пособия является фиксированным и составляет 200 руб. (ст. 2 Закона N 176-ЗС).
Ежемесячное пособие на ребенка назначается и выплачивается муниципальными учреждениями, создаваемыми органами местного самоуправления, в соответствии с их задачами и функциями по месту проживания или пребывания родителя, с которым проживает ребенок. Для назначения пособия необходимо подать письменное заявление в такое учреждение или многофункциональный центр (ст. 7, части первая, вторая ст. 11 Закона N 176-ЗС).
Обращаем Ваше внимание на то, что все указанные фиксированные размеры пособий ежегодно индексируются.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Мазухина Анна
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Прибыткова Мария
11 октября 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Правовой консалтинг является уникальной услугой индивидуального консультирования по правовым вопросам, которая предоставляется пользователям непосредственно во время работы с системой ГАРАНТ.
Основные преимущества услуги Правового консалтинга:
Удобство использования - в любой момент при работе с системой ГАРАНТ можно обратиться за персональной консультацией и получить ответ на интересующий вопрос, ответы хранятся в системе ГАРАНТ и содержат гиперссылки на дополнительные тематические материалы, содержащиеся в системе.
Гарантия качества - служба Правового консалтинга состоит из квалифицированных экспертов в области бухгалтерского учета и налогообложения, трудового и гражданского права в сфере регулирования предпринимательской деятельности. Все ответы проходят обязательную дополнительную централизованную экспертизу рецензентами службы Правового консалтинга.
Оперативность - срок ответа на вопросы пользователя, принятые к рассмотрению, составляет два дня.
Для того чтобы воспользоваться услугой Правового консалтинга, выберите в основном меню системы ГАРАНТ раздел "Правовая поддержка" (или используйте сочетание клавиш Alt + F1) и в открывшемся окне введите свой вопрос.
Более подробную информацию о данной услуге Вы можете получить, обратившись к Разделу "Правовая поддержка" Руководства пользователя (клавиша F1) или у Вашего специалиста по обслуживанию.