В связи с внедрением электронного документооборота и ведения электронных архивов внести в Правила ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18.09.1997 г. N 66, утвержденные Приказом Банка России от 18.09.97 г. N 02-398, с учетом изменений и дополнений, внесенных Указаниями Банка России от 24.12.97 г. N 100-У, следующие изменения и дополнения.
В часть III "Организация работы по ведению бухгалтерского учета" внести следующие изменения и дополнения:
1. Второй абзац изложить в следующей редакции: "Регистры бухгалтерского учета ведутся в специальных книгах (журналах), на отдельных листах и карточках, в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники".
2. После четвертого абзаца ввести абзац следующего содержания:
"В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии со ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации".
3. Пункт 1.5.6. изложить в следующей редакции: "Поручения клиентов на перечисление средств с их счетов могут представляться в учреждения Банка России в виде платежных документов на бумажных носителях, подписанных собственноручными подписями уполномоченных лиц и заверенных оттиском печати клиента, а также в виде электронных платежных документов, передаваемых по каналам связи или иным образом (на магнитных, оптических носителях). Учреждение Банка России в договоре банковского (корреспондентского) счета в соответствии с Положением Банка России "О правилах обмена электронными документами между Банком России, кредитными организациями (филиалами) и другими клиентами Банка России при осуществлении расчетов через расчетную сеть Банка России" определяет порядок приема электронных документов клиентов, их защиты, оформления и подтверждения. Порядок отражения в учете и помещения подтверждающих документов в документы дня определяется нормативными актами Банка России".
4. Третий абзац пункта 1.7.2. изложить в следующей редакции: "Каждый документ, оформленный на бумажном носителе, должен иметь подписи уполномоченных должностных лиц клиента и оттиск его печати и соответствовать заявленным образцам. Подписи на всех документах должны быть сделаны чернилами или пастой шариковой ручки. Объявления о взносе наличных средств подписываются вносителями".
5. Пункт 1.7.3. изложить в следующей редакции: "При передаче распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов должно быть обеспечено использование в них аналогов собственноручной подписи, кодов, паролей или иных средств, подтверждающих, что распоряжение составлено уполномоченным на это лицом".
6. Пункт 1.7.5. изложить в следующей редакции: "При приеме распоряжений владельцев счетов в виде электронных платежных документов, а также при осуществлении межбанковских расчетов, внесение каких-либо исправлений в поступившие документы не допускается".
7. В пункте 1.7.6. первый абзац изложить в следующей редакции: "При приеме денежно-расчетных документов на бумажных носителях ответственный исполнитель (бухгалтер, контролер) обязан проверить, соответствует ли документ установленной форме бланка, заполнены ли все предусмотренные бланком реквизиты, правильность указания банковских реквизитов, соответствует ли печать и подписи распорядителя счетом заявленным учреждению Банка России образцам".
8. Пункт 1.9.7. изложить в следующей редакции: "Совершение операций в учреждении Банка России может происходить на основании электронного платежного документа, а в случаях, установленных действующим законодательством и договором - его бумажной копии, заверенной уполномоченным лицом. Электронный платежный документ должен содержать дату, контировку и аналог собственноручной подписи, позволяющий однозначно идентифицировать ответственного исполнителя (бухгалтера, контролера).
Подписями работников учреждения Банка России либо их аналогами заверяются экземпляры документов (в том числе - электронных), которые предназначены для хранения в качестве оправдательных по совершенным операциям, а также экземпляры документов, подлежащие приложению к выпискам из счетов клиентов и к документам по межбанковским расчетам.".
9. В пункт 2.1. внести следующие изменения и дополнения:
Второй абзац изложить в следующей редакции: "Номер лицевого счета должен однозначно определять его принадлежность конкретному клиенту и целевому назначению. По истечении отчетного года (после 31 декабря) разрешается новым счетам клиентов присваивать номера лицевых счетов, закрытых в отчетном году. В лицевых счетах должны показываться: дата предыдущего движения по счету, входящий остаток на начало дня, обороты по дебету и кредиту, отраженные по каждому документу (сводному документу), остаток после отражения каждой операции (в лицевых счетах в электронном виде), остаток на конец дня. Лицевые счета ведутся на отдельных листах (карточках), в книгах либо в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. В реквизитах лицевых счетов должны отражаться: дата совершения операции, номер документа, вид операции (шифр проведенного документа указан в приложении N 1 к настоящим Правилам), номер корреспондирующего счета, суммы - отдельно по дебету и кредиту, остаток".
