Кассационное (надзорное) определение Московского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 4г/8-1992
Судья Московского городского суда Клюева А.И., рассмотрев надзорную (кассационную) жалобу Алексеева Н.А., поступившую 6 марта 2012 года, на решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2011 года по делу по заявлению Алексеева Н.А. об оспаривании действий Правительства Москвы, связанных с отказом в согласовании проведения заявленного мероприятия, установил:
Алексеев Н.А. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения Правительства г. Москвы от 06 мая 2011 года об отказе в согласовании проведения заявленного мероприятия и обязать Правительство г. Москвы устранить допущенное нарушение, согласовав заявленное мероприятие.
В обоснование своих требований заявитель указал на то, что 12 апреля 2011 года им в Правительство Москвы подано уведомление о проведении 28 мая 2011 года массового культурно-просветительного мероприятия "Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации", на что 06 мая 2011 года заместителем Мэра Москвы в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. принято решение об отказе в согласовании проведения заявленного мероприятия, о чем он узнал из письма, полученного по почте 17 мая 2011 года. По его мнению, оспариваемое решение Правительства Москвы является нарушением свободы мирных собраний и свободы слова, гарантированных Конституцией Российской Федерации, а также Конвенцией о защите прав человека и основных свобод. А также указал на то, что Правительством Москвы не учтено Постановление Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года.
Решением Тверского районного суда г. Москвы от 19 августа 2011 года в удовлетворении исковых требований Алексеева Н.А. - отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2011 года решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 августа 2011 года оставлено без изменения.
В надзорной (кассационной) жалобе Алексеев Н.А. просит отменить состоявшиеся по делу судебные постановления и принять новое судебное постановление, не передавая дело на новое рассмотрение.
В соответствии со статьями 1, 4 Федерального закона РФ от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" жалобы, поданные в Президиум Московского городского суда после 31 декабря 2011 года, рассматриваются в кассационном порядке.
Таким образом, поданная заявителем жалоба подлежит рассмотрению в кассационном порядке по правилам главы 41 ГПК РФ в редакции Федерального закона РФ от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 381 Гражданского процессуального кодекса РФ по результатам изучения кассационных жалобы, представления судья выносит определение:
1) об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, если отсутствуют основания для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке;
2) о передаче кассационных жалобы, представления с делом для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из судебных постановлений, они сомнений в законности не вызывают, а доводы жалобы в соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального Кодекса РФ не могут повлечь их отмену или изменение в кассационном порядке, в связи с чем оснований для передачи надзорной (кассационной) жалобы для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции не имеется.
Судом установлено, 12 апреля 2011 года Алексеевым Н.А. в Правительство Москвы подано уведомление о намерении провести 28 мая 2011 года массовое культурно-просветительское мероприятие "Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации" со звукоусилением. Целью заявленного мероприятия являлось предоставление общественности объективной информации об истории отношения к гомосексуальности в культуре и науке, о вкладе известных лиц нетрадиционной сексуальной ориентации в культуру и искусство, а также о роли известных деятелей культуры и искусства в защите прав людей нетрадиционной сексуальной ориентации. Место и время проведения мероприятия - Болотная площадь г. Москвы на территории сквера, без создания помех для движения пешеходов и автотранспорта, с 13 часов 00 минут до 15 часов 00 минут, с предполагаемым количеством участников не более 5.100 человек. В упомянутом уведомлении указаны лица, ответственные за его проведение, за обеспечение мероприятий медицинской помощи, за звукоусиливающие технические средства и за обеспечение безопасности. Приложены сценарий, программа и карта места проведения мероприятия.
Указанное уведомление рассмотрено с соблюдением установленного порядка и из копии письма, подписанного заместителем Мэра в Правительстве Москвы Швецовой Л.И. 06 мая 2011 года, усматривается, что в Правительстве Москвы уведомление Алексеева Н.А. о намерении провести 18 мая 2011 года на вышеуказанного мероприятия рассмотрено. Учтены поступившие в Правительство Москвы многочисленные обращения представителей органов государственной власти и субъектов Российской Федерации, религиозных конфессий, общественных организаций, казачества, отдельных граждан с просьбой не допускать проведение подобного мероприятия. Указывается также, что проведение мероприятия может повлечь за собой волну протестных акций, которые способны перерасти в групповые нарушения общественного порядка. В целях предотвращения беспорядков, охраны здоровья и нравственности, защиты интересов других лиц Правительство Москвы посчитало оправданным проведение заявленного мероприятия не разрешать. В связи с чем, заявка Алексеева Н.А. отклонена.
Разрешая заявленные требования, суд исходил из того, что из имеющихся в деле представленных властями г. Москвы материалов следует, что имели место многочисленные обращения граждан, возражающих против проведения заявленного мероприятия с указанными целью и тематикой, оценены риски ущерба безопасности как самих участников планируемого мероприятия, так жителей и гостей г. Москвы, дано заключение должностных лиц, отвечающих за безопасность в г. Москве относительно нецелесообразности проведения заявленного мероприятия исключительно по мотивам предотвращения беспорядков, охраны здоровья и нравственности, защиты интересов других лиц.
При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о правомерности решений Правительства Москвы, поскольку при принятии решения относительно уведомления заявителя органы власти не имели объективной возможности обеспечить безопасность участников публичных мероприятий в заявленных местах и предотвратить беспорядки.
При этом, суд проверил и обсудил доводы Алексеева Н.А. о том, что оспариваемый отказ Правительства Москвы при рассмотрении его уведомления обусловлен дискриминационными мотивами по признаку сексуальной ориентации, и противоречит правовой позиции, выраженной в Постановлении Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года, указав, что из названного Постановления усматривается, что данный судебный акт не содержит бесспорных выводов и правоустановлений о том, что право стороны заявителя на проведение именно 28 мая 2011 года мероприятия "Московский гей-прайд: гомосексуальность в истории мировой культуры и цивилизации" не должно ставиться в зависимость от интересов национальной безопасности и общественного порядка, от целей предотвращения беспорядков и преступлений, охраны здоровья и нравственности или защиты прав и свобод других лиц, а сам по себе оспариваемый отказ Правительства Москвы не содержит каких-либо дискриминационных мотивов по признакам половой ориентации, в том толковании как это указано в пункте 108 упомянутого Постановления Европейского Суда по правам человека от 21 октября 2010 года, и его доводы относительно дискриминации сексуальных меньшинств со стороны властей г. Москвы не основаны на материалах дела и не подтверждены соответствующими доказательствами.
Таким образом, суд оценив собранные по делу доказательства, пришел к правильному выводу об отказе Алексееву Н.А. в удовлетворении заявленных требований.
Оснований для иного вывода не имеется.
Доводы надзорной (кассационной) жалобы были предметом рассмотрения судов нижестоящих инстанций и им была дана надлежащая правовая оценка, правом переоценки которых суд кассационной инстанции не наделен. При вынесении оспариваемых судебных постановлений существенных нарушений норм материального или процессуального права допущено не было.
Принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора. Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
Доводы надзорной (кассационной) жалобы требованиям принципа правовой определенности не отвечают.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 381 ГПК РФ, определил:
в передаче надзорной (кассационной) жалобы Алексеева Н.А. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 19 августа 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 14 ноября 2011 года по делу по заявлению Алексеева Н.А. об оспаривании действий Правительства Москвы, связанных с отказом в согласовании проведения заявленного мероприятия, для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции отказать.
Судья |
А.И. Клюева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное (надзорное) определение Московского городского суда от 5 апреля 2012 г. N 4г/8-1992
Текст определения официально опубликован не был