Разрабатываем бухгалтерскую учетную политику на 2013 год
Если у вас "упрощенка" с объектом доходы. Учетную политику в целях бухгалтерского учета должны составлять все организации. Поэтому изложенный материал будет полезен и вам.
Учетная политика по бухгалтерскому учету для "упрощенцев" - документ не новый. Ее должны были формировать даже те, кто по правилам бухучета учитывали лишь основные средства и нематериальные активы, а полный бухучет не вели. Однако с будущего года это уже станет невозможным, и все организации окажутся в равном положении. Более того, даже тем, кто и сейчас ведет бухучет, необходимо более продуманно подойти к составлению учетной политики на 2013 год. Ведь теперь нужно формировать баланс, отчет о прибылях и убытках, а не просто рисовать проводки для себя. Такие правила устанавливает новый Федеральный закон от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ), который начнет действовать с 1 января 2013 года. Поэтому давайте вместе подумаем о том, какой должна быть учетная политика на приближающийся год.
Наглядно основные варианты и способы учета хозяйственных операций, совершаемых организацией, мы представили в табл. 1 на с. 43-46. Отметим, что учетная политика по бухучету на 2013 год потребуется абсолютно всем "упрощенцам", за исключением индивидуальных предпринимателей, они от бухучета будут по-прежнему освобождены (подп. 1 п. 2 ст. 6 Закона N 402-ФЗ). Предпринимателям потребуется только налоговая учетная политика, об оформлении которой мы расскажем в следующих наших публикациях.
Таблица 1
Основные положения учетной политики по бухгалтерскому учету
Элемент учетной политики | Возможный вариант | Комментарий | |
Организационные вопросы | |||
1. Ведение учета возложено на главного бухгалтера или иное должностное лицо 2. Заключен договор об оказании услуг по ведению бухучета 3. Учет ведет лично руководитель | Лично вести учет может только руководитель организации малого или среднего бизнеса. К главным бухгалтерам ОАО, а также некоторых иных фирм предъявляются особые требования: высшее профобразование, определенный стаж работы, отсутствие неснятой или непогашенной судимости за преступление в сфере экономики | ||
Форма бухгалтерского учета (п. 6 Типовых рекомендаций) | 1. Журнально-ордерная 2. Мемориально-ордерная 3. Автоматизированная 4. Упрощенная | Журнально-ордерная и мемориально-ордерная формы в настоящее время используются редко. Поскольку большинство фирм ведут учет с помощью компьютерных программ. Упрощенную форму учета могут использовать только малые предприятия | |
Утверждение используемых форм первичных документов (п. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ) | 1. Отдельным приказом 2. Приложением к учетной политике | Формы первичных документов должен утвердить руководитель. При этом разрабатывать собственные не обязательно. Вы можете продолжить применять унифицированные. Этот момент следует отразить в учетной политике | |
Утверждение графика документооборота (п. 15 Положения по ведению бухучета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.98 N 34н) | 1. Отдельным приказом 2. Приложением к учетной политике | Организация должна самостоятельно разработать форму. Также можно указать периодичность утверждения (раз в год или иной вариант) | |
Используемый план счетов (п. 4 ПБУ 1/2008, утвержденного приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н) | 1. Стандартный План счетов 2. Собственный рабочий план счетов | Собственный рабочий план счетов можно привести в приложении к учетной политике | |
Периодичность проведения плановой инвентаризации имущества и обязательств (п. 3 ст. 11 Закона N 402-ФЗ) | 1. Ежемесячно 2. Ежеквартально 3. Иной вариант | Организация должна определить не только сроки, но и порядок проведения инвентаризации, а также состав инвентаризационной комиссии | |
Утверждение используемых форм регистров бухгалтерского учета (п. 5 ст. 10 Закона N 402-ФЗ) | 1. Отдельным приказом 2. Приложением к учетной политике | Формы регистров должен утвердить руководитель. Они должны содержать обязательные реквизиты | |
Учет основных средств и нематериальных активов | |||
Лимит стоимости основных средств (п. 5 ПБУ 6/01, утвержденного приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н, далее - ПБУ 6/01) | 1. 40 000 руб. 2. Меньшая сумма | Для сближения налогового и бухгалтерского учета удобнее, чтобы лимит был равен 40 000 руб. | |
Способ начисления амортизации основных средств (п. 18 ПБУ 6/01) | 1. Линейный 2. Уменьшаемого остатка 3. Списание стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования 4. Списание стоимости пропорционально объему продукции (работ) | Для разных групп объектов можно использовать разные способы | |
Использование коэффициента к норме амортизации (п. 19 ПБУ 6/01) | 1. Не используется 2. Используется коэффициент, равный 2 3. Используется коэффициент, равный 3 4. Используется коэффициент иного значения | Разрешено использовать коэффициент не выше 3 | |
