Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-6712
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Захаровой Е.А.
и судей Давыдовой И.Н., Ворониной И.В.,
участием прокурора Артамоновой О.Н.,
при секретаре Ходилиной М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Захаровой Е.А. дело по кассационной жалобе Петренко Т.В. и представителя Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Митрохина С.С. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Петренко Татьяне Васильевне, Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о внесении изменений в протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 об итогах голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва - отказать. Установила:
Петренко Т.В., Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" обратились в суд с заявлением о признании недействительными итогов голосования по избирательному участку N 1658 г. Москвы на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
В ходе рассмотрения дела в соответствии со ст. 39 ГПК РФ заявителями требования изменены. Они просили суд внести изменения в протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 об итогах голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва.
В обосновании заявленных требований заявители указали на то, что Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (федеральный список кандидатов, выдвинутый партией "Яблоко", зарегистрирован постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 51/420-6). В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" партия "Яблоко" в качестве политической партии, зарегистрировавшей федеральный список кандидатов, назначила Петренко Т.В. наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 1658 г. Москвы. Направление наблюдателя имеется в УИК N 1658. 05 декабря 2011 г. Петренко Т.В. получила в УИК N 1658 заверенную копию протокола УИК об итогах голосования. При сравнении содержащихся в ней данных с данными, содержащимися в сети "Интернет", были выявлены несоответствия, свидетельствующие о принятии УИК N 1658 решения о внесении изменений в протокол об итогах голосования, закрепленного в протоколе об итогах голосования, переданном в ТИК района Братеево. УИК N 1658 не уведомляла наблюдателя о составлении протокола с отметкой "Повторный" или протокола с отметкой "Повторный подсчет голосов", что свидетельствует о том, что УИК N 1658 не составляла протокола с отметкой "Повторный" или протокола с отметкой "Повторный подсчет голосов". На избирательном участке N 1658 также были допущены иные нарушения установленного порядка подсчета голосов избирателей. В нарушение части 2 статьи 79 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" в течение часа после окончания голосования избирателей не осуществлялся подсчет голосов, о чем наблюдателями была подана коллективная жалоба в УИК N 1658. В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 28 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" участковая избирательная комиссия рассматривает заявления о нарушениях и принимает по ним мотивированные решения. Между тем, в нарушение указанных положений Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" УИК N 1658 не приняла мотивированного решения по поданной жалобе, чем допустила незаконное бездействие. Таким образом, УИК N 1658 нарушила законодательство о выборах, внеся изменения в протокол об итогах голосования, а также нарушила установленный Федеральным законом "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" порядок подсчета голосов избирателей и рассмотрения заявлений о нарушении законодательства о выборах. Данные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей. В результате указанных решений и бездействия УИК N 1658 нарушены избирательные права граждан Российской Федерации - избирателей, проголосовавших за политические партии, итоги голосования по которым изменены.
Заявитель Петренко Т.В., представитель заявителя - Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" по доверенности - Анчугов А.В. явились, заявленные требования поддержали, просили их удовлетворить.
Представители заинтересованных лиц - Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 города Москвы, Территориальной избирательной комиссии района Братеево города Москвы по доверенности - Мельникова Е.С., Московской городской избирательной комиссии по доверенности - Реут Д.А., против удовлетворения заявленных требований возражали, ссылаясь на отсутствие законных оснований для внесения изменений в протокол участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 об итогах голосования выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва. Указали, что итоги голосования избирателей на территории района установлены территориальной избирательной комиссией на основании первых экземпляров протоколов нижестоящих участковых избирательных комиссий. Территориальной избирательной комиссией проверялась правильность составления протокола участковой избирательной комиссии, нарушений закона не выявлено. Голосование избирателей на указанном избирательном участке, подсчет голосов избирателей и составление протокола об итогах голосования осуществлялось участковыми избирательными комиссиями в соответствии с требованиями законодательства.
