Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 апреля 2012 г. N 33-10459/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.
судей Федерякиной Е.Ю., Горновой М.В.
при секретаре Кононовой Е.С.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В.
дело по кассационной жалобе Караваева Ю.А.
на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2011 года, которым постановлено: в исковых требованиях Караваева Юрия Александровича к ГУ "ГЦЖС" о признании решения о приостановлении выплаты субсидии необоснованным и восстановлении выплаты субсидии отказать, установила:
Караваев Ю.А. обратился в суд с иском к ГУ "ГЦЖС" о признании решения о приостановлении выплаты субсидии необоснованным и восстановлении выплаты субсидии, ссылаясь на то, что до 2008 года он исправно получал субсидии по оплате жилого помещения и коммунальных услуг путем ежемесячных безналичных переводов с его банковского счета на основании поручений по форме N 190 Сбербанка России. В связи со сменой управляющих компаний - ГУ "ИС района "Головинский" и ДЕЗ района "Головинский" произошла независящая от него путаница с платежами, в результате чего ГЦЖС с 2008 года приостановил начисление субсидий, а впоследствии вообще прекратил их начисление. Истец считает, что нарушены его права на получение субсидии, а потому просил признать отсутствие у него задолженности перед коммунальными службами; признать необоснованным решение ГЦЖС о прекращении выплаты субсидии с апреля 2008 года; взыскать с ответчика невыплаченную субсидию за 36 месяцев в размере ... рублей 00 копеек; компенсировать моральный вред в размере 10 000 рублей 00 копеек.
Представитель ответчика ГУ "ГЦЖС" иск не признала.
Представитель 3-е лица - ГУ "ИС района "Головинский" в судебное заседание не явился.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе истец.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Пунктом 1.1 Регламента взаимодействия Государственного учреждения города Москвы Городской центр жилищных субсидий с организациями, управляющими жилищным фондом, и государственными учреждениями едиными информационно-расчетными центрами административных округов города Москвы при обмене информацией, необходимой для предоставления гражданкам субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденного руководителем департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства города Москвы 25.12.2006 г., предусмотрено, что до 10 числа каждого месяца управляющая организация или ЕИРЦ предоставляет в ГЦЖС сведения в том числе и о наличии задолженности (Приложение 1 к Регламенту).
В соответствии с п.п. "а" п. 56 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2005 г. N 761 "О предоставлении субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг" предоставление субсидий может быть приостановлено по решению уполномоченного органа при условии неуплаты получателем субсидии текущих платежей за жилое помещение и (или) коммунальные услуги в течение 2 месяцев.
Согласно ст. 159 ЖК РФ, субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 настоящей статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размеры региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой дня расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются субъектом Российской Федерации. Для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
Право на субсидии имеют граждане: 1) пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов; 2) наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда; З) члены жилищных кооперативов; 4) собственники жилых помещений.
Субсидии предоставляются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им учреждением гражданам, указанным в части 2 настоящей статьи, на основании их заявлений с учетом постоянно проживающих совместно с ними членов их семей.
При определении прав граждан, проживающих в жилых помещениях любой формы собственности, на субсидии и расчете их размеров применяются региональные стандарты нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, стоимости жилищно-коммунальных услуг и максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. Размер регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг устанавливается исходя из цен, тарифов и нормативов, используемых для расчета платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги для нанимателей по договорам социального найма, проживающих в жилых помещениях, расположенных в домах, уровень благоустройства, конструктивные и технические параметры которых соответствуют средним условиям в муниципальном образовании.
Порядок определения размера субсидий и порядок их предоставления, перечень прилагаемых к заявлению документов, условия приостановки и прекращения предоставления субсидий, порядок определения состава семьи получателя субсидии и исчисления совокупного дохода такой семьи, а также особенности предоставления субсидий отдельным категориям граждан устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В силу п. 2 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг субсидии предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера региональных стандартов нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера региональных стандартов стоимости жилищно-коммунальных услуг превышают величину, соответствующую максимально допустимой доле расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи. При этом для семей со среднедушевым доходом ниже установленного прожиточного минимума максимально допустимая доля расходов уменьшается в соответствии с поправочным коэффициентом, равным отношению среднедушевого дохода семьи к прожиточному минимуму.
