Постановление Московского городского суда от 17 мая 2012 г. N 4а-668/12
Заместитель председателя Московского городского суда Фомин Д.А.,
рассмотрев в порядке надзора жалобу законного представителя Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "..." (далее по тексту - "...") - ректора Блеера А.Н. на постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово г. Москвы от 07 ноября 2011 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 января 2012 года по делу об административном правонарушении, установил:
постановлением исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово г. Москвы от 07 ноября 2011 года ФГОБУ ВПО "..." признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 (десяти тысяч) рублей.
Решением судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 января 2012 года постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово г. Москвы от 07 ноября 2011 года оставлено без изменения, жалоба законного представителя ФГОБУ ВПО "..." Блеера А.Н. - без удовлетворения.
В настоящей жалобе законный представитель ФГОБУ ВПО "..." Блеер А.Н., выражая несогласие с указанными судебными актами, просит об их отмене, ссылаясь на то, что ФГОБУ ВПО "..." является образовательным учреждением, подведомственным Минспорттуризму России, которое не осуществляло по отношению к Университету финансирование и обеспечение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций; что номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов в отношении ФГОБУ ВПО "..." не устанавливались; что проверка Университета проводилась не по Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2005 года N 125.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Здесь и далее по тексту вместо "Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2005 года N 125" имеется в виду "Приказом МЧС РФ от 3 марта 2005 года N 125"
Проверив материалы дела об административном правонарушении, изучив доводы надзорной жалобы заявителя, нахожу обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
При рассмотрении дела судебными инстанциями установлено, что ФГОБУ ВПО "...", расположенное по адресу: ..., в установленный срок, то есть до 31 августа 2011 года включительно не выполнило законное предписание заместителя начальника 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве С. N 29/1/36 от 31 января 2011 года, а именно: не создало резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, то есть совершило административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Факт совершения административного правонарушения и виновность ФГОБУ ВПО "..." подтверждены совокупностью доказательств, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывает, а именно: протоколом об административном правонарушении N 53 от 12 сентября 2011 года; копией распоряжения о проведении внеплановой выездной проверки N 75 от 01 сентября 2011 года; копией акта проверки N 75 от 20 сентября 2011 года, копией предписания по устранению нарушений требований в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций N 29/1/36 от 31 января 2011 года; перечнем объектов недвижимости, закрепленных за ФГОБУ ВПО "...", на праве оперативного управления; показаниями свидетеля - старшего инженера 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве М., данными при рассмотрении дела об административном правонарушении.
Оценив представленные доказательства всесторонне, полно, объективно, в их совокупности, в соответствии с требованиями ст. 26.11 КоАП РФ, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о виновности ФГОБУ ВПО "..." в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Административная ответственность по ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ наступает за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
В соответствии с п. "ж" ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций организации обязаны создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Согласно Порядка создания и использования резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 10 ноября 1996 года N 1340, резервы материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций и включают продовольствие, пищевое сырье, медицинское имущество, медикаменты, транспортные средства, средства связи, строительные материалы, топливо, средства индивидуальной защиты и другие материальные ресурсы (п. 2). При этом на основании решения администрации предприятий, учреждений и организаций для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются объектовые резервы материальных ресурсов (п. 3), расходы по созданию, хранению, использованию и восполнению которых финансируются за счет собственных средств предприятий, учреждений и организаций (п. 7).
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения главного государственного инспектора района ВАО г. Москвы по пожарному надзору - начальника 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве К. от 11 января 2011 года N 29 должностными лицами 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве была проведена проверка ФГОБУ ВПО "...", расположенного по адресу: ..., по результатам которой в отношении данного образовательного учреждения заместителем начальника 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве С. было вынесено предписание N 29/1/36 от 31 января 2011 года (л.д. 10), согласно которому ФГОБУ ВПО "..." в срок до 31 августа 2011 года включительно надлежало создать резерв финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, как это предусмотрено ст. 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". Данное предписание было получено ректором ФГОБУ ВПО "..." Блеером А.Н. 31 января 2011 года.
