Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 26 марта 2012 г. N 33-8517
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.,
судей Быковской Л.И., Дедневой Л.В.,
при секретаре Татаруля А.Е.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 года, которым постановлено:
иск Тульского транспортного прокурора удовлетворить;
обязать ОАО "Российские железные дороги" произвести следующие работы для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского железнодорожного транспорта на железнодорожной станции Тарусская Московской железной дороги - филиала ОАО "Российские железные дороги":
в здании вокзала:
- оборудовать места для инвалидных колясок в зале ожидания и систему зрительной информации - пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников;
- оборудовать туалет специальными кабинами размером 225x155 см, дверей в туалет шириной не менее 90 см.;
- оборудовать багажное отделение местом для хранения кресел-колясок и транспортных тележек;
- оборудовать переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон;
оборудовать пандусом, перилами или поручнями в соответствии со строительными нормами и правилами лестничные сходы на 2-ю пассажирскую платформу;
признать бездействие ОАО "Российские железные дороги", связанное с не выполнением требований законодательства о защите прав инвалидов на станции Тарусская, незаконным. Установила:
Тульский транспортный прокурор обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском об обязании устранить нарушения законодательства о социальной защите инвалидов в Российской Федерации на железнодорожной станции Тарусская, а именно: оборудовать места для инвалидных колясок в зале ожидания и систему зрительной информации пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников, оборудовать туалет специальными кабинами размером 225х155 см, произвести ремонт дверей в туалет шириной не менее 90 см, оборудовать багажное отделение для хранения кресел-колясок и транспортных тележек, оборудовать переносными рампами для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, оборудовать пандусом с уклоном не более 1:12, перилами и поручнями выход на 2-ю пассажирскую платформу, ссылаясь на неисполнение ответчиком требований законодательства в сфере защите прав инвалидов.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал, мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных объектов строительным нормам, действующим на данный момент; железнодорожная станция Тарусская построена давно, на момент ее строительства отсутствовали требования по обустройству сходов-подъемов пандусами, а ее реконструкция требует значительных временных и денежных затрат, в связи с чем требования истца являются неправомерными. Кроме того, переустройство лестничных подъемов невозможно осуществить с технической точки зрения без проведения реконструкции.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Киприянова А.В., представителя ответчика по доверенности Никитину Е.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Согласно ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
В силу п. 3.5 СНиП 35-01-2001 при наличии на территории или участке подземных и наземных переходов их следует, как правило, оборудовать пандусами или подъемными устройствами, если нельзя организовать для маломобильных групп населения наземный переход.
Согласно ст. 3.1.17, 3.5.7 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 4 марта 2003 года N 12, для удобства пребывания и передвижения инвалидов необходимо предусматривать устройство пандусов (с уклоном не менее 1:12), места для инвалидных колясок в зале ожидания, оборудовать туалет специальными кабинами размером 225x155 см, дверь в туалет шириной не менее 90 см.
В соответствии со ст. 3.1.17, 3.1.18 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов необходимо переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
В силу ст. 3.1.14, 3.1.16 СП 2.5.1198-03 на вокзале необходимо оборудовать багажное отделение для хранения кресел-колясок и транспортных тележек.
Судом по делу установлено, что в результате проведенной 15 сентября 2011 года прокурорской проверки были осмотрены здание железнодорожного вокзала и две платформы железнодорожной станции Тарусская на предмет соответствия их нормам законодательства о социальной защите прав инвалидов, и было установлено, что в помещении вокзала имеются следующие нарушения: не оборудованы места для инвалидных колясок в зале ожидания и нет системы зрительной информации - пиктограмм с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников; туалет не оборудован специальными кабинами размером 225x155 см и дверью шириной не менее 90 см.; багажное отделение не оборудовано местом для хранения кресел-колясок и транспортных тележек; нет переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, на станции выход на 2-ю пассажирскую платформу не оборудован пандусом с уклоном не более 1:12, перилами и поручнями.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных Тульским транспортным прокурором требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что ответчиком на железнодорожной станции Тарусская, в нарушение ст.ст. 1, 2, 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", не созданы условия для беспрепятственного пользования инвалидов железнодорожным транспортом. Доказательства обратного ответчик, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд не представил, равно как и не представил доказательства того, что указанные в иске прокурора работы невозможно исполнить с технической точки зрения.
Ссылки ответчика на отсутствие необходимого финансирования суд первой инстанции правомерно не принял во внимание в силу императивности норм о защите прав инвалидов.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
При этом судебная коллегия считает необходимым обратить внимание на следующее.
Одним из основополагающих аспектов верховенства права является принцип правовой определенности, о необходимости соблюдения которого неоднократно указывал Европейский суд по правам человека в своих постановлениях, который, в частности, требует, чтобы принятое судом окончательное решение не могло быть бы оспорено. Правовая определенность подразумевает, что ни одна из сторон не может требовать пересмотра окончательного постановления только в целях проведения повторного слушания и получения нового постановления. Полномочие вышестоящего суда по пересмотру дела должно осуществляться в целях исправления судебных ошибок, неправильного отправления правосудия, а не пересмотра по существу. Пересмотр не может считаться скрытой формой обжалования, в то время как лишь возможное наличие двух точек зрения по одному вопросу не может являться основанием для пересмотра. Отступления от этого принципа оправданы, только когда являются обязательными в силу обстоятельств существенного и непреодолимого характера.
По настоящему гражданскому делу таких обстоятельств не установлено, в связи с чем судебная коллегия находит выводы суда первой инстанции основанными на законе и фактических обстоятельствах дела.
Доводы представителя ответчика о том, что ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при строительстве новых, либо реконструкции старых объектов транспортной инфраструктуры, тогда как железнодорожная станция Тарусская построена до введения в действие нормативных актов о защите прав маломобильных граждан, вследствие чего их применение в данном случае недопустимо, являются неправомерными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку приведенное ответчиком толкование положений ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не соответствует правовому содержанию указанной нормы закона.
В частности, указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 22 ноября 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.