Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-10009
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.,
судей Федерякиной Е.Ю., Дедневой Л.В.
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года, которым постановлено:
требования Московско-Смоленского транспортного прокурора удовлетворить;
обязать ОАО "Российские железные дороги" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги и ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, и ежемесячно предоставлять информацию в территориальный центр занятости населения, установила:
Московско-Ярославский транспортный прокурор обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском об обязании ежеквартально предоставлять информацию о наличии вакантных мест для инвалидов, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в Московско-Рижской дистанции пути, ссылаясь на невыполнение ответчиком требований о квотировании рабочих мест для инвалидов. В ходе слушания дела истец уточнил заявленные требования, просил суд обязать ОАО "Российские железные дороги" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги и ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, и ежемесячно предоставлять информацию в территориальный центр занятости населения.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных возражениях, мотивируя тем, что поскольку Московско-Рижская дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги не является юридическим лицом, то создавать места для инвалидов и предоставлять соответствующие сведения она не обязана. Также представитель ответчика указал, что, начиная с 3 квартала 2011 года, указанные в иске прокурора сведения предоставляются.
Представитель третьего лица - Департамента труда и занятости населения г. Москвы в судебном заседании полагала требования истца подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что ответчиком рабочие места для инвалидов созданы не были, а соответствующие сведения были представлены ответчиком только за 3 квартал 2011 года.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в кассационной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица - Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. 354 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - по доверенности Субаши Е.М., представителя ответчика по доверенности Никитину Е.А., представителя третьего лица - Департамента труда и занятости населения г. Москвы по доверенности Иванову Р.Е., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Согласно ч. 2 ст. 2 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодатель независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации, организует в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
В соответствии с ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодателям среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота в размере 2-х процентов для трудоустройства инвалидов.
Судом по делу установлено, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению законодательства о социальной защите инвалидов в Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги были выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, а именно: указанная организация не состоит на учете и не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных.
Данное нарушение влечет за собой ограничение прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Также суд установил, что штатная численность Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги составляет 382 человека.
Согласно информации ГБУ "Центр квотирования рабочих мест" в 2010-2011 годы Московско-Рижская дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов представила только один раз - за третий квартал 2011 года.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что штатная численность Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги составляет 382 человека, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги, а также ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест", и ежемесячно предоставлять в территориальный центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.
При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Доводы ответчика о том, что Московско-Рижская дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги не является юридическим лицом и не должна представлять сведения о квотах для инвалидов, суд первой инстанции правомерно не принял во внимание, поскольку Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" обязанность предоставлять указанные сведения возложена на работодателя. В соответствии с п. 6.2 Положения о Московско-Рижской дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной начальник дистанции на основании выданной ему доверенности выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя, и имея численность работников 382 человека, Московско-Рижская дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги обязана создать или выделить рабочие места для инвалидов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что прокурором был неверно избран способ защиты нарушенного права, являются неправомерными, поскольку основаны на неправильном толковании норм действующего законодательства.
Доводы представителя ответчика о выполнении Московско-Рижской дистанцией пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги требований Закона г. Москвы "О квотировании рабочих мест", в связи с чем не имелось оснований для удовлетворения заявленных истцом требований, являются несостоятельными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что Московско-Рижская дистанции пути Московской дирекции инфраструктуры Московской железной дороги информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов представила только один раз за третий квартал 2011 года. Таким образом, однократное исполнение ответчиком возложенных на него законом обязанностей не свидетельствует об их надлежащем исполнении в целом.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Кассационное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-10009
Текст определения официально опубликован не был