Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2012 г. N 11-1534
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Севалкина А.А.,
судей Ворониной И.В., Неретиной Е.Н.,
с участием прокурора Любимовой И.Б.,
при секретаре Кац Ю.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Ворониной И.В. дело по апелляционной жалобе Харитич С.Н. на решение Останкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2012 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Харитич С.Н. о признании решения участковой избирательной комиссии N 681, незаконным и включении гражданина Российской Федерации в список избирателей - отказать, установила:
Заявитель Харитич С.Н. обратился в суд с заявлением и просит признать незаконным и отменить решение участковой избирательной комиссии N 681 гор. Москвы от .. года, которым ему было отказано во включении в список избирателей, обязать участковую избирательную комиссию N 681 включить его в список избирателей, мотивируя свои требования тем, в соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ... года он обратился в участковую избирательную комиссию N 681 гор. Москвы, по месту своего временного пребывания, с заявлением о включении его в список избирателей по данному участку, для принятия участия в выборах Президента РФ. Заявление им было подано в письменной форме с соблюдением срока подачи. Открепительные удостоверения по месту его регистрации он не получал, возможности получить его он не имел, так как после ... г., когда он решил принять участие в голосовании по месту своего пребывания, поездка в ... для получения открепительного удостоверения, для него представляла материальные затруднения. ... года он получил на руки отказ, в виде решения УИК N 681 номер 4, о не включении его в список по данному избирательному участку. Данное решение не имеет законного основания для отказа во включении его в список избирателей. В соответствии с положениями п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" он обладает активным избирательным правом и пребывает (фактически находится), на территории данного избирательного участка.
В судебном заседании заявитель Харитич С.Н. заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что он зарегистрирован в ..., в ... он работает, проживает временно по месту пребывания по адресу: ... . По месту временного пребывания в органы регистрационного учета не обращался. В соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ от 12 июня 2002 года "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", он предоставил в участковую избирательную комиссию все необходимые документы: личное письменное заявление, документы, удостоверяющие его личность, подтвердил факт временного проживания по конкретному адресу, никаких иных документов в соответствии с законом ему предоставлять не требовалось. Отказ избирательной комиссии является незаконным, поскольку в силу закона ему не имели права отказать во включении в списки избирателей, пояснив, что обращаться в регистрирующие органы не было необходимости, так как на территории гор. Москвы он пребывает менее 30 суток.
Представитель участковой избирательной комиссии N 681 гор. Москвы в судебное заседание не явился, председатель комиссии Пименов С.П. представил в суд заявление с просьбой о рассмотрении заявление в его отсутствие.
Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого как несоответствующего требованиям закона, просит в апелляционной жалобе Харитич С.Н.
Заявитель Харитич С.Н. в суд не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в связи с чем, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в его отсутствие.
Представитель Участковой избирательной комиссии N 681 г. Москвы - Дегтев В.А. - в суд явился, против доводов апелляционной жалобы возражал.
Судебная коллегия, проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя Участковой избирательной комиссии N 681 г. Москвы - Дегтева В.А., заключение прокурора, полагавшего, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, обсудив доводы апелляционной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" решения и действия (бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных организаций и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы суд.
Согласно п. 2 ст. 17 указанного выше федерального закона в списки избирателей, участников референдума на избирательных участках, участках референдума включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме.
В соответствии с п. 17 ст. 17 указанного выше федерального закона избиратели, участники референдума, находящиеся в местах временного пребывания, работающие на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятые на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также избиратели, участники референдума из числа военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума по месту их временного пребывания по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее, чем за три дня до дня голосования. Законом может быть предусмотрено, что избиратели, участники референдума, не имеющие регистрации по месту жительства в пределах Российской Федерации, решением участковой комиссии могут быть включены в список избирателей, участников референдума на избирательном участке, участке референдума, образованных или определенных решением вышестоящей комиссии для проведения голосования этих избирателей, участников референдума, по личному письменному заявлению, поданному в участковую комиссию не позднее чем в день голосования.
Согласно п. 5 ст. 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" и п. 4 ст. 25 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации" к местам временного пребывания избирателей относятся больницы, санатории, дома отдыха, вокзалы, аэропорты, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений и другие места временного пребывания.
