Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-9788
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.,
судей Федерякиной Е.Ю., Дедневой Л.В.,
при секретаре Калугине Н.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года, которым постановлено:
требования заместителя Северного транспортного прокурора удовлетворить;
обязать ОАО "Российские железные дороги" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест", и ежемесячно предоставлять в территориальный центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов. Установила:
Заместитель Северного транспортного прокурора обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском об обязании предоставлять информацию о наличии вакантных мест для инвалидов, выполнении квоты для приема на работу инвалидов в Московском центре организации работы железнодорожных станций, ссылаясь на невыполнение ответчиком требований о квотировании рабочих мест для инвалидов. В ходе слушания дела истец уточнил заявленные требования, просил суд обязать ОАО "РЖД" создать или выделить рабочие места для инвалидов в соответствии с установленной квотой в Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест", и ежемесячно предоставлять в территориальный центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования, с учетом внесенных изменений, поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал по основаниям, изложенным в письменных объяснениях, мотивируя тем, что поскольку Московский центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" не является юридическим лицом, то и создавать места для инвалидов и предоставлять соответствующие сведения оно не обязано. Также представитель ответчика указал, что создавать места для инвалидов должно только юридическое лицо по месту регистрации. Производство ответчика связано с опасными условиями труда и обязывать ответчика создавать места для инвалидов неправомерно, поскольку инвалиды не смогут исполнять указанные трудовые обязанности по состоянию здоровья.
Представитель третьего лица - Департамента труда и занятости населения г. Москвы в судебном заседании полагала требования истца подлежащими удовлетворению, ссылаясь на то, что ответчиком рабочие места ля инвалидов созданы не были.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в кассационной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица - Государственного бюджетного учреждения г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест" не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы был извещен надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. 354 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие не явившегося третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Киприянова А.В., представителей ответчика по доверенности Азарова А.А. и Никитину Е.А., представителя третьего лица - Департамента труда и занятости населения г. Москвы по доверенности Иванову Р.Е., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
Статьей 7 Конституции Российской Федерации установлено, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Таким образом, законодатель установил определенную защиту отдельных категорий граждан, в частности, инвалидов.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" работодатели обязаны ежемесячно представлять органам службы занятости информацию, необходимую для осуществления деятельности по профессиональной реабилитации и содействию занятости инвалидов - о выполнении квоты для приема на работу инвалидов.
Согласно ст. 21 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организациям, численность работников которых составляет более 100 человек, законодательством субъекта Российской Федерации устанавливается квота для приема на работу инвалидов в процентах к среднесписочной численности работников (но не менее 2 и не более 4 процентов).
В соответствии со ст. 20 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" инвалидам предоставляются гарантии трудовой занятости, в том числе путем создания учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для их трудоустройства.
В силу требований ст. 24 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" работодатели в соответствии с установленной квотой для приема на работу инвалидов обязаны: создавать или выделять рабочие места для трудоустройства инвалидов; создавать инвалидам условия труда в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида; предоставлять в установленном порядке информацию, необходимую для организации занятости инвалидов.
Частью 2 статьи 2 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодатель независимо от организационно-правовых форм и форм собственности организации, организует в г. Москве квотируемые рабочие места за счет собственных средств.
Частью 1 статьи 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" работодателям среднесписочная численность работников которых составляет свыше 100 человек, устанавливается квота в размере 2-х процентов для трудоустройства инвалидов.
Судом по делу установлено, что проведенной прокуратурой проверкой по соблюдению ответчиком законодательства Российской Федерации в сфере социальной защиты инвалидов в Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" были выявлены нарушения требований законодательства о занятости населения и защите прав инвалидов, а именно: указанная организация не состоит на учете и не предоставляет отчеты о квотировании рабочих мест для лиц социально незащищенных.
Данное нарушение влечет за собой ограничение прав и свобод инвалидов и других социально незащищенных категорий граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.
Также суд установил, что штатная численность Московского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" составляет 1832 человека.
Согласно информации ГБУ "Центр квотирования рабочих мест" в 2010-2011 годы ответчик информацию о наличии вакантных мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов не предоставлял.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу об удовлетворении заявленных истцом требований, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что штатная численность Московского центра организации работы железнодорожных станций - структурного подразделения Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" составляет 1832 человека, в связи с чем у ответчика, в силу с ч. 3 ст. 25 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации", ст.ст. 20, 21 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", ч. 2 ст. 2 и ч. 1 ст. 3 Закона города Москвы "О квотировании рабочих мест" возникла обязанность создать или выделить рабочие места для трудоустройства инвалидов в Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", а также ежеквартально предоставлять в Государственное казенное учреждение г. Москвы "Центр квотирования рабочих мест", и ежемесячно предоставлять в территориальный центр занятости населения сведения о наличии вакантных рабочих мест (должностей), выполнении квоты для приема на работу инвалидов, чего ответчиком сделано не было и данное обстоятельство не было им опровергнуто.
При этом трудоустройство инвалидов в счет установленной квоты производится по направлению территориальных органов государственной службы занятости населения с учетом предложений территориальных органов социальной защиты, а также общественных организаций инвалидов либо с учетом заявлений инвалидов, испытывающих трудности в поисках работы.
Доказательства того, что с учетом рода деятельности ответчика невозможно создать или выделить места для инвалидов в пределах установленной законом квоты, ответчиком в суд представлены не были.
Доводы ответчика о том, что Московский центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" не является юридическим лицом и не должно представлять сведения о квотах для инвалидов, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание, поскольку Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" обязанность предоставлять сведения возложена на работодателя. В соответствии с п. 7.3.4 Положения о Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", начальник центра на основании выданной ему доверенности выполняет функции работодателя. Обладая функциями работодателя, и имея численность работников 1832 человека, Московский центр организации работы железнодорожных станций - структурное подразделение Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" обязан создать или выделить рабочие места для инвалидов.
Ссылка ответчика на опасные условия производства является несостоятельной, поскольку законом и о защите прав инвалидов предусмотрено, что работодатель обязан выделить рабочие места, а при невозможности выделить создать рабочие места для инвалидов. В нарушение данных требований ответчиком рабочие места не были созданы или выделены.
Доводы ответчика о том, что сведения должны предоставляться Московским центром организации работы железнодорожных станций - структурным подразделением Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД" в органы занятости населения в г. Москве суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными, как противоречащие смыслу Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", который предполагает защиту прав инвалидов по всей территории России в равной степени, как в Москве, так и в любом другом регионе страны. Более того, обеспечение инвалидов работой происходит через территориальные центры занятости населения, которые осуществляют свою деятельность по территориальному признаку.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что обязанность по квотированию рабочих мест для инвалидов может быть возложена только на юридическое лицо, а не на его филиал, являются неправомерными и не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, поскольку Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" обязанность предоставлять сведения возложена на работодателя. В соответствии с п. 7.3.4 Положения о Московском центре организации работы железнодорожных станций - структурном подразделении Октябрьской дирекции управления движением - структурного подразделения Центральной дирекции управления движением - филиала ОАО "РЖД", начальник центра на основании выданной ему доверенности выполняет функции работодателя., в связи с чем доводы ответчика являются неправомерными.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 14 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 4 апреля 2012 г. N 33-9788
Текст определения официально опубликован не был