Спортивный комплекс (государственное автономное учреждение) планирует оформить кредит в коммерческом банке на приобретение спортивного инвентаря для предоставления услуг проката в рамках приносящей доход деятельности. Необходимо ли предварительно согласовывать решение о получении кредита с наблюдательным советом учреждения? Нужно ли отражать в плане финансово-хозяйственной деятельности учреждения поступление кредитных средств, расходы по их возврату и уплате процентов?
Для того чтобы ответить на вопрос, необходимо ли автономному учреждению предварительно согласовывать с наблюдательным советом получение кредита в коммерческом банке, обратимся к ст. 11 Федерального закона от 03.11.2006 N 174-ФЗ, в которой поименованы вопросы, относящиеся к компетенции наблюдательного совета. Среди них не названо согласование получения учреждением кредита. В то же время при принятии решения о получении кредита в банке учреждению необходимо выяснить, не является ли эта сделка крупной, ведь такие сделки совершаются только с предварительного одобрения наблюдательным советом автономного учреждения. Напомним, крупной является сделка, в том числе связанная с привлечением заемных денежных средств, при условии, что ее цена превышает 10% балансовой стоимости активов автономного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, и если уставом автономного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.
Таким образом, автономному учреждению необходимо предварительно согласовывать с наблюдательным советом получение кредита в коммерческом банке только в том случае, если сумма кредита превышает величину, при которой сделка признается крупной.
Что касается второго вопроса, отметим следующее. Основные требования к плану финансово-хозяйственной деятельности автономных учреждений (план ФХД) определены Приказом Минфина РФ от 28.07.2010 N 81н. Ими предусмотрено, что порядок составления и утверждения плана ФХД устанавливается учредителем в отношении подведомственных ему учреждений. Так, для государственных учреждений, подведомственных Минспорттуризму, такой порядок утвержден Приказом Минспорттуризма РФ от 14.11.2011 N 1441 (далее - Порядок N 1441).
Согласно п. 6 порядка плановые показатели по поступлениям формируются учреждением в разрезе:
- субсидий на выполнение государственного задания;
- целевых субсидий;
- бюджетных инвестиций;
- поступлений от оказания учреждением услуг (выполнения работ), относящихся в соответствии с уставом учреждения к его основным видам деятельности, предоставление которых осуществляется на платной основе, а также поступлений от иной приносящей доход деятельности;
- поступлений от реализации ценных бумаг в случаях, установленных федеральными законами.
Плановые показатели по выплатам формируются учреждением в разрезе выплат, указанных в плане ФХД, с детализацией до уровня групп, статей и подстатей классификации операций сектора государственного управления бюджетной классификации РФ (п. 9 Порядка N 1441).
В ряде аналогичных порядков также не предусмотрено отражение в плане ФХД показателей по привлеченным кредитам, займам учреждения.
Рассмотрим данную ситуацию с другой точки зрения. Все поступления и выплаты должны осуществляться автономным учреждением в соответствии с планом ФХД. Заемные средства привлекаются учреждением для того, чтобы осуществить необходимые расходы. Планируемые расходы не могут превышать планируемые доходы, соответственно, получение кредита следует рассматривать как источник финансирования дефицита средств учреждения. Иными словами, если автономное учреждение планирует взять кредит в коммерческом банке, то получение этих средств и их расходование следует отразить в плане ФХД. Так как план ФХД составляется в порядке, установленном учредителем, с учредителем также необходимо согласовать, в каком порядке в плане ФХД могут быть отражены показатели о получении заемных средств и выплатах, связанных с возвратом и обслуживанием кредита.
С. Бычков,
начальник отдела методологии бюджетного контроля и аудита
Департамента бюджетной политики и методологии Минфина РФ
1 октября 2012 г.
"Автономные учреждения: бухгалтерский учет и налогообложение", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журналы издательства "Аюдар Инфо"
На страницах журналов вы всегда найдете комментарии и рекомендации экспертов, ответы на актуальные вопросы, возникающие в процессе вашей работы. Авторы - это аудиторы-практики, налоговые консультанты и работники налоговых служб, они всегда подскажут вам, как правильно строить взаимоотношения с налоговой инспекцией, оптимизировать налоги законным путем, помогут разобраться в новом нормативном акте, применить его на практике и избежать ошибок в работе.
Издатель: ООО "Аюдар Инфо"