Способ начисления амортизации НМА (п. 28 ПБУ 14/2007, утвержденного приказом Минфина России от 27.12.2007 N 153н) | 1. Линейный 2. Уменьшаемого остатка 3. Списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) | Для разных групп объектов можно использовать разные способы | |
Использование коэффициента к норме амортизации (подп. "б" п. 29 ПБУ 14/2007) | 1. Не используется 2. Используется коэффициент, равный 2 3. Используется коэффициент, равный 3 4. Используется коэффициент иного значения | Разрешено использовать коэффициент не выше 3 | |
Учет материалов | |||
Порядок учета материалов на счете 10 (Инструкция по применению счетов 10, 15 и 16, утвержденная приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) | 1. По фактической себестоимости 2. По учетным ценам | В случае учета материалов по учетным ценам используются счета 15 и 16 | |
Порядок определения учетной цены (п. 80 Методических указаний по учету МПЗ, утвержденных приказом Минфина России от 28.12.2001 N 119н, далее - Методические указания по учету МПЗ) | 1. Исходя из договорной цены 2. По данным предыдущего месяца или отчетного периода 3. По планово-расчетным ценам 4. По средней цене группы | Данный пункт следует отразить в учетной политике, если материалы на счете 10 отражаются по учетным ценам | |
Метод оценки списания стоимости материалов (п. 16 ПБУ 5/01, утвержденного приказом Минфина России от 09.06.2001 N 44н, далее - ПБУ 5/01) | 1. По себестоимости каждой единицы 2. По средней себестоимости 3. По себестоимости первых по времени приобретения материалов (ФИФО) | По разным группам материалов можно применять разные способы оценки. "Упрощенцам" с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете | |
Учет готовой продукции | |||
Оценка готовой продукции (п. 203 Методических указаний по учету МПЗ) | 1. По фактической производственной себестоимости 2. По нормативной себестоимости | Как правило, метод оценки по нормативной себестоимости применяют в отраслях с массовым, серийным производством и с большой номенклатурой продукции. Если же производство единичное и мелкосерийное либо массовое, но с небольшой номенклатурой, продукцию лучше оценивать по фактической производственной себестоимости | |
Определение нормативной себестоимости (п. 203 Методических указаний по учету МПЗ) | 1. По статьям прямых расходов 2. По себестоимости, включающей затраты, возникшие в связи с использованием основных средств, топлива, энергии и т.д. | Данный пункт следует отразить в учетной политике, если готовая продукция оценивается по нормативной себестоимости | |
Определение учетной цены (п. 204 Методических указаний по учету МПЗ) | 1. По фактической производственной себестоимости 2. По нормативной себестоимости 3. По договорным ценам 4. По другим видам цен | Данный пункт следует отразить в учетной политике, если в аналитическом бухучете и местах хранения продукции применяются учетные цены | |
Учет товаров | |||
Метод оценки списания стоимости покупных товаров (п. 16 ПБУ 5/01) | 1. По себестоимости каждой единицы 2. По средней себестоимости 3. По себестоимости первого поступления (ФИФО) | По разным группам товаров можно применять разные способы оценки. "Упрощенцам" с объектом доходы минус расходы удобно использовать тот же метод, что и в налоговом учете | |
Способ учета товаров в розничной торговле(п. 13 ПБУ 5/01) | 1. В покупных ценах 2. В продажных ценах | В случае, когда товары оцениваются по продажной стоимости, учет наценок (скидок) ведется на счете 42 "Торговая наценка" | |
Учет доходов и расходов | |||
Момент признания выручки от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления (п. 13 ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 32н) | 1. По мере готовности работ, услуг, продукции 2. После выполнения работы, оказания услуги, изготовления продукции в целом | В отношении разных по характеру и условиям выполнения работ, оказания услуг, изготовления изделий в одном отчетном периоде могут применяться разные способы признания выручки | |
Порядок признания коммерческих и управленческих расходов (п. 9 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от 06.05.99 N 33н и п. 228 Методических указаний по учету МПЗ) | 1. В полном объеме учитываются в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг и ежемесячно списываются в дебет счета 90 "Продажи" 2. Распределяются между проданными и непроданными продукцией, товарами, работами, услугами пропорционально выбранной базе | В качестве базы может использоваться основная заработная плата, прямые расходы и т.д. Выбранный метод распределения расходов нужно закрепить в учетной политике |
Как новый Закон о бухучете повлиял на учетную политику
Закон N 402-ФЗ каких-либо глобальных изменений в порядок составления учетной политики не внес. Хотя в нем есть отдельная статья 8, посвященная этой теме. В ней законодатели сформулировали определение учетной политики: это совокупность способов ведения бухучета экономическим субъектом.
