Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-8332
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Лашкова А.Н.,
судей Федоровой Е.А. и Кнышевой Т.В.,
при секретаре Александрове Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Кнышевой Т.В. дело по кассационной жалобе представителя ГУ - МРО ФСС РФ по доверенности Жигулиной Н.В. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 ноября 2011 г., которым постановлено:
исковые требования Дубовой А.П. к ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за не предоставление путевок на санаторно-курортное лечение за 2006 и 2007 г.г. - удовлетворить частично; взыскать с ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в пользу Дубовой Антониды Петровны в счет компенсации за не предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в 2006 г., 2007 г. в размере ... руб.; взыскать с ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации госпошлину в доход государства в размере ... руб. ... коп., установила:
Дубовая А.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Московскому региональному отделению фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за незаконно не предоставленные путевки на санаторно-курортное лечение за период 2006-2007 г.г., ссылалась на то, что она, являясь инвалидом второй группы с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, в марте 2006 года обратилась с заявлением в отдел выдачи путевок в филиал N 19 Московского Регионального отделения фонда социального страхования, однако, несмотря на неоднократные обращения, ее право на санаторно-курортное лечение реализовано не было ни в 2006 г., ни в 2007 г. 18 апреля 2008 г. она получила ответ от Заместителя управляющего фондом Казинцева А.М., который сообщил, что в связи с наличием сформировавшейся очередью филиал N 19 отделения фонда не смог предоставить ей и сопровождающему лицу путевки на санаторно-курортное лечение в 2006-2007 г.г. В связи с изложенным она просила взыскать с ответчика компенсацию за не предоставленные путевки на санаторно-курортное лечение за 2006-2007 г.г. исходя из средней стоимости путевки на себя и сопровождающее лицо в размере ... руб.
Представитель Дубовой А.П. по доверенности Дубовой И.В. исковые требования поддержал.
Представитель ГУ - МРО ФСС РФ по доверенности Жигулина Н.В. исковые требования не признала, пояснив, что путевки не были предоставлены не по вине ответчика, а поскольку путевки выделялись по квотам и очередь истца в 2006-2007 г.г. не подошла, требования о выплате денежной компенсации за не предоставленные путевки противоречат действующему законодательству, поскольку, федеральный бюджет не содержит средств для выплаты такой компенсации, сумма требуемой компенсации завышена. Кроме того, в настоящее время полномочия по обеспечению инвалидов путевками переданы органам социальной защиты населения.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого как незаконного просит представитель ГУ - МРО ФСС РФ по доверенности Жигулина Н.В. по доводам кассационной жалобы.
Проверив материалы дела, заслушав представителя ГУ - МРО ФСС РФ по доверенности Жигулину Н.В., представителя Дубовой А.П. по доверенности Дубового И.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что судебное решение подлежит отмене по следующим основаниям.
Удовлетворяя частично исковые требования Дубовой А.П. и взыскивая в ее пользу с ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации в счет компенсации за не предоставление путевок на санаторно-курортное лечение в 2006 г., 2007 г. ... руб., суд исходил из того, что Дубовая А.П. является инвалидом 2 группы с третьей степенью ограничения способности к трудовой деятельности, по медицинским показаниям в соответствии с действующим законодательством имела право на ежегодное предоставление ей путевки на санаторно-курортное лечение, а также право на предоставление на тех же условиях второй путевки на санаторно-курортное лечение для сопровождающего ее лица, однако ни в 2006 году, ни в 2007 году истцу не были предоставлены путевки на санаторно-курортное лечение, несмотря на то, что она своевременно обращалась с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСС РФ, а поэтому с ответчика подлежит взысканию компенсация за не предоставление санаторно-курортной путевки за 2006-2007 г.г. на истца и сопровождающее ее лицо, при определении размера которой суд руководствуется действительной стоимостью курортно-санаторных путевок на период 2011 г., установленной приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 октября 2010 г. N 913н "О стоимости одного дня пребывания в санаторно-курортных учреждениях граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в 2011 г.".
Между тем с таким выводом согласиться нельзя, поскольку он противоречит действующему законодательству и сделан без учета возражений ответчика.
Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" предусмотрены категории граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в том числе инвалиды.
Пунктом 1 ч. 1 ст. 6.2 упомянутого Федерального закона в состав предоставляемого гражданам набора социальных услуг включено предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в соответствии с законодательством об обязательном социальном страховании.
В соответствии с п. 3.3 Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 29 декабря 2004 г. N 328, путевки на санаторно-курортное лечение приобретаются Фондом социального страхования Российской Федерации.
