Определение Московского городского суда от 28 апреля 2012 г. N 4г/2-1393/12
Судья Московского городского суда Князев А.А.,
рассмотрев кассационную (надзорную) жалобу заявителя М.И.А., поступившую в суд кассационной (надзорной) инстанции 15 февраля 2012 года, на решение Савеловского районного суда города Москвы от 26 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению М.И.А. к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта об отмене приказа, обязании предоставить документы, истребованному 15 марта 2012 года и поступившему в суд кассационной (надзорной) инстанции 29 марта 2012 года, установил:
М.И.А. обратился в суд с заявлением к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта об отмене приказа, обязании предоставить документы, ссылаясь на неправомерность действий заинтересованного лица.
Решением Савеловского районного суда города Москвы от 26 августа 2011 года в удовлетворении заявленных М.И.А. требований отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2012 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной (надзорной) жалобе заявитель М.И.А. ставит вопрос об отмене решения суда и определения судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную (надзорную) жалобу, исследовав материалы дела, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Федеральным законом от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" изменен порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений и принята новая редакция ГПК РФ, в рамках которой надзорный порядок обжалования в порядке гл. 41 ГПК РФ изменен на кассационный.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Таким образом, настоящая жалоба подлежит рассмотрению в новом кассационном (ранее - надзорном) порядке по правилам гл. 41 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 09 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной (надзорной) жалобы по материалам дела не усматривается.
Из материалов дела следует, что М.И.А. с 2008 года являлся государственным гражданским служащим Федеральной службы по надзору в сфере транспорта - заместителем начальника Управления, начальником Правового управления; приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 7 декабря 2009 года N АК-1345фс М.И.А. поставлен на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения на основании пп. "а" п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 года N 63; на основании решения комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 28 апреля 2011 года N 15, руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издан приказ от 29 апреля 2011 года N АК-339фс о предоставлении М.И.А. субсидии в размере 7 360 792 рубля; при расчете размера единовременной субсидии согласно п. 22 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения использовался норматив общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи, который на семью М.И.А. составляет 72 кв.м.; для использования единовременной субсидии заявителем представлен заключенный между М.И.А. и его матерью М.Г.Л. договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Московская область, город ..., общей площадью 50,5 кв.м., в которой заявитель зарегистрирован по месту жительства и проживает с семьей из четырех человек с 2006 года; согласно п. 2.2 договора заявитель приобрел указанную квартиру за 7 360 792 руб.; М.Г.Л. зарегистрирована по месту жительства и проживает по адресу: Республика Коми, город Печора, ул. Ленина, д. 21, корп. 1, кв. 55; на основании решения комиссии Федеральной службы по надзору в сфере транспорта для рассмотрения вопросов предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения от 27 мая 2011 года N 16 руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издан приказ от 16 июля 2011 года N АК-501 фс о признании недействительным пункта вышеназванного приказа о предоставлении М.И.А. единовременной субсидии на приобретение жилого помещения.
