Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2012 г. N 11-234
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе
председательствующего Пономарева А.Н.
судей Катковой Г.В. Павловой И.П.
при секретаре Родиной Н.Н.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В. дело по апелляционной жалобе Салхи Х. на решение Басманного районного суда г. Москвы от 07 октября 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Салхи Х. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы- N 738 от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление - отказать.
Установила:
Салхи Хамид обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 738 от 17 мая 2011 года, которым решение Управления ФМС по г Москве от 09.02.2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России по г. Москве повторно рассмотреть заявление.
В обоснование заявления указал, что является гражданином ..., родом из ... . Согласно последним отчетам УВКБ о ситуации в ..., страна стала не безопасной зоной. Прибыв на территорию Российской Федерации, обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о предоставлении статуса беженца на территории РФ, однако ему было отказано.
Заявитель Салхи Х. и его представитель Крупский М.А. в судебное заседание явились, заявленные требования поддержали в полном объеме, пояснив, что решение УФМС России по г. Москве является необоснованным, поскольку в случае возвращения его в страну исхода имеется угроза для его жизни и здоровья.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в возражениях, полагая заявление необоснованным.
Представитель УФМС России по г. Москве - Пучков А.В. в судебное заседание явился, против удовлетворения поданного заявления возражал.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в апелляционной жалобе Салхи Х..
Салхи Хамид в судебное заседание не явился, извещался о времени и месте судебного заседания. В соответствии с ч. 2 ст. 354 ГПК РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Судебная коллегия, выслушав представителя ФМС России по доверенности Габузова С.Г., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В силу ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию органов государственной власти, органа местного самоуправления должностных лиц, государственных или муниципальных служащих оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Салхи Х., ... года рождения, гражданин ... Республики ... (...), уроженец г. ... (...), по национальности - ..., вероисповедание - ..., родной язык - ... . Женат, жена гражданка ... Салхи Л. ...г.р., имеет 4-х несовершеннолетних детей. Образование, со слов среднее. Прежнее постоянное место жительства заявителя в ... г. ... .
Как установлено ФМС со слов заявителя, Салхи Х. прибыл вместе с женой и сыновьями на территорию Российской Федерации город Москву 22 октября 2010 года, покинув территорию ..., авиарейсом "...", имея однократную гостевую визу (сроком действия с 12.10.2010 г. по 20.12.2010 г., приглашающая сторона ..., Москва).
01 ноября 2010 года Салхи Х. впервые обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с опасениями стать жертвой преследований со стороны влиятельного полевого командира, а также в связи с тем, что он не желает возвращаться в страну своей гражданской принадлежности по тем же причинам.
Решением УФМС России по г. Москве от 09 февраля 201 1 года Салхи Хамид было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие "беженец", согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах" (л.д. 9-13).
Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве было отказано.
Решение УФМС России по г.Москве вступило в силу (л.д. 15-17).
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона "О беженцах" устанавливает пределы действия Федерального закона. Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2)которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2 ст. 2 Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N 425.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно статье 1 Федерального закона.
Рассмотрев заявленные требования, суд пришел к выводу, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к Салхи Х., а именно: политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
ФМС России при рассмотрении жалобы заявителя обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по г. Москве при проведении повторного опроса, не позволяют сделать вывод о том, что заявитель может стать жертвой преследования со стороны талибов.
Установлено, что близкие родственники заявителя (мать, сестра и брат) в настоящее время проживают на территории ... и страну гражданской принадлежности не покидали, старшая сестра является гражданкой ... и проживает в г. ..., в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным.
Убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности заявителем не приведено.
Судом учтено при вынесении решения, что к основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, относятся бывшие члены НДПА, идейные коммунисты, сторонники ... и ..., сторонники полиции и ... (службы безопасности) при коммунистическом режиме.
Салхи Х. к этим категориям граждан не относится.
При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении в ... и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
Проанализировав все представленные материалы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС N 738 от 17 мая 2011 года по жалобе Салхи Х. на решение Управления ФМС России г. Москве от 09 февраля 2011 года об отказе в признании беженцем на территории Российской Федерации соответствуют закону Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано и отмене не подлежит.
Решение ФМС России принято с учетом отсутствия угрозы для жизни заявителя при его возможном возращении на родину и отсутствия медицинских показаний, указывающих на необходимость оперативного медицинского вмешательства.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы апелляционной жалобы направлены на иное толкование действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения суда.
Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Басманного районного суда г. Москвы от 07 октября 2011 года оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 марта 2012 г. N 11-234
Текст определения официально опубликован не был