Составление списка избирателей на избирательном участке, образованном в месте временного пребывания избирателей, а также включение в список избирателей и исключение из него граждан Российской Федерации осуществляются в соответствии с требованиями пунктов 5, 7, 8, 11 статьи 26, пунктов 6, 6.1, 10-12 статьи 27 Федерального закона, а также в соответствии с инструкцией о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утверждаемой Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.
В соответствии со ст. 28 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" заседания комиссии созываются ее председателем по мере необходимости. Заседание также обязательно проводится по требованию не менее одной трети от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 9).
Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном п. 11 ст. 20 и п.п. 6 и 7 ст. 75 настоящего Федерального закона, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса (п. 13).
Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса (п. 14).
Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания) (п. 16).
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Харитич С.Н. является гражданином РФ, постоянно проживает по адресу: гор. ... .
Решением Территориальной избирательной комиссии Останкинского района гор. Москвы N ... от ... года сформирована участковая избирательная комиссия избирательного участка N 681.
Как следует из п. 2 данного решения, председателем данной комиссии назначен ... .
... года Харитич С.Н. обратился в участковую избирательную комиссию избирательного участка N 681 с письменными заявлениями о включении его в списки избирателей данного избирательного участка в соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", указав место временного пребывания адрес - ... .
Решением участковой избирательной комиссии избирательного участка N 681 гор. Москвы N ... от ... года Харитич С.Н. было отказано во включении в списки избирателей по данному избирательному участку, в связи с отсутствием открепительного удостоверения.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, заявитель ссылается на то, что в соответствии с п. 17 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", предоставление иных документов, кроме письменного заявления о включении в список избирателей, не требуется.
Суд первой инстанции дал правильную оценку доводам заявителя и пришел к выводу о том, что с ними согласиться нельзя, поскольку в судебном заседании установлено, что заявитель к категории граждан, указанных в п. 17 ст. 17 Федерального закона N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" не относится, поскольку не является гражданином, работающим на предприятиях с непрерывным циклом работы и занятым на отдельных видах работ, где невозможно уменьшение продолжительности работы (смены), а также не относятся к числу военнослужащих, находящихся вне места расположения воинской части.
Судом первой инстанции также установлено, что заявитель имеет постоянно место жительства в ..., в ... пребывает временно, данное обстоятельство подтвердила в судебном заседании, допрошенная в качестве свидетеля, гр. ... .
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд верно руководствовался п. 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", согласно которому, основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка (при наличии у гражданина активного избирательного права) либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка, участка референдума устанавливается органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом, - другими уполномоченными на то органами, организациями и должностными лицами.
Аналогичные положения содержатся в п. 29 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 марта 2011 года N 5 "О практике рассмотрения судами дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", из которого следует, что при рассмотрении дел, связанных с включением гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума, необходимо иметь в виду, что на конкретном избирательном участке, участке референдума в список включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, место жительства которых, а в предусмотренных законом случаях место временного пребывания которых находится на территории этого участка, либо имеющие открепительное удостоверение (п.п. 2 и 4 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ). Случаи, при которых избиратель, участник референдума, обладающие активным избирательным правом, правом на участие в референдуме, могут быть включены в списки избирателей, участников референдума по месту их пребывания (фактического нахождения), перечислены в п. 17 ст. 17 названного Федерального закона. К местам временного пребывания согласно пункту 5 статьи 19 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ относятся, в частности, больницы, санатории, дома отдыха, места содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых. Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву в воинских частях, военных организациях и учреждениях, расположенных на территории соответствующего муниципального образования, включаются в списки избирателей на выборах в органы местного самоуправления, участников местного референдума в том случае, когда место жительства этих военнослужащих до призыва на военную службу было расположено на территории муниципального образования (п. 5 ст. 17 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ).
Аналогичная норма предусмотрена п. 2 ст. 27 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ (редакция от 21 июля 2015 года, с изменениями от 20 октября 2011 года) "О выборах Президента Российской Федерации", из которого следует, что основанием для включения гражданина в список избирателей на конкретном избирательном участке является факт нахождения его места жительства на территории этого избирательного участка, установленный органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок реализации права граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства в пределах Российской Федерации.
