Реструктуризация задолженности
Для того чтобы компании, функционировавшие еще в 90-е годы, смогли выйти из кризисной финансовой ситуации, государство предоставило возможность реструктурировать их задолженность по налогам. Как и любые другие льготы, подобное право еще нужно отстоять. С такой проблемой столкнулась компания, пожелавшая оспорить в суде решение налогового органа о прекращении реструктуризации задолженности по налогам и добиться списания пеней и штрафов (решение Арбитражного суда г. Москвы от 15.11.2010 по делу N А40-81681/10-127-418). Одних только штрафов и пеней насчитывалось 14 825 тыс. руб.
Многие компании, которые уже вели свою хозяйственную деятельность начиная с 90-х годов постоянно сталкивались с финансовыми проблемами. Повсеместно применялся бартер и сложные взаиморасчеты (с участием трех и более контрагентов).
Иногда в этих взаиморасчетах участвовали и налоговые органы. Но такие случаи были, скорее, исключение.
В результате многие компании накопили огромные задолженности по налогам и сборам, которые еще усугубились начисленными на них пенями и штрафами. Ведь при такой системе взаиморасчетов наличного и безналичного оборота денежных средств практически не существовало. Соответственно, и начисленные налоги платить было нечем.
В сложившейся ситуации компании не имели возможности погасить долги. А в случае обращения налоговыми органами на принудительное взыскание накопленной задолженности в судебном порядке многих компаний неминуемо ждало банкротство. Кризис 1998 года только усугубил ситуацию.
В целях разрешения этой непростой ситуации и поддержки предприятий, накопивших непосильные долги по налоговым платежам и санкциям, Правительство РФ приняло постановление от 03.09.1999 N 1002. Благодаря данному постановлению налогоплательщики получили право на реструктуризацию задолженности по федеральным, региональным и местным налогам.
Предприятия получили право на рассрочку оплаты задолженности по налогам. Так, если будет принято решение о реструктуризации задолженности организации по обязательным платежам в федеральный бюджет, ей будет предоставлено право равномерной уплаты задолженности по налогам и сборам в течение шести лет, по пеням и штрафам - в течение четырех лет после погашения задолженности по налогам и сборам.
Организации, не имеющей задолженности по налогам и сборам, предоставлялось право погашения задолженности по пеням и штрафам в течение 10 лет.
Кроме того, в случае своевременной оплаты текущих налоговых платежей и внесения оплаты по графикам налогоплательщики получали право на списание пеней и штрафов при:
- погашении половины реструктурируемой задолженности в течение двух лет и полном и своевременном внесении текущих налоговых платежей в федеральный бюджет в течение двух лет после принятия решения о реструктуризации налогоплательщик получает право на списание половины долга по пеням и штрафам (в т.ч. признаваемых плательщиком к взысканию).
- погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и полном и своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам (в т.ч. признаваемых плательщиком к взысканию).
ОАО "Спецсетьстрой" приняла решение воспользоваться возможностью реструктуризации задолженности по налогам на четыре года. Ведь в данном случае компания получала право списания начисленных пеней и штрафов. К моменту проведения реструктуризации их накопилось 61 724 тыс. руб., при том что основной долг по налогам составлял только 22 128 тыс. руб.
Однако по окончанию срока реструктуризации (четыре года) ОАО "Спецсетьстрой" произвести списание пеней и штрафов оказалось не так просто. В налоговых органах еще не был отработан механизм списания долгов, и инспектору постоянно приходилось обращаться за разъяснениями в вышестоящее Управление ФНС.
И только по истечении трех лет с момента первого обращения налоговый орган вынес решение о списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 47 890 тыс. руб. Впоследствии компания не оставляла попытки вынесения решения о списании остатка задолженности по пеням и штрафам в сумме 14 825 тыс. руб.
Однако уже в 2010 году налоговым органом было вынесено решение о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности ОАО "Спецсетьстрой" по федеральным, региональным и местным налогам, а также начисленным пеням и штрафам. Это означало, что вместо списания пеней и штрафов теперь компании необходимо оплатить данную сумму.
Поняв, что все досудебные попытки разрешения данного вопроса не увенчались успехом, ОАО "Спецсетьстрой" приняло решения обратиться в Арбитражный суд.
Доводы компании
Налогоплательщик обратился в Арбитражный суд с исковым заявлением о признании недействительным решения налогового органа о прекращении действия Решения о реструктуризации задолженности по налогам (а также начисленным пеням и штрафам); о признании незаконным бездействие инспекции в связи с неосуществлением списания суммы пеней и штрафов в размере 14 825 тыс. руб. и об обязании произвести списание суммы пеней и штрафов в размере 14 825 тыс. руб.
Данное решение было принято налоговым органом на том основании, что ОАО "Спецсетьстрой" по состоянию на 01.04.2010 не оплатило реструктурированную задолженность по пеням и штрафам согласно графикам погашения задолженности в бюджеты всех уровней в сумме 9 265,6 тыс. руб.
Данное решение налогоплательщик считает незаконным и не соответствующим фактическим обстоятельствам.
