Постановление Президиума Московского городского суда от 30 марта 2012 г. по делу N 44г-27
Президиум Московского городского суда в составе:
Председателя Президиума Егоровой О.А. и членов Президиума Агафоновой Г.А., Базьковой Е.М., Дмитриева А.Н., Курциньш С.Э., Фомина Д.А.,
рассмотрев в заседании по докладу судьи Тихенко Г.А. гражданское дело по иску Государственного учреждения Управы района "Лефортово" г. Москвы к П.В.И. об освобождении участка земли, самовольно занятого под установку металлического тента-укрытия типа "ракушка", установил:
Государственное учреждение Управа района "Лефортово" г. Москвы обратилось в суд с иском к П.В.И. об освобождении участка земли, расположенного по адресу: г. Москва, ул. ..., дом ..., от самовольно установленного металлического тента - укрытия типа "ракушка" N ... за счет ответчика, указывая в обоснование требований, что тент расположен на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы без оформления в установленном порядке земельно-правовых отношений на него.
В судебном заседании представитель ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы Тахиров И.Г. оглы заявленные требования поддержал.
Ответчик П.В.И. в судебном заседании исковые требования не признал.
Решением Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.03.2011 г., оставленным без изменения определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.06.2011 г., исковые требования ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы удовлетворены.
Представителем П.В.И. по доверенности Овчинниковой С.А. подана надзорная жалоба на указанные выше судебные постановления, поступившая в экспедицию Московского городского суда 26.12.2011 г., в которой она ставит вопрос об их отмене.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу указанного Закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
Таким образом, поданная заявителем жалоба подлежит рассмотрению в порядке надзора по правилам главы 41 ГПК РФ в редакции, действовавшей до принятия Федерального закона от 9 декабря 2010 года N 353-ФЗ.
23.01.2012 г. настоящее гражданское дело истребовано в Московский городской суд для проверки в порядке надзора.
Гражданское дело поступило в экспедицию Московского городского суда 30.01.2012 г.
Определением судьи Московского городского суда от 13.03.2012 г. надзорная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебное заседание суда надзорной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы надзорной жалобы, Президиум Московского городского суда находит доводы, изложенные в надзорной жалобе, обоснованными, а судебные постановления, подлежащими отмене, по следующим основаниям.
В силу ст. 387 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.
Как усматривается из материалов дела ГУ Управа района "Лефортово" г. Москвы обратилось в суд с иском к П.В.И. об освобождении участка земли по адресу: г. Москва, ул. ..., дом ..., от самовольно установленного металлического тента - укрытия типа "ракушка" N ...
Разрешая заявленные требования, суд руководствовался положениями ст.ст. 18, 19 Земельного кодекса РФ, положениями постановления Правительства г. Москвы от 08.07.2003 г. N 526-ПП "О порядке получения разрешений на установку металлических тентов и оформления прав краткосрочной аренды на земельные участки, занимаемые этими объектами".
Сославшись на положения п.п. 2.2.2.3 Положения об Управе района города Москвы утвержденного Постановлением Правительства гор. Москвы от 03.12.2002 г. N 981-ПП "Об образовании территориальных органов исполнительной власти города Москвы - Управ района", суд первой инстанции признал, что Главы Управ районов города Москвы вправе обращаться в суд с иском о демонтаже объектов некапитального строительства, в том числе, металлических тентов, располагающихся на территории района.
Судебная коллегия с данными выводами суда первой инстанции согласилась, указав также в своем определении, что Управа района "Лефортово" г. Москвы в соответствии со статьей 46 Устава города Москвы является территориальным органом исполнительной власти города Москвы, осуществляющим в пределах установленных правовыми актами города Москвы полномочий исполнительно-распорядительную, координирующую и контрольную деятельность на территории района города Москвы.
Согласно п. 2.3.12 Положения об управе района города Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП (ред. от 07.06.2011) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы"), управа района координирует работу по сносу и демонтажу временных и иных объектов, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
В связи с вышеизложенным были отклонены доводы заявителя об отсутствии у ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы права на предъявление исковых требований.
Выражая несогласие с судебными постановлениями, заявитель в надзорной жалобе указывает, в том числе на то, что у ГУ Управы района "Лефортово" г. Москвы отсутствует право на предъявление иска, поскольку при обращении в суд Управа района "Лефортово" г. Москвы руководствовалась нормами Постановления Правительства Москвы от 03.12.2002 г. N 981-ПП, на которое суд также сослался при вынесении решения, однако, данное постановление на момент предъявления иска (14.02.2011 г.) утратило силу в связи с принятием Постановления Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП (ред. от 07.06.2011) "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы" (вместе с "Положением о префектуре административного округа города Москвы", "Положением об управе района города Москвы", "Перечнем управ районов города Москвы").
Также в жалобе заявитель указывает на то, что вывод судебной коллегии о том, что наличие у Управы района "Лефортово" г. Москвы полномочий на предъявление исков, связанных с земельно-правовыми отношениями, следует из ст. 46 Устава г. Москвы, п. 2.3.12 Положения N 157-ПП от 24.02.2010 г. "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", не соответствует закону.