Согласно п.п. "в" п. 6 Положения о государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, осуществляемом Министерством РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2005 года N 712, должностные лица органов государственного надзора в области защиты от чрезвычайных ситуаций в пределах своей компетенции имеют право выдавать организациям предписания по устранению нарушений требований в области защиты от чрезвычайных ситуаций.
В период с 09 по 20 сентября 2011 года на основании распоряжения главного государственного инспектора района ВАО г. Москвы по пожарному надзору К. от 01 сентября 2011 года N 75 (л.д. 8-9) должностными лицами 2 РОГНД Управления по ВАО Главного управления МЧС России по г. Москве была проведена внеплановая проверка, в результате которой установлено, что предписание N 29/1/36 от 31 января 2011 года ФГОБУ ВПО "..." в установленный срок не выполнено (л.д. 7), в связи с чем, 12 сентября 2011 года в отношении ФГОБУ ВПО "..." был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ (л.д. 3-4).
При таких обстоятельствах, а также на основании исследования достаточной совокупности имеющихся в деле доказательств судебными инстанциями сделан обоснованный вывод о наличии в бездействии ФГОБУ ВПО "..." состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Довод заявителя о том, что ФГОБУ ВПО "..." является образовательным учреждением, подведомственным Минспорттуризму России, которое не осуществляло по отношению к Университету финансирование и обеспечение мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций, не может быть признан состоятельным.
В соответствии с ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Из Устава ФГОБУ ВПО "..." следует, что данное образовательное учреждение, являясь юридическим лицом, имеет самостоятельный лицевой счет для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, средств, полученных от приносящей доход деятельности, и средств в иностранной валюте, вправе от своего имени заключать договоры и иные соглашения, приобретать имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (п. 1.5), а также вправе осуществлять по договорам с физическими и юридическими лицами на возмездной, приносящей доход, основе виды деятельности, указанные в п.п. 1.10.1-1.10.22 Устава (п. 1.10). Кроме того, ФГОБУ ВПО "..." не было лишено возможности обратиться непосредственно к Минспорттуризму России в целях разрешения вопроса о формировании резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций. Однако материалы дела не содержат сведений о том, что ФГОБУ ВПО "..." были приняты все зависящие от него меры по исполнению предписания N 29/1/36 от 31 января 2011 года.
Довод заявителя о том, что номенклатура и объем резервов финансовых и материальных ресурсов в отношении ФГОБУ ВПО "..." не устанавливались, равно как и довод заявителя о том, что проверка Университета проводилась не по Инструкции, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2005 года N 125, не влечет удовлетворение надзорной жалобы, поскольку не оказывает прямого влияния на правильность вывода судебных инстанций о доказанности вины ФГОБУ ВПО "..." в совершении описанного выше административного правонарушения.
Судья районного суда, рассмотрев жалобу на постановление мирового судьи, проверил дело в соответствии с требованиями ст. 30.6 КоАП РФ, вынес законное и обоснованное решение.
Надзорная жалоба не содержит доводов, влекущих отмену или изменение обжалуемых судебных актов.
При назначении наказания мировой судья учел данные о юридическом лице, а также характер совершенного им административного правонарушения.
Административное наказание в виде административного штрафа назначено ФГОБУ ВПО "..." в соответствии с требованиями ст.ст. 3.1, 3.5 и 4.1 КоАП РФ в пределах санкции ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ.
Порядок и срок давности привлечения ФГОБУ ВПО "..." к административной ответственности, а также принцип презумпции невиновности не нарушены.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.13, 30.17 и 30.18 КоАП РФ, постановил:
постановление исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N 299 района Измайлово г. Москвы от 07 ноября 2011 года и решение судьи Измайловского районного суда г. Москвы от 16 января 2012 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ, в отношении ФГОБУ ВПО "..." оставить без изменения, надзорную жалобу законного представителя ФГОБУ ВПО "..." - ректора Блеера А.Н. - без удовлетворения.
Заместитель председателя Московского городского суда |
Д.А. Фомин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.