Определение Московского городского суда от 5 мая 2012 г. N 4г/2-3137/12
Судья Московского городского суда Князев А.А.,
рассмотрев кассационную (надзорную) жалобу истца В.Н.Т., поступившую в суд кассационной (надзорной) инстанции 05 апреля 2012 года, на решение Мещанского районного суда города Москвы от 26 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 2 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску В.Н.Т. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании задолженности, компенсации морального вреда, установил:
В.Н.Т. обратился в суд с иском к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании задолженности, компенсации морального вреда, ссылаясь на нарушение своих прав по вине ответчика.
Решением Мещанского районного суда города Москвы от 26 мая 2011 года заявленные В.Н.Т. исковые требования удовлетворены частично; постановлено: взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу В.Н.Т. задолженность по пенсии в размере 43673,28 рублей.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 сентября 2011 года решение суда оставлено без изменения.
В кассационной (надзорной) жалобе истец В.Н.Т. выражает несогласие с решением суда и определением судебной коллегии, считая их незаконными и необоснованными.
Изучив кассационную (надзорную) жалобу, исследовав представленные документы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 ГПК РФ гражданское судопроизводство ведется в соответствии с федеральными законами, действующими во время рассмотрения и разрешения гражданского дела, совершения отдельных процессуальных действий или исполнения судебных постановлений (судебных приказов, решений суда, определений суда, постановлений президиума суда надзорной инстанции), постановлений других органов.
Федеральным законом от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" изменен порядок пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений и принята новая редакция ГПК РФ, в рамках которой надзорный порядок обжалования в порядке гл. 41 ГПК РФ изменен на кассационный.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" настоящий Федеральный закон вступает в силу с 01 января 2012 года, за исключением положений, для которых настоящей статьей установлен иной срок вступления их в силу.
Таким образом, настоящая жалоба подлежит рассмотрению в новом кассационном (ранее - надзорном) порядке по правилам гл. 41 ГПК РФ в редакции Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Подобных нарушений в настоящем случае по доводам кассационной (надзорной) жалобы не усматривается.
Рассматривая настоящее дело, суд, на основании оценки собранных по делу доказательств в их совокупности, по мотивам, изложенным в судебном решении, пришел к выводу о частичном удовлетворении заявленных В.Н.Т. исковых требований.
С данными выводами суда по существу согласилась судебная коллегия, которая по мотивам, изложенным в определении судебной коллегии, оставила решение суда без изменения.
Выводы суда и судебной коллегии в кассационной (надзорной) жалобе по существу не опровергнуты по следующим основаниям.
Из представленных документов следует, что В.Н.Т. является военным пенсионером и получает пенсию по линии Министерства обороны Российской Федерации в Военном комиссариате города Москвы.
Приказом Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06 В.Н.Т. в период прохождения им военной службы переведен на "нелетную" должность с ранее занимаемой им "летной" должности без указания о сохранении за В.Н.Т. права на исчисление пенсии за выслугу лет исходя из оклада по ранее занимаемой им "летной" должности.
Какого-либо несогласия с данным приказом Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06 В.Н.Т. до изменения в 1993-1995 годах пенсионного законодательства Российской Федерации и расширения законодателем объема пенсионных гарантий не высказывал.
Приказом Министра обороны СССР по личному составу от 14 июня 1991 года N 0552 В.Н.Т. уволен с военной службы с должности "заместитель начальника 23 главного центра единой системы управления воздушным движением по политической части войсковой части 15534".
После увольнения с военной службы пенсия В.Н.Т. была назначена именно из окладов денежного содержания по данной должности, которая не относится к категории "летных".
Назначение пенсии В.Н.Т. именно из окладов денежного содержания по данной должности являлось правомерным, так как в соответствии со ст. 43 Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." и п. 9 постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий..." в денежное довольствие, учитываемое при исчислении пенсий уволенным с военной службы военнослужащим, включаются оклад именно по последней штатной должности, оклад по воинскому званию, присвоенному ко дню увольнения, и процентная надбавка за выслугу лет, исчисленная из этих окладов.
12 января 2009 года Военным комиссариатом города Москвы в адрес Министерства обороны Российской Федерации направлено ходатайство о внесении соответствующих изменений в приказ Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06.
Приказом Министра обороны РФ от 21 августа 2009 года N 1056 в приказ Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06 внесены изменения, в соответствии с которыми В.Н.Т. перемещен по личной просьбе военнослужащего (по возрасту) с летной работы на воинскую должность с меньшим должностным окладом денежного содержания с сохранением права на исчисление пенсии по выслуге лет исходя из оклада по ранее занимаемой им "летной" должности.