Прокурор в судебном заседании просил суд отказать заявителю в удовлетворении заявленных требований.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого по доводам жалобы просят Петренко Т.В. и представитель Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" Митрохин С.С.
Заявитель Петренко Т.В., представитель заявителя - Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко", представители заинтересованных лиц - Территориальной избирательной комиссии района Братеево города Москвы и Московской городской избирательной комиссии в заседание судебной коллегии не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращались, в связи с чем, судебная коллегия определила рассмотреть дело без их участия.
Представитель заинтересованных лиц - Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 города Москвы по доверенности - Мельникова Е.С. в заседание судебной коллегии явилась, доводы жалобы не признала, просила решение суда оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия, выслушав объяснения представителя заинтересованных лиц - Участковой избирательной комиссии избирательного участка N 1658 города Москвы - Мельникову Е.С., обсудив доводы жалобы, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшего оставить решение суда без изменения, а жалобу - без удовлетворения, не находит оснований к отмене решения суда.
Суд постановил указанное решение в соответствии с фактическими обстоятельствами дела, материалами дела и требованиями закона - нормами Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждане Российской Федерации" N 67-ФЗ от 12.06.2002 г.
Согласно ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации":
1. Участковая комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке, участке референдума.
2. Протокол об итогах голосования должен быть составлен на одном листе. В исключительных случаях он может быть составлен более чем на одном листе, при этом каждый лист должен быть пронумерован, подписан всеми присутствующими членами участковой комиссии с правом решающего голоса и заверен печатью участковой комиссии. Протокол об итогах голосования должен содержать:
а) номер экземпляра;
б) название выборов, референдума, дату голосования;
в) слово "Протокол";
г) адрес помещения для голосования с указанием номера избирательного участка, участка референдума;
д) строки протокола в следующей последовательности:
строка 1: число избирателей, участников референдума, внесенных в список на момент окончания голосования;
строка 2: число бюллетеней, полученных участковой комиссией;
строка 3: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим досрочно, в том числе отдельной строкой 4 - в помещении территориальной (окружной) комиссии, избирательной комиссии муниципального образования;
строка 5: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума в помещении для голосования в день голосования;
строка 6: число бюллетеней, выданных избирателям, участникам референдума, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования;
строка 7: число погашенных бюллетеней;
строка 8: число бюллетеней, содержащихся в переносных ящиках для голосования;
строка 9: число бюллетеней, содержащихся в стационарных ящиках для голосования;
строка 10: число недействительных бюллетеней;
строка 11: число действительных бюллетеней;
строка 12 и последующие строки: число голосов избирателей по каждой из позиций, содержащихся во всех избирательных бюллетенях, число голосов участников референдума по позициям "Да" и "Нет" ("За" и "Против"), содержащимся в бюллетенях для голосования на референдуме.
Если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, в протокол об итогах голосования вносятся также строки:
строка 11а: число открепительных удостоверений, полученных участковой комиссией;
строка 11б: число открепительных удостоверений, выданных участковой комиссией избирателям, участникам референдума на избирательном участке, участке референдума до дня голосования;
строка 11в: число избирателей, участников референдума, проголосовавших по открепительным удостоверениям на избирательном участке, участке референдума;
строка 11 г.: число погашенных на избирательном участке, участке референдума открепительных удостоверений.
Для внесения сведений, получаемых в случае, предусмотренном пунктом 22 статьи 68 данного Федерального закона, протокол об итогах голосования должен также содержать следующие строки:
строка 11д: число открепительных удостоверений, выданных территориальной комиссией (избирательной комиссией муниципального образования, окружной избирательной комиссией) избирателям, участникам референдума;
строка 11е: число бюллетеней, не учтенных при получении;
е) сведения о количестве поступивших в участковую комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей, участников референдума жалоб (заявлений), прилагаемых к протоколу;
ж) фамилии и инициалы председателя, заместителя председателя, секретаря и других членов участковой комиссии с правом решающего голоса и их подписи;
з) дату и время подписания протокола;
и) печать участковой комиссии.