Решением налогового органа от 23.11.2001 N 08/3 была реструктуризирована задолженность ОАО "Спецсетьстрой" по федеральным, региональным и местным налогам и сборам на основании постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" в общей сумме 83 852 тыс. руб.: по федеральным, региональным и местным налогам - в сумме 22 128 тыс. руб.; по пеням и штрафам - в сумме 62715 тыс. руб.
По состоянию на 15.09.2005 со стороны ОАО "Спецсетьстрой" было произведено полное погашение реструктурированной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам согласно утвержденным графикам.
В адрес налоговой инспекции 10.10.2005 было направлено заявление с просьбой произвести полное списание задолженности по пеням и штрафам (в соответствии с п. 5 Порядка постановлением Правительства РФ от 03.09.1999).
Кроме того, ОАО "Спецсетьстрой" в полном объеме в течение установленного срока осуществляло текущие платежи по федеральным, региональным и местным налогам.
Таким образом, со стороны ОАО "Спецсетьстрой" были выполнены все условия реструктуризации.
ОАО "Спецсетьстрой" представило в налоговый орган 10.10.2005 заявление о списании сумм задолженности по пеням и штрафам в связи с досрочным погашением реструктуризированной задолженности по налогам и сборам согласно установленным графикам.
По результатам рассмотрения представленных документов налоговым органом принято решение от 07.06.2008 о частичном списании задолженности по пеням и штрафам в сумме 47 890 тыс. руб.
ОАО "Спецсетьстрой" неоднократно обращалось в налоговую инспекцию с письменной просьбой объяснения причин списания не в полной сумме задолженности по пеням и штрафам, однако ответа не получили.
ОАО "Спецсетьстрой" вынуждено было обратиться в Управление Федеральной налоговой службы по г. Москве с аналогичной просьбой.
В своем ответе Управление Федеральной налоговой службы подтвердило списание налоговым органом реструктуризированной задолженности по пеням и штрафам в сумме 51 856 тыс. руб., что не соответствует принятому решению налогового органа.
Пунктом 5 Порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом (утвержденного постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002) предусмотрено, что при погашении реструктурируемой задолженности в течение четырех лет и в полном своевременном внесении налоговых платежей в федеральный бюджет в течение четырех лет производится полное списание задолженности по пеням и штрафам.
Списание полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили в течение четырех лет полную сумму задолженности, реструктурированной в соответствии с постановлением Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 производится МНС России с момента погашения указанной задолженности (постановление Правительства РФ от 24.04.2002 N 269).
При погашении реструктурированной задолженности в течение четырех лет после принятия решения о реструктуризации территориальный орган МНС России по месту нахождения организации производит полное списание задолженности по пеням и штрафам с момента погашения указанной задолженности (приказ МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235).
Таким образом, ОАО "Спецсетьстрой" имеет законное право на списание всех пеней и штрафов.
Доводы налогового органа
Налоговая инспекция, ознакомившись с заявлением ОАО "Спецсетьстрой", считает доводы заявителя необоснованными, а требования не подлежащими удовлетворению по нижеследующим основаниям.
Налоговым органом было вынесено решение 27.04.2010 о прекращении действия решения о реструктуризации задолженности ОАО "Спецсетьстрой" по федеральным, региональным и местным налогам, а также начисленным пеням и штрафам.
Данное решение было принято на том основании, что заявитель по состоянию на 01.04.2010 не оплатил реструктурированную задолженность по пеням и штрафам согласно графикам погашения задолженности в бюджеты всех уровней в сумме 9 265,6 тыс. руб.
Налогоплательщик считает, что по состоянию на 15.09.2005 со стороны ОАО "Спецсетьстрой" было произведено полное погашение реструктурированной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам согласно утвержденным графикам. Однако инспекция считает, что данное обстоятельство не соответствует действительности. В доказательство они привели нижеследующие аргументы.
Согласно Решению налогового органа от 07.06.2008 о списании задолженности по пеням и штрафам с ОАО "Спецсетьстрой" была списана задолженность по пеням и штрафам в общей сумме 47 890 тыс. руб.
Инспекция обращает внимание суда на тот факт, что данная сумма пеней и штрафов была списана только по федеральным налогам.
В соответствии с пунктом 5 постановления правительства РФ от 03.09.1999 N 1002 "О порядке и сроках проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом" решение об одновременной реструктуризации задолженности по обязательным платежам в бюджеты всех уровней принимается налоговыми органами с согласия на ее проведение органа (органов), уполномоченного принимать такие решения от имени субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Таким образом, инспекция имеет право принять решение о реструктуризации задолженности только с согласия исполнительного органа субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования.
Списание половины или полной суммы задолженности по пеням и штрафам с организаций, которые погасили в течение двух или четырех лет половину или полную сумму реструктурированной задолженности производится Министерством РФ по налогам и сборам с момента погашения указанной задолженности (в соответствии с постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269).