Согласно п. 3.7 указанного Порядка при наличии справки для получения путевки граждане обращаются с заявлением о предоставлении санаторно-курортной путевки в исполнительные органы Фонда социального развития Российской Федерации или органы социальной защиты населения, с которыми исполнительный орган Фонда социального страхования Российской Федерации заключил соглашение о совместной работе по обеспечению граждан путевками на санаторно-курортное лечение, по месту жительства до 1 декабря текущего года для последующей передачи заявлений в исполнительные органы Фонда.
В кассационной жалобе и при рассмотрении дела в суде представитель ответчика, возражая против заявленных требований, указывал, что возможность предоставить путевки всем нуждающимся, в том числе истцу, у ответчика отсутствовала, а нормами действующего законодательства порядок выплаты компенсации за путевки в связи с их отсутствием не предусмотрен.
Как усматривается из материалов дела, заявление Дубовой А.П. на предоставление путевки на санаторно-курортное лечение в 2006 году было зарегистрировано в Филиале N 19 Отделения Фонда от 23 марта 2006 г. за номером N 3629. Однако, в связи с тем, что с 2005 года по состоянию на 01 январь 2006 г. не были обеспечены путевками 2800 льготников, Дубовой А.П. было сообщено, что ее фактическая очередь N 6429.
На 2006 год была выделена квота 3672 путевки, по которым было обеспечено санаторно-курортным лечением 3376 льготников, 296 льготникам было выдано по 2 путевки, так как в соответствии с Федеральным законом N 122-ФЗ от 22 августа 2004 г. они имеют право на сопровождение.
В 2007 году квота путевок составила 3155, по которым было обеспечено 2794 льготника, а 361 льготникам, имеющим право на сопровождение, было выдано 2 путевки.
Перенося очередь лиц, не обеспеченных путевками в предшествующем году на очередной год, Филиал N 19 ГУ - МРО ФСС РФ, тем самым реализовывал гарантированное Федеральным законом "О государственной социальной помощи" право указанных лиц на получение государственной социальной помощи в виде санаторно-курортного лечения, т.е. обеспечивал принцип равенства всех перед законом.
Таким образом, ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации по объективным причинам не предоставило Дубовой А.П. путевку на санаторно-курортное лечение в 2006, 2007 гг., поскольку на момент подачи заявления о представлении путевки количество заявлений получателей набора социальных услуг, которые не были обеспечены путевками, превысило имеющуюся квоту по обеспечению данными льготами в 2006, 2007 г.г.
Удовлетворяя требования, суд эти обстоятельства не учел, а также не дал оценки тому обстоятельству, что ни Федеральным законом от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", ни Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не предусмотрена возможность получения денежной компенсации взамен входящей в набор социальных услуг путевки на санаторно-курортное лечение.
В соответствии с положениями ст. 6.3 Федерального закона от 17 июля 1999 г. N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" допускается отказ от получения набора социальных услуг полностью, отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 1 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона, и отказ от получения социальной услуги, предусмотренной п. 2 ч. 1 ст. 6.2 настоящего Федерального закона.
Гражданин может до 1 октября текущего года подать заявление об отказе от получения набора социальных услуг (социальной услуги) на период с 1 января года, следующего за годом подачи указанного заявления, и по 31 декабря года, в котором гражданин обратится с заявлением о возобновлении предоставления ему набора социальных услуг (социальной услуги).
Таким образом, гражданам, имеющим право на получение мер социальной поддержки, предоставлена возможность самостоятельно определить наиболее приемлемую для себя форму их получения - в виде набора социальных услуг или ежемесячной денежной выплаты с учетом его стоимости.
Принимая во внимание, что на период 2006, 2007 г. за Дубовой А.П. сохранялось право на получение льгот в натуральной форме и она не лишена права на получение санаторно-курортной путевки в порядке, предусмотренном действующим законодательством, у суда отсутствовали правовые основания для удовлетворения иска в рамках заявленных требований.
Учитывая изложенное судебная коллегия, и принимая во внимание, что обстоятельства, имеющие значения для дела установлены судом правильно, но неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает необходимым, не передавая дело на новое рассмотрение, вынести новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 8 ноября 2011 г. отменить, вынести по делу новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Дубовой Антониды Петровны к ГУ - Московского регионального отделения фонда социального страхования Российской Федерации о взыскании компенсации за не предоставление путевок на санаторно-курортное лечение за 2006 и 2007 г.г. отказать
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.