3. Числа, указанные в пункте 2 настоящей статьи, вносятся в протокол об итогах голосования цифрами и прописью. Нумерация строк протокола устанавливается законом.
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2, 2, 3 статьи 77 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" после установления итогов голосования вышестоящей комиссией решение нижестоящей комиссии об итогах голосования может быть отменено только судом.
Основанием для отмены судом решения избирательной комиссии о результатах соответствующих выборов после определения результатов выборов являются следующие, установленные судом обстоятельства:
а) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, израсходовали на проведение своей избирательной кампании помимо средств собственного избирательного фонда средства в размере, составляющем более чем 10 процентов от предельного размера расходования средств избирательного фонда, установленного законом;
б) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, осуществляли подкуп избирателей, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей;
в) кандидат, признанный избранным, избирательное объединение, выдвинувшее список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, при проведении агитации вышли за рамки ограничений, предусмотренных пунктом 1 статьи 56 настоящего Федерального закона, что не позволяет выявить действительную волю избирателей;
г) кандидат, признанный избранным, руководитель избирательного объединения, выдвинувшего список кандидатов, допущенный к распределению депутатских мандатов, использовали преимущества должностного или служебного положения, и указанное нарушение не позволяет выявить действительную волю избирателей.
Суд соответствующего уровня может отменить решение избирательной комиссии об итогах голосования, о результатах выборов на избирательном участке, территории, в избирательном округе, в муниципальном образовании, в субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации в целом также в случае нарушения правил составления списков избирателей, порядка формирования избирательных комиссий, порядка голосования и подсчета голосов (включая воспрепятствование наблюдению за их проведением), определения результатов выборов, незаконного отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, признанного таковым после дня голосования, других нарушений избирательного законодательства, если эти нарушения не позволяют выявить действительную волю избирателей.
Согласно п. 12 ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заверение копий протоколов и иных документов комиссий производится председателем, или заместителем председателя, или секретарем соответствующей комиссии. При этом лицо, заверяющее копию документа, на указанной копии делает запись: "Верно" или "Копия верна", расписывается, указывает свои фамилию и инициалы, дату и время заверения копии и проставляет печать соответствующей комиссии.
Согласно п. 1, п. 27 ст. 68 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации" подсчет голосов избирателей, участников референдума осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей, участников референдума членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
В соответствии со ст. 69 указанного Федерального закона предусмотрено:
1. Первые экземпляры протоколов об итогах голосования участковых, территориальных комиссий, окружных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, избирательных комиссий субъектов Российской Федерации немедленно после их подписания членами комиссии с правом решающего голоса и выдачи их заверенных копий и заверенных копий сводных таблиц лицам, имеющим право на получение этих копий, поступают в вышестоящую комиссию в целях суммирования данных, содержащихся в указанных протоколах, и последующей передачи этих данных в комиссию, устанавливающую итоги голосования в целом на территории, на которой проводились выборы, референдум, и определяющую результаты соответствующих выборов, референдума, в том числе в комиссию, организующую эти выборы, референдум.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
2. На основании данных протоколов об итогах голосования после предварительной проверки правильности их составления вышестоящая комиссия путем суммирования содержащихся в них данных устанавливает итоги голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации. Решение комиссии об итогах голосования оформляется протоколом об итогах голосования.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Прием протоколов нижестоящих комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола об итогах голосования на соответствующей территории осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов комиссии по приему протоколов нижестоящих комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола об итогах голосования должны находиться в поле зрения членов комиссии и наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы по соответствующей территории, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена нижестоящей комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола нижестоящей комиссии с приложенными к нему документами члену вышестоящей комиссии с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены с нарушением требований закона, предъявляемых к составлению протокола и сводной таблицы, указанная комиссия обязана составить повторный протокол и (или) сводную таблицу в соответствии с требованиями пункта 8 настоящей статьи, а первоначально представленные протокол и (или) сводная таблица остаются в вышестоящей комиссии.
