Организация осуществляет производство пива, в том числе безалкогольного с содержанием этилового спирта не более 0,5% объема готовой продукции. Организация разместила рекламу безалкогольного пива в журнале без указания информации о вреде пива. Может ли организация учесть расходы на производство и размещения рекламы, как соответствующей требованиям рекламного законодательства?
В описанной ситуации учет расходов на рекламу для целей налогообложения является неправомерным, так как данная реклама является ненадлежащей ввиду отсутствия предупреждения о вреде употребления пива. Следовательно расходы на такую рекламу не обоснованны.
Обоснование: Из норм пункта 1 статьи 252 НК РФ следует, что в целях главы 25 НК РФ налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ). Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 НК РФ, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством РФ, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.
Соответственно, расходы, не соответствующие требованиям законодательства, не уменьшают налогооблагаемую прибыль как не являющиеся экономически обоснованными.
Подпунктом 28 пункта 1 статьи 264 НК РФ установлено, что к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся следующие расходы налогоплательщика: расходы на рекламу производимых (приобретенных) и (или) реализуемых товаров (работ, услуг), деятельности налогоплательщика, товарного знака и знака обслуживания, включая участие в выставках и ярмарках, с учетом положений пункта 4 статьи 264 НК РФ.
Согласно нормам пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Таким образом, если распространяемая налогоплательщиком информация отвечает указанным критериям, то она признается рекламой.
Как установлено нормами пункта 4 статьи 3 Закона N 38-ФЗ, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства РФ.
Нормами части 3 статьи 22 Закона N 38-ФЗ установлено, что реклама пива и напитков, изготавливаемых на его основе, в каждом случае должна сопровождаться предупреждением о вреде чрезмерного потребления пива и напитков, изготавливаемых на его основе. В рекламе, распространяемой в радиопрограммах, продолжительность такого предупреждения должна составлять не менее чем три секунды, в рекламе, распространяемой в телепрограммах и при кино- и видеообслуживании, - не менее чем пять секунд, и такому предупреждению должно быть отведено не менее чем 7% площади кадра, а в рекламе, распространяемой другими способами, - не менее чем 10% рекламной площади (пространства).
Таким образом, при размещении рекламы пива доведение до сведения потребителя информации о вреде пива является обязательным.
Подпунктом 16 статьи 2 Федерального закона от 22 ноября 1995 г. N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции" установлено, что спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 1,5% объема готовой продукции.
Следовательно, продукция, которая содержит в своем составе менее 1,5 процента спирта, не признается спиртосодержащей.
Пунктом 2 ГОСТ Р 53358-2009 "Продукты пивоварения. Термины и определения", утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 7 июля 2009 г. N 235-ст установлено, что безалкогольное пиво - это пиво с объемной долей этилового спирта не более 0,5%.
ФАС России указывает, что поскольку Закон N 38-ФЗ не содержит каких-либо оговорок, уточняющих группы товаров (пива), к рекламе которых он применяется, его требования в равной мере распространяются на рекламу алкогольного и безалкогольного пива. Данная позиция изложена в пункте 1 письма ФАС России от 17 сентября 2004 г. N АК/5841 "О применении пункта 1.1 статьи 16 Федерального закона "О рекламе". Следует отметить, что данная позиция основана на нормах Федерального закона от 18 июля 1995 г. N 108-ФЗ "О рекламе", утратившего силу, однако может применяться по аналогии.
Минфин России считает, что расходы на ненадлежащую рекламу не уменьшают налогооблагаемую прибыль. Данная позиция изложена в письме Минфина России от 27 июня 2007 г. N 03-03-06/1/418.
Из приведенного выше следует, что в описанной ситуации учет расходов на рекламу для целей налогообложения является неправомерным, так как данная реклама является ненадлежащей ввиду отсутствия предупреждения о вреде употребления пива. Следовательно, расходы на такую рекламу не обоснованы.
Ю. Лермонтов,
советник государственной гражданской службы РФ 3-го класса
1 октября 2012 г.
"Российский бухгалтер", N 10, октябрь 2012 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Журнал "Российский бухгалтер"
Учредитель и издатель ОАО "РОСБУХ"
Свидетельство о регистрации в качестве СМИ - ПИ N ФС77-39817 от 7 мая 2010 года
Адрес редакции: Москва, Б. Новодмитровская 14-2.
Тел. (495) 648-61-85.
E-mail: books@grossmedia.ru.