Как и прежде, организация самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством РФ о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. Случаи, когда вы можете изменить учетную политику, остались прежними. Напомним, что в действующем до конца этого года Законе о бухучете сказано, что поправки в учетную политику можно вносить только с начала финансового года (п. 4 ст. 6 Федерального закона от 21.11.96 N 129-ФЗ). В то время как ПБУ 1/2008 "Учетная политика организации", утвержденное приказом Минфина России от 06.10.2008 N 106н, позволяет вносить изменения в течение года, но при условии, что для этого имеются веские причины (п. 12 ПБУ 1/2008). Как видим, налицо существенное противоречие, которое с нового года будет устранено. Пункт 7 статьи 8 Закона N 402-ФЗ фактически дублирует положение из ПБУ 1/2008. А значит, начиная с 2013 года организации при определенных условиях смогут корректировать учетную политику в течение года.
Важное обстоятельство. По общему правилу изменения в учетную политику можно внести только с начала финансового года, но при наличии особых обстоятельств это можно сделать и в течение года.
Перечень положений, из которых должна быть сформирована учетная политика, сам по себе не изменился. Напомним, в ней нужно отразить, во-первых, порядок учета объектов и хозяйственных операций, в отношении которых предусмотрено несколько вариантов учета. А во-вторых, вопросы и способы учета, которые законодательством не урегулированы. Здесь все осталось как раньше.
Однако Закон N 402-ФЗ изменил содержание некоторых элементов учетной политики. Например, сейчас организации обязаны применять унифицированные формы "первички". С нового года это станет необязательным. Если вы занимались учетом только основных средств и НМА, то вам предстоит сложная работа - сформировать полноценную учетную политику. И поможет вам в этом табл. 1 на с. 43-46. Мы советуем начать с разработки рабочего плана счетов и перечня форм регистров бухучета.
Читайте также. Подробнее о применении унифицированных форм читайте в статье "Полезные советы о том, как оформлять первичные документы сейчас и в будущем году" // Упрощенка, 2012, N 9, с. 32.
Какие счета бухучета можно объединить
Разрабатывая рабочий план счетов организации, за основу вы можете взять типовой План счетов бухгалтерского учета, утвержденный приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н (далее - План счетов). Однако перечислять в рабочем плане абсолютно все счета не нужно. Достаточно привести те, которые вы будете использовать в учете. Это с одной стороны.
С другой стороны, вам необходимо продумать аналитический учет по каждому синтетическому счету. Обычно он ведется по наименованиям имущества, сортам, местам хранения, ответственным лицам и т.д. Кроме того, аналитический учет должен отражать особенности бизнеса. Например, фирмам, торгующим оптом и в розницу, на счете 44 "Расходы на продажу" целесообразно вести раздельный учет. Для этого открываются субсчета:
- 44-1 "Общие расходы на продажу, относящиеся одновременно и к розничной, и к оптовой торговле";
- 44-2 "Расходы на продажу, возникшие в результате ведения розничной торговли";
- 44-3 "Расходы на продажу в оптовой торговле".
Суть вопроса. В рабочем плане нужно отразить используемые синтетические счета, а также субсчета, по которым ведется аналитический учет.
Есть еще один важный нюанс. Малые предприятия, к коим относятся многие "упрощенцы", могут сократить количество счетов в рабочем плане по сравнению с типовым Планом счетов. То есть вместо нескольких похожих счетов вы вправе использовать один счет (информация Минфина России N ПЗ-3/2010). Перечень счетов, которые можно заменить, мы привели в табл. 2 на с. 46.
