Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 февраля 2012 г. N 33-3550
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Захаровой Е.А.,
судей Козлова И.П., Суминой Л.Н.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
при секретаре Качушкиной Д.Н.,
рассмотрев по докладу судьи Суминой Л.Н. дело по кассационной жалобе заявителя Лазарева Е.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении жалобы Лазарева Е.В. на решение участковой избирательной комиссии N 2229 от 04 декабря 2011 года об удалении наблюдателя с избирательного участка отказать, установила:
Лазарев Е.В. обратился в суд с жалобой на действия участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 района Северное Бутово г. Москвы, полагая необходимым признать незаконным решение участковой избирательной комиссии об удалении его с избирательного участка, ссылаясь на то, что в период выборов 04 декабря 2011 года с 07.30 час. и примерно до 21.00 час. он являлся наблюдателем от партии "Яблоко" на избирательном участке N 2229, где после окончания голосования, при подсчете бюллетеней, сделал несколько снимков на телефон членов избирательной комиссии, в том числе и ее председателя. Членами комиссии было принято решение об удалении его с участка, однако письменное решение ему в этот день выдано не было, право проведения фотосъемки ему предоставлено законодательством, ни одна норма закона не запрещает проводить фотосъемку, с учетом того, что при проведении съемки работе комиссии он не мешал. При этом, фотографирование лиц никаким образом не затрагивает права данных лиц.
Председатель участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 Пахомова А.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, пояснив суду, что перед началом голосования 04 декабря 2011 года всем членам и наблюдателем зачитала регламент проведения видеосъемки процесса голосования и подсчета голосов избирателей, в котором указывалось, в том числе и на то, что осуществлять фото и видеосъемку лиц членов избирательной комиссии запрещается. Вместе с тем, Лазарев Е.В. в течение дня неоднократно подходил к урне для голосования, пытался сфотографировать бюллетени, осуществлял фотосъемку процесса голосования, в связи с чем ему постоянно делались замечания. Когда комиссия приступила к подсчету голосов, последний стал осуществлять фотосъемку, в том числе лица председателя, что отвлекало от работы, и она была против того, чтобы ее фотографировали. Поскольку на замечания тот не реагировал, был приостановлен подсчет голосов, на голосование поставлен вопрос об удалении Лазарева Е.В. с участка, за что проголосовали все члены комиссии, было вынесено решение, которое заявителю вручено не было, так как он самостоятельно покинул участок.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого просит заявитель Лазарев Е.В. по доводам кассационной жалобы, согласно которым суд при вынесении решения не учел того факта, что допрошенные в судебном заседании свидетели являются заинтересованными лицами, представляющими избирательную комиссию; постановленное судом первой инстанции решение не основано на официальном решении избирательной комиссии об удалении наблюдателя Лазарева Е.В. с участка, исходя из которого с избирательного участка он был удален за осуществление фотосъемки.
Дело рассматривается судебной коллегией в кассационном порядке по правилам главы 40 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2012 года), на основании ст. 2 Федерального закона от 09.12.2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации".
Проверив материалы дела, полагая возможным рассмотреть дело в отсутствие иных не явившихся участников процесса, извещенных о месте и времени слушания дела телефонограммой и телеграммами (л.д. 31-33), заслушав объяснения председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 Пахомовой А.В., выслушав заключение прокурора, полагавшего постановленное решение суда законным, обоснованным и подлежащим оставлению без изменения, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В соответствии со статьей 27 Федерального закона от 12.06.2002 г. N 67-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г., с изм. от 20.10.2011 г.) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", участковые комиссии формируются в период избирательной кампании, кампании референдума в сроки, установленные законом, для обеспечения процесса голосования избирателей, участников референдума и подсчета голосов избирателей, участников референдума. На выборах в органы местного самоуправления, при проведении местного референдума полномочия участковой комиссии могут быть возложены на иную комиссию, действующую в границах избирательного участка, участка референдума.