Двадцатый абзац изложить в редакции: "Книга регистрации открытых счетов может вестись в электронном виде и подписываться аналогами собственноручной подписи главного бухгалтера или его заместителя, при этом должны быть обеспечены меры защиты информации от несанкционированного доступа. В этом случае из ЭВМ ежедневно распечатываются отдельные ведомости вновь открытых счетов и закрытых счетов, которые подшиваются в отдельное дело и хранятся у главного бухгалтера или его заместителя. На каждое первое число года, следующего за отчетным, а при необходимости - в другие сроки в течение года, ведущая в ЭВМ книга регистрации счетов выдается на печать. Отдельные листы книги сшиваются, пронумеровываются, скрепляются печатью и подписываются главным бухгалтером. Сформированная книга регистрации действующих счетов сверяется с ведомостями открытых и закрытых счетов, прошнуровывается, опечатывается, подписывается главным бухгалтером или его заместителем и сдается в архив. При необходимости можно вести несколько книг регистрации лицевых счетов по потребности банка, с обязательной сквозной нумерацией каждой страницы по всем книгам".
После двадцать шестого абзаца ввести абзац следующего содержания: "Лицевые счета, ведущиеся в виде электронных баз данных, распечатываются для выдачи клиенту в виде выписки, если иное не предусмотрено договором с клиентом".
Двадцать седьмой абзац изложить в следующей редакции: "Выписки из лицевых счетов, распечатанные с использованием средств вычислительной техники, выдаются клиентам без штампов и подписей работников учреждений Банка России. Если по каким-либо причинам счет ведется вручную или на машине, кроме ЭВМ, то выписки этих счетов, выдаваемые клиентам, оформляются подписью бухгалтерского работника, ведущего счет, и штампом учреждения Банка России. В таком порядке оформляется каждый лист выписки".
Двадцать восьмой, двадцать девятый и тридцатый абзацы изложить в следующей редакции: "Выписки на бумажных носителях выдаются в порядке и сроки, указанные в карточках образцов подписей и оттиска печати. На лицевом счете (первом экземпляре) бухгалтерским работником ставится штамп "Выписка выдана за "___" ________ 199 __ г. в порядке ___________________
Подпись работника банка ____________________________
Дата "___" _________ 199 __ г.
После тридцать пятого абзаца ввести абзац следующего содержания:
"В случае, если прилагаемые к выпискам документы, на основании которых совершены записи по счету, предъявляются клиенту в электронном виде, то указанные документы:
- подписываются аналогами собственноручной подписи уполномоченного лица;
- содержат дату провода документа по лицевому счету".
10. В пункте 3.2. исключить четырнадцатый абзац следующего содержания:
"В дальнейшем под подписью понимается как собственноручная подпись, так и ее аналоги, применяемые в соответствии со ст.160 Гражданского кодекса Российской Федерации".
11. После пункта 4.7. ввести пункт следующего содержания:
"4.8. Учреждение Банка России вправе организовать хранение бухгалтерских документов в виде электронных баз данных (файлов, каталогов), сформированных с использованием средств вычислительной техники. При этом должна обеспечиваться возможность распечатывания бумажных копий бухгалтерских документов по формам, установленным нормативными актами Банка России. Структура баз данных бухгалтерских документов должна позволять группировать документы в соответствии с требованиями, установленными п.п. 4.2-4.7 раздела 4 настоящих Правил".
12. Настоящее Указание вводится в действие с момента подписания.
Председатель Центрального
банка Российского Федерации |
С.К.Дубинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Изменения внесены в соответствии с разрешением использовать в документообороте и бухгалтерском учете документы в электронном виде и электронные аналоги собственноручной подписи. Указание вводится в действие с момента подписания.
Указание ЦБР от 30 марта 1998 г. N 197-У "О внесении изменений и дополнений в "Правила ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 18 сентября 1997 г. N 66"
Текст указания опубликован в журнале "Нормативные акты по банковской деятельности", N 9, 1998 г.