Таблица 2
Объединение счетов бухгалтерского учета в рабочем плане счетов
Объект учета | Заменяемые счета | Единый используемый счет |
Производственные запасы | Счет 07 "Оборудование к установке", счет 10 "Материалы", счет 11 "Животные на выращивании и откорме" | Счет 10 "Материалы" |
Затраты, связанные с производством и продажей продукции | Счет 20 "Основное производство", счет 23 "Вспомогательные производства", счет 25 "Общепроизводственные расходы", счет 26 "Общехозяйственные расходы", счет 28 "Брак в производстве", счет 29 "Обслуживающие производства и хозяйства" | Счет 20 "Основное производство" |
Готовая продукция и товары | Счет 41 "Товары", счет 43 "Готовая продукция" | Счет 41 "Товары" |
Дебиторская и кредиторская задолженность | Счет 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками", счет 71 "Расчеты с подотчетными лицами", счет 73 "Расчеты с персоналом по прочим операциям", счет 75 "Расчеты с учредителями", счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами", счет 79 "Внутрихозяйственные расчеты" | Счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" |
Денежные средства | Счет 51 "Расчетные счета", счет 52 "Валютные счета", счет 55 "Специальные счета в банках", счет 57 "Переводы в пути" | Счет 51 "Расчетные счета" |
Капитал | Счет 80 "Уставный капитал", счет 82 "Резервный капитал", счет 83 "Добавочный капитал" | Счет 80 "Уставный капитал" |
Финансовые результаты | Счет 90 "Продажи", счет 91 "Прочие доходы и расходы", счет 99 "Прибыли и убытки" | Счет 99 "Прибыли и убытки" |
В чем заключается упрощенная система регистров бухучета
Формируя учетную политику, вы должны утвердить применяемые организацией регистры бухгалтерского учета. В них вы будете систематизировать информацию, содержащуюся в первичных документах, чтобы затем отражать ее на счетах бухгалтерского учета и в бухгалтерской отчетности. Регистры вы можете составлять на бумаге либо при наличии электронной подписи хранить в электронном виде (п. 6 ст. 10 Закона N 402-ФЗ).
Памятка. Регистры можно составлять на бумаге либо при наличии электронной подписи вести в электронном виде.
Расскажем подробнее об электронной подписи. По своей сути это электронная информация. Она присоединяется к той информации, которую подписывает физлицо или организация. Таким образом, всегда можно определить, кто именно подписал электронный документ. Иными словами, электронная подпись - это логины, пароли, коды и прочие средства идентификации, подтверждающие, что подпись сформирована определенным человеком.
Как видим, электронная подпись - вещь непростая. И у большинства "упрощенцев" ее просто нет. При этом чаще всего учет ведется в бухгалтерской программе, а не на бумаге. Что же нужно предпринять, чтобы не нарушать закон? Данный вопрос решается следующим образом. По окончании каждого месяца распечатывайте все регистры (журналы-ордера, книги учета хозяйственных операций и т.д.), прошивайте их и подписывайте "живой" подписью должностных лиц. Тогда претензий со стороны проверяющих на предмет того, что не соблюдаются установленные к ведению регистров требования, точно не будет.
Важное обстоятельство. "Упрощенцы", являющиеся малыми предприятиями, могут вместо общепринятых регистров применять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета.
Обратим ваше внимание, что Минфин России разрешил малым предприятиям применять упрощенную систему регистров бухучета (п. 4 информации Минфина России N ПЗ-3/2010). Возможны два варианта.
Вариант N 1: регистрация всех операций только в книге (журнале) учета фактов хозяйственной деятельности. Применять данный вариант могут организации, которые совершают незначительное количество хозяйственных операций (не более 30 в месяц). И при условии, что они не осуществляют производство продукции и работ, связанное с большими материальными затратами. Книга учета по форме N К-1 приведена в приложении 1 к Типовым рекомендациям, утвержденным приказом Минфина России от 21.12.98 N 64н (далее - Типовые рекомендации), и является комбинированным регистром аналитического и синтетического учета (далее - Книга учета).
В рассматриваемом случае организация может все свои операции отражать в Книге учета. Обычно ее ведут в течение всего отчетного года. Однако при необходимости ее можно оформлять в виде ведомости и открывать на каждый месяц новую. Вместе с Книгой учета компания должна вести ведомость учета заработной платы.