Срок полномочий участковой комиссии истекает через десять дней со дня официального опубликования результатов выборов, референдума, если в вышестоящую комиссию не поступили жалобы (заявления) на действия (бездействие) данной комиссии, в результате которых были нарушены порядок голосования и (или) порядок подсчета голосов, либо если по данным фактам не ведется судебное разбирательство. В случае обжалования итогов голосования, на соответствующем избирательном участке, участке референдума полномочия участковой комиссии прекращаются со дня принятия вышестоящей комиссией решения либо со дня вступления в законную силу судебного решения по жалобе (заявлению).
Согласно статьи 30 вышеназванного Закона, на всех заседаниях комиссии, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума и осуществлении участковой, территориальной комиссиями работы со списками избирателей, участников референдума, с бюллетенями, открепительными удостоверениями, протоколами об итогах голосования вправе присутствовать члены вышестоящих комиссий и работники их аппаратов, кандидат, зарегистрированный данной либо вышестоящей комиссией, или его доверенное лицо, уполномоченный представитель или доверенное лицо избирательного объединения, список кандидатов, которого зарегистрирован данной либо вышестоящей комиссией, или кандидат из указанного списка, член или уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума. Для присутствия на заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума, указанным лицам не требуется дополнительное разрешение. Комиссия обязана обеспечить оповещение и возможность свободного доступа указанных лиц на свои заседания и в помещение, в котором проводится подсчет голосов избирателей, участников референдума, осуществляется работа с указанными избирательными документами, документами, связанными с подготовкой и проведением референдума. На всех заседаниях комиссии и при осуществлении ею работы с указанными документами, а также при подсчете голосов избирателей, участников референдума вправе присутствовать представители средств массовой информации.
С момента начала работы участковой комиссии в день голосования, а также в дни досрочного голосования и до получения сообщения о принятии вышестоящей комиссией -протокола об итогах голосования, а равно при повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума вправе присутствовать лица, указанные в пункте 1 настоящей статьи, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
При этом, пунктами девятым и десятым указанной статьи закреплены права и обязанности наблюдателя.
В ходе судебного разбирательства по настоящему делу судом первой инстанции надлежаще установлено и подтверждается материалами дела, 04 декабря 2011 года на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва на избирательном участке N 2229, расположенном по адресу: г. ..., ул. ..., ..., в качестве наблюдателя от партии "Яблоко" присутствовал Лазарев Е.В., который впоследствии решением участковой избирательной комиссии названного участка от 04.12.2011 года N 6 был удален из помещения для голосования за не реагирование на неоднократные устные замечания о запрете видео- и фотосъемки во время голосования избирателей, во время наблюдения за работой УИК, при погашении использованных бюллетеней, чем были нарушены положения ст. 30 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации".
Проверяя доводы представителя избирательной комиссии о том, что своими действиями наблюдатель Лазарев Е.В. препятствовал работе избирательной комиссии, судом в качестве свидетелей были допрошены секретарь участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 Соловьев A.M., члены избирательной комиссии: Кузнецова Н.В., Маз Д.В., пояснившие суду, что заявитель с начала голосования ходил по участку с телефоном, фотографировал, разговаривал, неоднократно подходил к урне, пытался фотографировать бюллетени; при начале подсчета голосов, стал осуществлять съемку лиц членов комиссии и ее председателя, на неоднократные замечания не реагировал, что мешало работе комиссии, отвлекало, сбивало со счета, начинали работу заново, в связи с чем на обсуждение был поставлен вопрос об удалении Лазарева Е.В. с участка, за что проголосовали все, на основании чего было изготовлено письменное решение, однако тот покинул участок.
Поскольку вышеперечисленные свидетели, являясь членами избирательной комиссии, непосредственными участниками происходящего на избирательном участке N 2229, дали последовательные и непротиворечивые, согласующиеся между собой и с иными доказательствами по делу, показания, оснований не доверять которым у суда первой инстанции не имелось, удостоверяющие то обстоятельство, что действия Лазарева Е.В. мешали работе комиссии, его съемка отвлекала членов комиссии, сбивала при подсчете бюллетеней, приводили к необходимости повторного пересчета голосов, они обоснованно были положены в основу решения.