Также в соответствии с письмом департамента налоговой политики Минфина России от 25.02.2003 N 04-01-14/1-05, пункт 5 постановления правительства РФ от 24.04.2002 N 269 носит рекомендательный характер. Кроме того, законодательство Российской
Федерации не содержит положений, запрещающих органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлять организациям право на реструктуризацию задолженности перед бюджетом субъектов Российской Федерации и местным бюджетам (в т.ч. и право на списание задолженности по пеням и штрафам).
В соответствии с вышеизложенным, налоговый орган посчитал, что в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено положение о списании задолженности, аналогично положению, предусмотренному постановлением Правительства РФ от 24.04.2002 N 269.
Соответственно, произвести списание данной суммы пеней и штрафов возможно лишь с согласия исполнительного органа субъекта РФ и (или) муниципального образования.
Таким образом, налогоплательщик должен был обратиться в исполнительные органы субъекта РФ и Правительство Москвы с заявлением о списании данных сумм по федеральным и местным налогам и только после вынесения соответствующих решений налоговый орган имеет право произвести списание соответствующих сумм, а до вынесения соответствующих решений налогоплательщик обязан производить погашение реструктурированной задолженности по региональным и местным налогам согласно утвержденным графикам.
Аргументы суда
В ходе судебного разбирательства по делу установлены следующие факты.
Со стороны ОАО "Спецсетьстрой" было произведено полное погашение реструктурированной задолженности по федеральным, региональным и местным налогам.
ОАО "Спецсетьстрой" в полном объеме в течение установленного срока осуществляло текущие платежи по федеральным, региональным и местным налогам.
Поскольку ОАО "Спецсетьстрой" досрочно (в течение четырех лет) погасило всю задолженность по налогам и сборам и производило своевременно уплату текущих платежей, то получило право на списание сумм задолженности по пеням в федеральный, региональный и местные бюджеты.
Налоговая инспекция не оспаривает факт выполнения ОАО "Спецсетьстрой" всех условий по реструктуризации задолженности по налогам и сборам.
Однако налоговый орган принял решение о списании пеней по федеральным налогам и частично по региональным налогам. Он мотивировал это тем, что для списания пеней по региональным и местным налогам необходимо согласие исполнительного органа субъекта РФ и (или) муниципального образования.
Данное заявление налоговой инспекции противоречит действующему законодательству, определяющему порядок и правила списания сумм задолженности по пеням и штрафам перед бюджетами всех уровней.
Как указано в постановлении Правительства РФ от 24.04.2002 N 269 "О списании суммы задолженности по пеням и штрафам" списание задолженности организаций должно производиться в порядке, установленном МНС России.
Данный порядок разработан в Правилах списания сумм задолженности, утвержденных приказом МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235.
Согласно пункту 3 этого документа решения о списании задолженности по пеням и штрафам принимаются руководителем налогового органа по местонахождению организации, то есть территориальным налоговым органом.
Указанные нормативные акты не предусматривают ограничений прав налогового органа по составу тех обязательных платежей, по которым начислены пени. Списывать задолженность по пеням и штрафам может тот же орган, который принял решение о реструктуризации задолженности.
Ссылка налогового органа на возможность списания пени по региональным и местным налогам с согласия исполнительного органа субъекта Российской Федерации и (или) муниципального образования противоречит действующему законодательству, а именно положениям, изложенным в Правилах списания сумм задолженности, утвержденных приказом МНС России от 30.04.2002 N БГ-3-29/235.
Ссылка налогового органа на письмо департамента налоговой политики Минфина России от 25.02.2003 N 04-01-14/1-05 носит рекомендательный характер и не запрещает органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления предоставлять организациям право на списание задолженности по пеням и штрафам, что может быть предусмотрено в нормативных актах субъектов Российской Федерации.
Суд посчитал, что налоговый орган имел право произвести списание пеней по федеральным, региональным и местным налогам, что подтверждается действиями налоговой инспекции по осуществлению списания пени по региональному налогу по аппарату управления в сумме 785 тыс. руб. (решение о списание задолженности от 07.06.2008).
Таким образом, бездействие налоговой инспекции по несписанию пени по иным налогам кроме федеральных, не основаны на законе.
Учитывая, что ОАО "Спецсетьстрой" выполнило все условия по реструктуризации, у него возникло право на списание всей оставшейся суммы реструктуризированной задолженности по пеням (п. 5 постановления Правительства РФ от 03.09.1999 N 1002), том числе в региональные и местные бюджеты. Арбитражный суд вынес Решение, в котором:
- признал недействительным Решение налоговой инспекции "О прекращении действия решения о реструктуризации задолженности";
- признал незаконным бездействие налоговой инспекции по неосуществлению списания суммы пеней и штрафов в региональные и местные бюджеты в размере 14 825 тыс. руб.;
- обязал налоговый орган произвести списание суммы пеней и штрафов в региональные и местные бюджеты в сумме 14 825 тыс. руб. Таким образом, в этом сложном деле была поставлена жирная точка.
Р.В. Нестеров,
юрист
"Нормативные акты для бухгалтера", N 19, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Журнал "Нормативные акты для бухгалтера"
ООО "Агентство бухгалтерской информации"
Свидетельство о регистрации ПИ N ФС 77-27066 выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия 26 января 2007 года.