Вариант N 2: ведение регистров бухучета имущества малого предприятия. Данный вариант подходит "малышам", которые занимаются производством продукции (работ, услуг) либо у которых в месяц получается больше 30 операций. Они могут применять следующие регистры:
- ведомость учета основных средств, начисленных амортизационных отчислений;
- ведомость учета производственных запасов и товаров, а также НДС, уплаченного по ценностям;
- ведомость учета затрат на производство;
- ведомость учета денежных средств и фондов;
- ведомость учета расчетов и прочих операций;
- ведомость учета реализации;
- ведомость учета расчетов с поставщиками;
- ведомость учета оплаты труда;
- шахматная ведомость.
Формы всех перечисленных ведомостей содержатся в приложениях к Типовым рекомендациям. Как правило, каждая ведомость применяется для учета операций по одному из используемых бухгалтерских счетов.
И Книга учета, и все перечисленные ведомости являются регистрами. А значит, вести их следует по установленным правилам, то есть на бумаге либо в электронном виде с электронной подписью. Если же вы их заполняете в бухгалтерской программе, то не забывайте распечатывать заполненные листы за каждый прошедший месяц.
Независимо от того, какой из вариантов вы выберете, его нужно отразить в учетной политике. Обратите внимание, регистры бухгалтерского учета утверждает руководитель организации. Поэтому вы можете дополнить или сократить упомянутые формы, не забыв про обязательные реквизиты.
Полезные советы. Пять главных советов для тех, кто формирует полную учетную политику по бухучету впервые
1. Продумайте досконально каждый пункт учетной политики, так как вы должны будете применять ее последовательно из года в год. По общему правилу скорректировать учетную политику вы сможете только с начала отчетного периода и при условии, что существенно изменились условия вашей деятельности либо установленные законодательством требования. Внести изменения в учетную политику можно в случае, когда вы разработали или выбрали новый способ ведения бухучета, который приведет к повышению качества информации об объекте. Но опять же придется дождаться начала периода.
2. Сблизьте бухгалтерский и налоговый учет с помощью учетной политики. Для этого установите одни и те же способы учета определенных доходов, расходов, имущества и т.д. Например, в учетной политике по бухучету пропишите те методы списания материалов и товаров, которые вы используете в налоговом учете.
3. Пропишите в документе порядок учета только того имущества или той хозяйственной операции, в отношении которых законодательство допускает несколько вариантов учета. Выберите подходящий вам способ учета и закрепите его в учетной политике. О единственно возможном способе учета операции или имущества не пишите.
4. Отражайте в учетной политике только те способы учета, которые относятся к текущим видам деятельности, то есть к уже имеющимся активам и обязательствам или совершаемым операциям. Не нужно записывать способы учета абсолютно всех операций, по которым бухгалтерское законодательство предоставляет право выбора. Например, если у вас нет нематериальных активов и вы не собираетесь их покупать, то вам не следует указывать в учетной политике метод их амортизации.
5. Если какие-то вопросы или способы учета бухгалтерским законодательством не урегулированы, разработайте их самостоятельно и отразите в учетной политике. Например, вы должны утвердить формы первичных документов и регистров бухгалтерского учета, а также определить порядок проведения инвентаризации.
Н.А. Кулюкина,
эксперт журнала "Упрощенка"
Нюансы, требующие особого внимания
Перечень элементов учетной политики в новом году останется прежним. Однако изменился порядок оформления первичных документов. Если вы и дальше будете применять унифицированные формы, отразите это в учетной политике.
Для рационального ведения бухгалтерского учета вы можете объединить некоторые синтетические счета рабочего плана, который следует оформить в виде приложения к учетной политике.
Регистры, которые ведутся в электронном виде, в том числе с помощью бухгалтерских программ, должны быть подписаны электронной подписью. Если ее нет, заполненные на компьютере листы нужно каждый месяц распечатывать.
"Упрощенка", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Упрощенка"
Первый журнал для бухгалтера по упрощенной системе налогообложения. На страницах журнала - вся необходимая информация: практические советы в области налогового учета и отчетности при УСН, полезные таблицы, схемы, образцы заполнения документов, арбитражная практика и ответы на вопросы читателей.
Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ N ФС77-19569 от 03.03.2005.