При этом, доводы заявителя о том, что постановлением Центризбиркома РФ от 17.08.2011 г. N 26/254-6 наблюдателям разрешено вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, производить фотографирование членов комиссии он вынужден был в связи с тем, что в противном случае он не смог бы доказать, что данная съемка осуществлялась на избирательном участке, а не дома либо в ином месте, вне избирательного участка, что не ущемляло права лиц, которых он фотографировал и не препятствовало работе комиссии, судом верно отклонены как несостоятельные, поскольку это является сугубо личным мнением заявителя, тогда как пунктами 2.3.2, 2.3.5 постановления Центризбиркома РФ от 17.08.2011 г. N 26/254-6 (ред. от 22.11.2011 г.) "Об Инструкции по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов, получения, передачи и обработки информации с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва" разъяснено право наблюдателей и иных лиц, вести фото- и видеосъемку процесса голосования, процедуры подсчета голосов избирателей, но только в случае, если при этом не допускается нарушений тайны голосования и не препятствует работе избирательной комиссии.
Кроме того, судом также верно обращено внимание на п.п. 6 пункта 7 ст. 30 Федерального закона от 18.05.2005 г. N 51-ФЗ (ред. от 25.07.2011 г., с изм. от 20.10.2011 г.) "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающим, что наблюдатель не вправе совершать действия, препятствующие работе избирательной комиссии.
Пунктом 12 ст. 64 ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" определено, что член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают закон о выборах, референдуме. Мотивированное решение об этом принимается участковой или вышестоящей комиссией в письменной форме.
Проанализировав вышеприведенные нормы, оценив собранные по делу доказательства в их совокупности и взаимосвязи, по правилам ст. 67 ГПК РФ, проверив доводы и возражения участвующих в деле лиц, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 от 04 декабря 2011 года N 6 об удалении из помещения для голосования наблюдателя Лазарева Е.В. вынесено в соответствии с требованиями действующего избирательного законодательства, в пределах компетенции участковой избирательной комиссии, с соблюдением требований ст. 28 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", в связи с чем в удовлетворении заявленных требований правильно отказал в полном объеме.
В силу ст. 347 ГПК РФ, суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что суд при вынесении решения не учел того факта, что допрошенные в судебном заседании свидетели являются заинтересованными лицами, представляющими избирательную комиссию, не могут повлиять на законность постановленного решения, поскольку свидетели судом были допрошены в судебном заседании (л.д. 12-13), об уголовной ответственности за дачу заведомо ложных показаний или уклонение от дачи показаний были предупреждены, о чем имеется собственноручная подписка каждого из них (л.д. 59), они сообщили сведения, которые воспринимались ими непосредственно, а не через третьих лиц, их показания не противоречат друг другу, фактическим обстоятельствам дела, они не являются субъектами материально-правовых отношений и не имеют юридической заинтересованности в исходе дела.
При этом, ходатайств о вызове и допросе иных свидетелей Лазаревым Е.В. на протяжении всего рассмотрения настоящего дела по существу заявлено не было, о чем свидетельствует протокол судебного заседания от 09 декабря 2011 года (л.д. 10-14).
Утверждения кассационной жалобы о том, что постановленное судом первой инстанции решение не основано на официальном решении избирательной комиссии об удалении наблюдателя Лазарева Е.В. с участка, исходя из которого он был удален за осуществление фотосъемки, опровергаются письменными материалами дела, показаниями председателя участковой избирательной комиссии избирательного участка N 2229 Пахомовой А.В., допрошенных судом свидетелей, в соответствии с которыми последний был удален с избирательного участка в связи с тем, что его действия во время голосования избирателей, в ходе наблюдения за работой УИК, при погашении использованных бюллетеней, препятствовали работе избирательной комиссии.
С учетом изложенного, судебная коллегия считает, что судом все обстоятельства по делу были проверены с достаточной полнотой, выводы суда, изложенные в решении, соответствуют собранным по делу доказательствам, тогда как доводы кассационной жалобы повторяют доводы, приведенные заявителем как в заявлении, так и в ходе судебного разбирательства в суде первой инстанции, они были предметом рассмотрения, не опровергают выводов суда и не содержат предусмотренных ст.ст. 362-364 ГПК РФ оснований для отмены решения суда в кассационном порядке, по существу направлены к иной оценке собранных по делу доказательств.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 09 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу заявителя Лазарева Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.