После внесения соответствующих изменений в приказ Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06 В.Н.Т. приобрел право на исчисление пенсии исходя из размера должностного оклада по ранее занимаемой им "летной" должности, в связи с чем Военный комиссариат города Москвы произвел соответствующий перерасчет пенсии В.Н.Т. с 01 сентября 2009 года.
Названные приказ Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06 и приказ Министра обороны СССР по личному составу от 14 июня 1991 года N 0552 в установленном порядке В.Н.Т. оспорены не были и недействительными не признавались.
Обращение Военного комиссариата города Москвы в интересах максимальной гарантированности прав и законных интересов военного пенсионера В.Н.Т. в Министерство обороны РФ по вопросу о внесении изменений в кадровые документы Министерства обороны СССР и внесение Министром обороны РФ названных изменений в приказ Министра обороны СССР само по себе в качестве какого-либо нарушения прав военного пенсионера В.Н.Т. либо в качестве доказательства неправомерности каких-либо действий Министра обороны РФ (Министра обороны СССР) рассматриваться изначально не может.
Тем самым, какая-либо вина пенсионных органов Министерства обороны РФ в исчислении и выплате В.Н.Т. пенсии исходя из окладов денежного содержания по последней занимаемой им штатной должности до внесения соответствующих изменений в кадровые документы Министерства обороны СССР явно отсутствует.
При таких данных, правовых оснований для применения к спорным правоотношениям положений ст. 58 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." объективно не имеется.
Никаких достоверных доказательств, могущих свидетельствовать о причинении В.Н.Т. каких-либо физических либо нравственных страданий со стороны Военного комиссариата города Москвы либо о наличии какой-либо объективной причинно-следственной связи между указываемыми В.Н.Т. трагическими событиями и исчислением ему пенсии в соответствии с законом исходя из его должностного оклада по последней занимаемой штатной должности, суду первой инстанции представлено не было.
Правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам суд кассационной (надзорной) инстанции не наделен.
Как установлено судом первой инстанции, право на перерасчет пенсии В.Н.Т. приобрел только после внесения приказом Министра обороны РФ от 21 августа 2009 года N 1056 изменений в приказ Министра обороны СССР от 10 января 1983 года N 06.
Тем самым, у Военного комиссариата города Москвы объективно отсутствовали правовые основания для начисления и перерасчета пенсии В.Н.Т. за предыдущий до 21 августа 2009 года период, так как согласно ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу..." перерасчет размеров пенсий за выслугу лет, по инвалидности, по случаю потери кормильца, назначенных лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, производится: а) с первого числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступили обстоятельства, влекущие за собой перерасчет размеров пенсий в сторону уменьшения; б) со дня наступления обстоятельств, влекущих за собой перерасчет размеров пенсий в сторону увеличения. В случае, если пенсионер приобрел право на перерасчет размера пенсии в сторону увеличения, разница между новым и прежним размерами пенсии выплачивается ему со дня приобретения права на перерасчет размера пенсии, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за перерасчетом размера пенсии.
Вместе с тем, при вынесении решения суд счел возможным взыскать с Военного комиссариата города Москвы в пользу В.Н.Т. соответствующую денежную сумму в результате перерасчета пенсии за период начиная с 01 сентября 2008 года (а не с 21 августа 2009 года, когда В.Н.Т. приобрел право на перерасчет пенсии, при условии его обращения в течение годичного срока после издания приказа Министра обороны РФ от 21 августа 2009 года N 1056 в пенсионные органы за соответствующим перерасчетом пенсии), что не в полной мере корреспондируется с названными положениями ст. 55 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу...".
В то же время, принимая во внимание принцип недопустимости поворота к худшему в суде кассационной (надзорной) инстанции в отношении лица, подающего кассационную (надзорную) жалобу, то предусмотренных ст. 387 ГПК РФ оснований для отмены или изменения названных решения суда и определения судебной коллегии по доводам кассационной (надзорной) жалобы истца В.Н.Т. в настоящем случае не имеется, так как принцип правовой определенности предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке). Как неоднократно указывал Европейский Суд по правам человека в своих постановлениях, касающихся производства в порядке надзора (в настоящее время - в кассационном порядке) по гражданским делам в Российской Федерации, иной подход приводил бы к несоразмерному ограничению принципа правовой определенности.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 381, 383 ГПК РФ, определил:
в передаче кассационной (надзорной) жалобы истца В.Н.Т. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 26 мая 2011 года и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 02 сентября 2011 года по гражданскому делу по иску В.Н.Т. к Военному комиссариату города Москвы о перерасчете пенсии, взыскании задолженности, компенсации морального вреда - для рассмотрения в судебном заседании Президиума Московского городского суда - отказать.
Судья Московского городского суда |
А.А. Князев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.