Если протокол и (или) сводная таблица нижестоящей комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями закона, предъявляемыми к составлению протокола и (или) сводной таблицы, член вышестоящей комиссии вносит данные этого протокола в сводную таблицу вышестоящей комиссии. Председатель, секретарь или иной член нижестоящей комиссии с правом решающего голоса, передавший члену вышестоящей комиссии протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей комиссии об итогах голосования.
Суммирование данных, содержащихся в протоколах нижестоящих комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены вышестоящей комиссии с правом решающего голоса.
3. По данным протоколов нижестоящих комиссий вышестоящая комиссия составляет сводную таблицу и протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), в который заносятся данные о количестве нижестоящих комиссий на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, количестве поступивших протоколов нижестоящих комиссий, на основании которых составляется указанный протокол, а также суммарные данные по строкам протокола участковой комиссии об итогах голосования, установленным пунктом 2 статьи 67 настоящего Федерального закона. В протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) заносятся также данные о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе утраченных в соответствующей комиссии открепительных удостоверений. В сводную таблицу об итогах голосования (о результатах выборов, референдума), составляемую комиссией (за исключением комиссии, непосредственно вышестоящей по отношению к участковой комиссии), заносятся также данные протокола нижестоящей комиссии о числе открепительных удостоверений, полученных соответствующей комиссией, числе открепительных удостоверений, выданных нижестоящим комиссиям, числе неиспользованных открепительных удостоверений, погашенных соответствующей комиссией, и числе открепительных удостоверений, утраченных в соответствующей комиссии. Для подписания протокола комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов нижестоящих комиссий. После этого комиссия подписывает протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) и выдает копии протокола лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол об итогах голосования (о результатах выборов, референдума) составляется в двух экземплярах и подписывается всеми присутствующими членами комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным.
(в ред. Федеральных законов от 04.10.2010 N 263-ФЗ, от 25.07.2011 N 262-ФЗ)
4. К протоколам об итогах голосования комиссий, указанных в пункте 1 настоящей статьи, приобщается составляемая в двух экземплярах сводная таблица об итогах голосования на соответствующей территории, в округе, субъекте Российской Федерации, в Российской Федерации, включающая в себя полные данные всех поступивших в соответствующую комиссию протоколов об итогах голосования. Член комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
5. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола об итогах голосования, жалобы (заявления) на нарушения настоящего Федерального закона, иного закона и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения.
6. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования, списками членов комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, присутствовавших при установлении итогов голосования и составлении протоколов, и с другой документацией хранится секретарем указанной комиссии в охраняемом помещении.
7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования вместе со вторым экземпляром сводной таблицы об итогах голосования предоставляются для ознакомления членам комиссии, составившей протокол, наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
8. Если после подписания протокола об итогах голосования и (или) сводной таблицы об итогах голосования и направления в вышестоящую комиссию их первых экземпляров комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, либо вышестоящая комиссия в ходе предварительной проверки выявила в них неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных протоколов нижестоящих комиссий), комиссия, направившая протокол и сводную таблицу, вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в строки 1-11 (если законом предусмотрено голосование по открепительным удостоверениям, - в строки 11а-11е), 11ж и 11з протокола и (или) в сводную таблицу. О принятом решении комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствовавших при составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации. В этом случае комиссия составляет протокол и (или) сводную таблицу об итогах голосования, на которых делается отметка: "Повторный" и (или) "Повторная". Указанные протокол и (или) сводная таблица незамедлительно направляются в вышестоящую комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола и повторной сводной таблицы является основанием для признания этого протокола недействительным. В случае, если требуется внести уточнения в строку 12 и последующие строки протокола об итогах голосования, проводится повторный подсчет голосов в порядке, установленном пунктом 9 настоящей статьи.
