Комментарий к письму Минфина РФ от 20 августа 2012 г. N 03-03-06/1/412
Приказом Минздравсоцразвития России от 05.03.2011 N 169н был утвержден состав аптечки, которая предназначена для оказания первой помощи работникам, пострадавшим на производстве. В соответствии с данным приказом с 1 января 2012 года такие аптечки должны быть в каждой организации.
Если трудовая инспекция при проверке обнаружит отсутствие аптечки, то она может наложить на должностное лицо административный штраф в размере от 1000 до 5000 рублей, на организацию - от 30 000 до 50 000 рублей или приостановить деятельность на срок до 90 суток.
Для соблюдения требований законодательства лучше всего назначить ответственных лиц, на которых будет возложена обязанность по комплектации и пополнению аптечки.
В состав аптечки входят медицинские изделия и материалы, которые предназначены для оказания первой медицинской помощи (жгут, бинты, стерильные салфетки, кровоостанавливающие пакеты, лейкопластырь), а также устройство для искусственного дыхания, ножницы, булавки.
В аптечке должны находится краткие инструкции с пиктограммами (легко читаемыми картинками) по тому, как и чем оказывать первую помощь в разных случаях.
Изделия медицинского назначения, входящие в состав аптечки, не подлежат замене.
Трудовым законодательством на работодателя возлагается обязанность по обеспечению работников санитарно-бытовым и лечебно-профилактическим обслуживанием. Таким образом, обязанность по комплектации аптечек ложится на плечи работодателя. В связи с этим работодатель должен за счет средств фирмы приобрести все необходимые медицинские изделия и материалы.
Часто возникает вопрос, можно ли учесть затраты на комплектацию аптечки в составе расходов при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль организаций.
В соответствии с налоговым законодательством расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. То есть данные расходы должны быть экономически оправданы и подтверждены документами, которые оформляются в соответствии с законодательством России или обычаями делового оборота. Также данные затраты могут быть подтверждены документами, которые косвенно указывают на произведенные расходы (таможенная декларация, приказ о командировке, проездной документ и т.д.).
В прочие расходы, которые связаны с производством или реализацией, включаются затраты по обеспечению нормальных условий труда и мер по технике безопасности. Поэтому затраты по комплектации аптечек могут быть включены в состав расходов, учитываемых при исчислении базы по налогу на прибыль организаций.
Напомним, что работодатель также обязан организовывать и оплачивать проведение медицинских осмотров.
Суммы, уплаченные за медицинское обслуживание, которые остались в распоряжении работодателей после уплаты налога на прибыль, не облагаются НДФЛ. Однако необходимо соблюсти следующие условия:
- суммы для оплаты сформированы после уплаты налога на прибыль;
- наличие лицензии у медицинской организации;
- наличие документов, подтверждающих расходы.
При оплате медицинских услуг за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, налог с которой был уплачен, суммы, уплаченные за медицинское обслуживание работников, не облагаются НДФЛ независимо от факта получения организацией убытков в текущем налоговом периоде.
Если организация расходы за лечение и медицинское обслуживание включает в состав расходов в целях обложения налогом на прибыль, оплата полученного медицинского лечения подлежит обложению НДФЛ в общеустановленном порядке.
И.Д. Шилов,
налоговый консультант
"Нормативные акты для бухгалтера", N 20, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.