Согласно п. 10 ст. 3 ФЗ от 25.10.2001 г. N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", уполномоченные органы исполнительной власти и города Москвы уполномочены распоряжаться находящимися в их ведении земельными участками.
Согласно Постановлению Правительства Москвы от 23.05.2006 г. N 333-ПП, право предъявлять в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы предоставлено Департаменту земельных ресурсов города Москвы (об освобождении самовольно занимаемых земельных участков), префектурам административных округов города Москвы (о признании объектов недвижимости самовольными постройками, их сносе и восстановлении (рекультивации) территории строительства за счет средств застройщика, осуществившего самовольное строительство, по объектам, решения по которым приняты Городской комиссией (префектурам) и окружными комиссиями).
Пунктами 2.2.9, 2.2.10 "Положения о Префектуре г. Москвы", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, также определено, что префектура в установленном порядке принимает необходимые меры к сносу самовольных построек в административном округе, в установленных Правительством Москвы случаях предъявляет в суды иски от своего имени или от имени Правительства Москвы, доводит в установленном порядке до сведения населения информацию о решениях судов о признании объектов самовольной постройкой и об их сносе. В установленном порядке принимает необходимые меры по выявлению и прекращению эксплуатации объектов самовольного строительства, а также демонтажу (сносу) некапитальных объектов по окончании срока их эксплуатации.
Пунктом 2.3.12 Положения об Управе Района г. Москвы, утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП, определено, что управа координирует работы по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей, а также временных и иных сооружений, не являющихся объектами капитального строительства, на основании принятых в установленном порядке решений.
То есть, на момент подачи Управой района "Лефортово" г. Москвы искового заявления в суд - 14.02.2011 г. к ответчику о демонтаже принадлежащего ему металлического бокса действовало Постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 N 157-ПП "О полномочиях территориальных органов исполнительной власти города Москвы", в котором Управа района не указана в числе организаций, уполномоченных предъявлять иски в суд от своего имени или от имени Правительства Москвы.
При таких обстоятельствах, суды первой и второй инстанции неправомерно сделали вывод о том, что Управа района "Лефортово" г. Москвы наделена была правом обращения в суд с иском к ответчику об освобождении земельного участка, занятого под установку металлического бокса на момент его подачи 14.02.2011 г., так как на тот момент уже действовало постановление Правительства Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП "О полномочиях территориальным органам исполнительной власти города Москвы", согласно которому таким правом обладала только Префектура округа, а также Департамент земельных ресурсов г. Москвы.
Таким образом, исковые требования были заявлены в суд лицом, не имеющим полномочий на предъявление данного иска в суд, так как с момента принятия вышеуказанного постановления Правительства г. Москвы от 24.02.2010 г. N 157-ПП Управа района стала осуществлять только координирующую деятельность, связанную с исполнением решения суда о демонтаже незаконно установленных объектов.
При таких обстоятельствах решение суда первой и второй инстанции нельзя признать законными и обоснованными. Они приняты с существенными нарушениями норм процессуального права, в связи с чем подлежат отмене.
В соответствии со ст. 390 ГПК РФ, суд, рассмотрев дело в порядке надзора, вправе:
1) оставить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции без изменения, надзорную жалобу или представление прокурора о пересмотре дела в порядке надзора без удовлетворения;
2) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и направить дело на новое рассмотрение;
3) отменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции полностью либо в части и оставить заявление без рассмотрения либо прекратить производство по делу;
4) оставить в силе одно из принятых по делу судебных постановлений;
5) отменить либо изменить судебное постановление суда первой, второй или надзорной инстанции и принять новое судебное постановление, не передавая дело для нового рассмотрения, если допущена ошибка в применении и толковании норм материального права;
6) оставить надзорную жалобу или представление прокурора без рассмотрения по существу при наличии оснований, предусмотренных статьей 379.1 настоящего Кодекса.
Таким образом, исходя из указанной выше нормы права, в целях исправления судебной ошибки, допущенной при рассмотрении дела в применении норм процессуального права, Президиум Московского городского суда полагает необходимым принять по делу новое решение и отказать в удовлетворении заявленных Управой района "Лефортово" г. Москвы требований к П.В.И. об освобождении участка земли, самовольно занятого под установку металлического тента-укрытия типа "ракушка", поскольку Управа района "Лефортово" г. Москвы в соответствии со ст. 3 ГПК РФ не имела права на обращение в суд с настоящим иском, поскольку не является стороной в спорном правоотношении, и ее права, свободы и законные интересы ответчиком не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 387, 388, 390 ГПК РФ, Президиум Московского городского суда постановил:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 24.03.2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 28.06.2011 г. отменить.
Принять новое решение, которым в удовлетворении требований Государственного учреждения Управы района "Лефортово" г. Москвы к П.В.И. об освобождении участка земли, самовольно занятого под установку металлического тента-укрытия типа "ракушка" - отказать.
Председатель Президиума Московского городского суда |
Егорова О.А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.