(в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 93-ФЗ, от 04.10.2010 N 263-ФЗ)
9. При выявлении ошибок, несоответствий в протоколах об итогах голосования и (или) сводных таблицах об итогах голосования, возникновении сомнений в правильности составления протоколов и (или) сводных таблиц, поступивших из нижестоящей комиссии, вышестоящая комиссия вправе принять решение о проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума нижестоящей комиссией либо о самостоятельном проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума на соответствующем избирательном участке, участке референдума, соответствующей территории. Повторный подсчет голосов избирателей, участников референдума проводится в присутствии члена (членов) вышестоящей комиссии с правом решающего голоса комиссией, составившей и утвердившей протокол, который подлежит проверке, или комиссией, принявшей решение о повторном подсчете голосов избирателей, участников референдума с обязательным извещением об этом членов соответствующей комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей, кандидатов, иных лиц, указанных в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона, которые вправе присутствовать при проведении повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума. По итогам повторного подсчета голосов избирателей, участников референдума комиссия, осуществившая такой подсчет, составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка: "Повторный подсчет голосов". Его заверенные копии выдаются наблюдателям, иным лицам, указанным в пункте 3 статьи 30 настоящего Федерального закона. Протокол незамедлительно направляется в вышестоящую комиссию. Указанный повторный подсчет голосов может проводиться до установления вышестоящей комиссией итогов голосования, определения результатов выборов, референдума и составления ею протокола об итогах голосования, о результатах выборов, референдума.
(в ред. Федерального закона от 21.07.2005 N 93-ФЗ)
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции Решением Территориальной избирательной комиссии района Братеево города Москвы N 15 от 09 ноября 2011 года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 1658 (л.д. 39-40).
Политическая партия "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" участвовала в выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (федеральный список кандидатов, выдвинутый Партией "Яблоко", зарегистрирован постановлением Центральной избирательной комиссией Российской Федерации от 27 октября 2011 г. N 51/420-6).
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" Петренко Т.В. была назначена наблюдателем в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 1658 г. Москвы.
Из копии экземпляра N 1 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N 1658 подлинник, которого обозревался судом первой инстанции, следует, что за Политическую партию "Справедливая Россия" проголосовало 118 избирателей (п. 19), за Политическую партию "Либерально-демократическая партия России" проголосовало 160 избирателей (п. 20), за Политическую партию "Патриоты России" проголосовало 24 избирателя (п. 24), за Политическую партию "Коммунистическая партия Российской Федерации" проголосовало 182 избирателя (п. 22), за Политическую партию "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" проголосовало 40 избирателей (п. 23), за Всероссийскую политическую партию "Единая Россия" проголосовало 1098 избирателей (п. 24), за Всероссийскую политическую партию "Правое дело" проголосовало 15 избирателей (п. 25) (л.д. 50-51).
Заявителями в суде первой инстанции была представлена копия экземпляра N 2 протокола участковой избирательной комиссии N 1658 об итогах голосования, содержащая следующие сведения об итогах голосования: за Политическую партию "Справедливая Россия" проголосовало 218 избирателей (п. 19), за Политическую партию "Либерально-демократическая партия России" проголосовало 205 избирателей (п. 20), за Политическую партию "Патриоты России" проголосовало 24 избирателя (п. 21), за Политическую партию "Коммунистическая партия Российской Федерации" проголосовало 302 избирателя (п. 22), за Политическую партию "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" проголосовало 130 избирателей (п. 23), за Всероссийскую политическую партию "Единая Россия" проголосовало 743 избирателя (п. 24), за Всероссийскую политическую партию "Правое дело" проголосовало 15 избирателей (п. 25).
Заявителем Петренко Т.В. в суде первой инстанции было пояснено, что указанная копия экземпляра N 2 была выдана ей как наблюдателю участковой избирательной комиссией.
Заявителями в ходе рассмотрения дела заявлено о подложности экземпляра N 1 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N 1658 г. Москвы.