В силу п. 6 Правил субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
В соответствии с п. 7 Правил, решения о предоставлении субсидий принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или управомоченным им государственным учреждением, а в отношении лиц, указанных в пункте 51 настоящих Правил, - федеральными органами исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (далее - уполномоченные органы).
В соответствии с п. 8 Правил, для получения субсидии граждане, указанные в пункте 3 настоящих Правил, и члены семей граждан, указанных в пункте 5 настоящих Правил, или лица, уполномоченные ими на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации, представляют в уполномоченный орган по месту постоянного жительства заявление о предоставлении субсидии с приложением следующих документов:
а) копии документов, подтверждающих правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи (с предъявлением оригинала, если копия нотариально не заверена). При наличии разногласий между заявителем и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя лиц, признанных таковыми в судебном порядке;
г) документы, подтверждающие доходы заявителя и членов его семьи, учитываемые при решении вопроса о предоставлении субсидии;
д) документы, содержащие сведения о платежах за жилое помещение и коммунальные услуги, начисленных за последний перед подачей заявления о предоставлении субсидии месяц, и о наличии (отсутствии) задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг. Если заявитель указал в заявлении о предоставлении субсидии в качестве членов своей семьи не всех граждан, зарегистрированных совместно с ним по месту его постоянного жительства, он обязан представить документы, подтверждающие размер вносимой ими платы за содержание и ремонт жилого помещения и коммунальные услуги.
Согласно п. 10 Правил требовать от граждан документы, не предусмотренные пунктами 8 и 9 настоящих Правил, не допускается.
В соответствии с п. 58, 59 Правил предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг при наличии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил (стационарное лечение, смерть близких родственников, невыплата заработной платы в срок и др.), предоставление субсидии по решению уполномоченного органа возобновляется вне зависимости от условий приостановления предоставления субсидии.
При отсутствии уважительных причин возникновения условий, указанных в пункте 56 настоящих Правил, предоставление субсидии возобновляется по решению уполномоченного органа после полного погашения получателем субсидии задолженности, образовавшейся в течение всего срока предоставления субсидии (в случае возникновения задолженности впервые - при согласовании срока погашения задолженности), либо после выполнения получателем субсидии требований, предусмотренных пунктом 48 настоящих Правил.
По делу установлено, что извещением от 14 апреля 2008 года истцу была приостановлена выплата субсидии по тем основаниям, что у него имеется задолженность по оплате коммунальных услуг.
Данные сведения о наличии у истца задолженности по оплате коммунальных услуг были предоставлены ответчику ГУ "ИС района "Головинский".
Отказывая истцу в удовлетворении иска, суд правильно исходил из того, что поскольку ответчиком была получена информация из ГУ "ИС района "Головинский" о наличии у истца задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, то в соответствии с вышеуказанными нормативными актами ответчик обоснованно приостановил истцу выплату жилищных субсидий. При этом документов, свидетельствующие об уважительности образования задолженности на момент принятия решения о приостановлении выплаты субсидии, представлено не было.
Судом были проверены и признаны несостоятельными для удовлетворения исковых требований доводы истца об отсутствии у него задолженности по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, поскольку иск был заявлен к ГУ "ГЦЖС", который в силу действующего законодательства правомочен лишь проверять предоставленные сведения и запрашивать дополнительную информацию, а вопрос о наличии или отсутствии задолженности не находится в ведении ответчика.
Суд правильно указал в решении, что истец не лишен возможности обратиться за защитой своих прав к соответствующей организации по вопросу образовавшейся задолженности по оплате коммунальных услуг.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к отмене решения не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 9 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Караваева Ю.А. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.