Рассматривая данное дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных М.И.А. требований; при этом, суд исходил из того, что в соответствии со ст. 53 ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданским служащим при определенных условиях, предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами или иными нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, может предоставляться право на единовременную субсидию на приобретение жилого помещения один раз за весь период гражданской службы в порядке и на условиях, устанавливаемых соответственно постановлением Правительства Российской Федерации и нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации; согласно пп. "а" п. 2 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, утвержденных Постановлением Правительства от 27 января 2009 года N 63, единовременная выплата предоставляется по решению руководителя федерального государственного органа гражданскому служащему в порядке, установленном настоящими Правилами, при условии, что гражданский служащий не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма, либо членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, либо собственником жилого помещения, либо членом семьи собственника жилого помещения; в силу п. 22 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения норматив общей площади жилого помещения для расчета размера единовременной выплаты устанавливается в следующем размере: 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи - на семью из 3 и более человек; на основании пп. "а" п. 29 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения Единовременная выплата может быть использована в счет оплаты приобретаемого на основании договора купли-продажи жилого помещения; в силу п. 36 Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения в случае выявления недостоверной информации, содержащейся в документах, представленных гражданским служащим в федеральный государственный орган для оплаты, а также в случае их несоответствия настоящим Правилам федеральный государственный орган принимает решение об отказе в приеме документов для оплаты и уведомляет гражданского служащего об этом в течение 5 рабочих дней с даты получения указанных документов в письменной форме с указанием причин отказа; документы, принятые федеральным государственным органом для проверки и оплаты, возвращаются гражданскому служащему; приказом руководителя Федеральной службы по надзору в сфере транспорта издан от 29 апреля 2011 года принято решение о предоставлении заместителю начальника Управления, начальнику Правового управления Федеральной службы по надзору в сфере транспорта М.И.А. субсидии в размере 7 360 792 рубля; для использования единовременной субсидии М.И.А. представил заключенный между ним и его матерью М.Г.Л. 12 мая 2011 года договор купли-продажи квартиры, расположенной по адресу: Московская область, город ..., общей площадью 50,5 кв.м.; однако, в данной квартире М.И.А. зарегистрирован по месту жительства и проживает с семьей из четырех человек с 2006 года; площадь названной квартиры составляет 50,5 кв.м.; однако, при расчете размера единовременной субсидии согласно п. 22 Правил использовался норматив общей площади жилого помещения в размере 18 кв. метров общей площади жилья на каждого члена семьи, который на семью М.И.А. составляет 72 кв.м.; тем самым, представленный М.И.А. договор купли-продажи квартиры не соответствует требованиям Правил предоставления федеральным государственным гражданским служащим единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, поскольку общая площадь названного жилого помещения меньше предусмотренного означенными Правилами норматива общей площади жилого помещения, на приобретение которого выделяется субсидия; дополнительная государственная гарантия в виде единовременной субсидии на приобретение жилого помещения согласно действующему законодательству предоставляется государственному гражданскому служащему с целью улучшения его жилищных условий, в связи с чем использование единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, не отвечающего требованиям действующего законодательства, не соответствует тем целям, для которых установлена дополнительная гарантия государственному служащему; приобретая у своей матери жилое помещение размером меньше нормативного, в котором он проживал на момент предоставления субсидии, М.И.А. фактически свои жилищные условия не улучшил; оспариваемый приказ от 16 июля 2011 года N АК-501 фс издан руководителем Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пределах его компетенции; тем самым, заявленные М.И.А. требования удовлетворению не подлежат, так как действия М.И.А. по существу были направлены на неправомерное завладение суммой государственной субсидии на основании договора, который требованиям добросовестности и законности заведомо не отвечает, а носит явно недостоверный характер.
Данные выводы суда являются правильными, в решении судом мотивированы и в кассационной (надзорной) жалобе по существу не опровергнуты, так как никаких существенных нарушений норм материального или процессуального права со стороны суда и судебной коллегии из материалов дела по доводам кассационной (надзорной) жалобы не усматривается, а правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной (надзорной) инстанции не наделен.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы кассационной (надзорной) жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
При таких данных, вышеуказанные решение суда и определение судебной коллегии сомнений в их законности с учетом доводов кассационной (надзорной) жалобы заявителя М.И.А. не вызывают, а предусмотренные ст. 387 ГПК РФ основания для их отмены или изменения в настоящем случае отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 381, 383 ГПК РФ, определил:
В передаче кассационной (надзорной) жалобы заявителя М.И.А. на решение Савеловского районного суда города Москвы от 26 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2012 года по гражданскому делу по заявлению М.И.А. к Федеральной службе по надзору в сфере транспорта об отмене приказа, обязании предоставить документы - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.А. Князев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Московского городского суда от 28 апреля 2012 г. N 4г/2-1393/12
Текст определения официально опубликован не был