Судом первой инстанции в качестве свидетелей были допрошены ..., которые показали, что протокол об итогах голосования был подписан при них, всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего протокол был направлен в Территориальную избирательную комиссию района Братеево г. Москвы. Заверенные копии экземпляра протокола были получены наблюдателем ... и членом избирательной комиссии ..., о чем внесены соответствующие сведения в реестр выдачи копий протоколов. Процедура подсчета велась в течение длительного времени, достоверность данных по подсчету голосов перепроверялась несколько раз. При предъявлении на обозрение свидетелям, представленного заявителями в материалы дела копии протокола, свидетели показали, что такого протокола они не подписывали. При предъявлении на обозрение подлинного экземпляра N 1 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N 1658 г. Москвы, свидетели указали, что данный протокол подписан ими лично. Факт выдачи представленной заявителями копии экземпляра N 2 протокола наблюдателю Петренко Т.В. председателем избирательной комиссии ... отрицался.
Оценивая доводы заявителей, представленные доказательства, суд пришел к убедительному выводу о том, что представленная заявителем в материалы дела копия экземпляра N 2 протокола об итогах голосования на избирательном участке N 1658 не является допустимым доказательством по делу, поскольку не заверена надлежащим образом в соответствии с требованиями ст. 30 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Копия сделана на нескольких листах, при том, что протокол об итогах голосования был в соответствии со ст. 67 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации" составлен на одном листе. Представленные заявителями листы копии протокола не пронумерованы. Лист с данными об итогах голосования не заверен печатью участковой избирательной комиссии и подписью уполномоченного лица.
Таким образом, суд первой инстанции обоснованно сделал вывод о том, что заявление Петренко Т.В. и Политической партии "Российская объединенная демократическая партия "Яблоко" о подложности экземпляра N 1 протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования на избирательном участке N 1658 г. Москвы является несостоятельным, поскольку указанное заявление опровергается показаниями свидетелей, не доверять которым у суда не было оснований. Доказательств обратного заявителями в суд первой инстанции представлено не было.
На основании изложенного, суд обоснованно пришел к выводу, о том, что оспариваемый заявителем протокол об итогах голосования на избирательном участке N 1658, переданный в территориальную избирательную комиссию, находящийся в Московской городской избирательной комиссии, является действительным, поскольку оформлен с соблюдением требований ст. 67, п. 1, п. 27 ст. 68, ст. 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации", подсчет голосов избирателей был осуществлен открыто и гласно, с оглашением и соответствующим оформлением в увеличенной форме протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса. Протокол подписан большинством от установленного числа членов участковой комиссии с правом решающего голоса.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку всем доказательствам по делу, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Выводы суда мотивированы, подтверждены имеющимися в деле доказательствами и оснований для признания их неправильными не имеется.
Доводы кассационной жалобы о неверном установлении судом имеющих значение по делу обстоятельств, несогласии с оценкой представленных доказательств, не опровергают выводов суда и основанием к отмене законного и обоснованного решения суда не являются.
Не может быть признан обоснованным довод жалобы о том, что суд при отсутствии правовых оснований привлек к участию по делу представителя Территориальной комиссии и представителя Московской городской избирательной комиссии, поскольку заявленные требования затрагивают права указанных лиц, кроме того, вопрос об определении лиц, которых необходимо привлечь к участию по делу, разрешен судом в определении о подготовке дела к судебному разбирательству.
Довод жалобы о том, что суд при рассмотрении дела применил закон, не подлежащий применению, поскольку руководствовался нормами избирательного законодательства субъекта, тогда как рассматривался вопрос об итогах голосования на выборах федерального уровня, не может повлечь отмену судебного решения, поскольку выводы суда не противоречат положениям ст.ст. 67, 68, 69 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и право на участие в референдуме граждан Российской Федерации".
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного решения, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 26 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 февраля 2012 г. N 33-6712
Текст определения официально опубликован не был