Как следует из п. 1.9 Инструкции о составлении, уточнении и использовании списков избирателей на выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации шестого созыва и на выборах Президента Российской Федерации, утвержденной Постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от 14 июля 2011 года N 20/216-6, - место жительства - это жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома (общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом для одиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и другие), а также иное жилое помещение, по адресу которого гражданин Российской Федерации зарегистрирован по месту жительства органами регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, что подтверждается отметкой в паспорте гражданина Российской Федерации;
место пребывания - не являющееся местом жительства гражданина жилое помещение, по адресу которого гражданин зарегистрирован по месту пребывания органами регистрационного учета граждан, о чем выдано свидетельство о регистрации по месту пребывания;
органы регистрационного учета граждан - территориальные органы Федеральной миграционной службы, а в населенных пунктах, в которых отсутствуют эти органы, - местные администрации поселении.
В судебном заседании суда первой инстанции установлено, и не оспаривалось заявителем, что Харитич С.Н. в территориальные органы Федеральной миграционной службы гор. ... не обращался, документального подтверждения (свидетельства о регистрации по месту пребывания) того, что в гор. ... он временно пребывает по адресу: ..., не имеет.
Суд первой инстанции дал правильную оценку доводам заявителя, о том, что решением участковой избирательной комиссии нарушено его право на участие в выборах Президента РФ, и нашел их несостоятельными, поскольку порядок выдачи и использования открепительного удостоверения установлен ст. 68 Федерального закона от 10 января 2003 года N 19-ФЗ "О выборах Президента Российской Федерации".
Суд верно указал, что избиратель, который будет находиться в день голосования в месте временного пребывания и не будет иметь возможности прибыть в день голосования в помещение для голосования того избирательного участка, где он включен в список избирателей, вправе сам или через своего представителя получить в территориальной избирательной комиссии (за 45 - 20 дней до дня голосования) либо в участковой избирательной комиссии (за 19 и менее дней до дня голосования, предшествующего дню повторного голосования) открепительное удостоверение и принять участие в голосовании на том избирательном участке, на котором он будет находиться в день голосования.
Доказательств того, что заявитель был лишен реальной возможности получить в установленном законе порядке открепительное удостоверение, либо свидетельство о регистрации по месту пребывания, стороной заявителя в судебном заседании не представлено. Судебная коллегия соглашается с данным выводом суда первой инстанции, поскольку он основан на законе.
Суд пришел к выводу, что доводы заявителя о том, что его заявление фактически не было рассмотрено участковой избирательной комиссией N ... гор. ..., так как не было проведено заседание комиссии, на котором должны быть рассмотрены его заявление, не основаны на законе, поскольку действующим законодательством на участковую избирательную комиссию не возлагается обязанности проведения заседания комиссии по рассмотрению вопросов включения граждан в списки избирателей и принятия решения по данному вопросу путем голосования.
При таких обстоятельствах, оценивая представленные доказательства в их совокупности, с учетом конкретных обстоятельств дела, принимая во внимание установленные обстоятельства, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что решение участковой избирательной комиссии избирательного участка N 681 в гор. Москве N ... от ... года о не включении Харитич С.Н. в список избирателей избирательного участка N 681, является законным, обоснованным и оснований для его отмены не имеется. Также не имеется законных оснований для включения Харитич С.Н. в список избирателей избирательного участка N 681, а поэтому суд первой инстанции пришел к верному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы заявителя о том, что его заявление не было рассмотрено в установленные законом сроки, суд первой инстанции нашел несостоятельными, поскольку по существу решение избирательной комиссии, является законным и обоснованным.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции.
Разрешая заявленные требования, суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, которым дал надлежащую правовую оценку и постановил правильное по существу решение. Нормы материального права судом применены верно, нарушения норм процессуального права не допущено.
Доводы апелляционной жалобы заявителя судебная коллегия находит несостоятельными, кроме того, в апелляционной жалобе заявитель ссылается на обстоятельства, которые исследовались судом первой инстанции и которым дана оценка в соответствии со ст. 67 ГПК РФ.
Не усматривая оснований к отмене решения, в соответствии со ст. ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Останкинского районного суда г. Москвы от 04 марта 2012 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Харитич С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Апелляционное определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 22 марта 2012 г. N 11-1534
Текст определения официально опубликован не был