Кассационное определение СК по уголовным делам Московского городского суда от 21 декабря 2011 г. N 22-15641
Судебная коллегия по уголовным делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Колесниковой И.Ю.,
судей Дубровиной О.В. и Широкова А.И.,
при секретаре Харитоновой И.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 декабря 2011 года кассационное представление заместителя Никулинского межрайонного прокурора города Москвы Агапова В.М. на приговор Никулинского районного суда города Москвы от 25 октября 2011 года, которым
Скрипачев Н.А., ранее не судимый,
осужден по ст. 319 УК РФ к исправительным работам на срок 6 месяцев, с удержанием 10 процентов из заработка в доход государства;
по ч. 1 ст. 318 УК РФ на 2 года лишения свободы.
На основании ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, путем поглощения менее строгого наказания более строгим, окончательно Скрипачеву Н.А. назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года.
На основании ст. 73 УК РФ, назначенное Скрипачеву Н.А. наказание постановлено считать условным, с испытательным сроком в течение 2 лет.
На Скрипачева Н.А. возложены обязанности не менять постоянного места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, и ежемесячно являться в указанный орган для регистрации.
Приговором разрешен вопрос о вещественных доказательствах.
Заслушав доклад судьи Дубровиной О.В., мнение прокурора Девятьяровой Е.В., поддержавшей доводы кассационного представления, мнение защитника - адвоката Подхватилина В.М., не возражавшего против доводов кассационного представления, судебная коллегия установила:
Скрипачев Н.А. признан виновным в совершении публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей и в совершении применения насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.
Согласно приговору, преступления совершены в городе Москве, 03 августа 2011 года, при обстоятельствах, подробно изложенных в приговоре.
В судебном заседании Скрипачев Н.А. вину признал. Уголовное дело рассмотрено в особом порядке судебного разбирательства.
В кассационном представлении заместитель прокурора Агапов В.М. выражает несогласие с приговором суда, считает его незаконным и необоснованным. Отмечает, что действия Скрипачева Н.А. квалифицированы неверно, поскольку Скрипачевым Н.А. совершены непрерывные и взаимосвязанные действия, что свидетельствует о том, что юридическая квалификация его действий по ст. 319 УК РФ является излишней. Просит приговор изменить, исключить из осуждения Скрипачева Н.А. указание на ст. 319 УК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия находит приговор подлежащим изменению.
Приговор по уголовному делу в соответствии с ходатайством подсудимого постановлен в особом порядке судебного разбирательства, установленном главой 40 УПК РФ.
Как следует из протокола судебного заседания, судом первой инстанции дело рассмотрено с соблюдением требований уголовно-процессуального законодательства РФ, в соответствии с принципами состязательности и равноправия сторон.
Нарушений норм уголовного и уголовно-процессуального законодательства РФ, влекущих отмену приговора, в ходе производства по делу предварительного расследования и его рассмотрения судом первой инстанции, допущено не было.
Юридическая оценка действиям Скрипачева Н.А. по ч. 1 ст. 318 УК РФ дана правильно.
Вместе с тем приговор суда подлежит изменению в части квалификации действий Скрипачева Н.А. по ст. 319 УК РФ.
По смыслу закона, при рассмотрении дела в особом порядке судебного разбирательства, может быть изменена квалификация содеянного, если для этого не требуется исследования собранных по делу доказательств и фактические обстоятельства при этом не изменяются.
Как усматривается из приговора суда первой инстанции, Скрипачев Н.А. признан виновным, в том числе, и в совершении публичного оскорбления представителя власти при исполнении им своих должностных обязанностей.
Оскорбление определяется как унижение чести и достоинства другого лица, что означает резко отрицательную обобщенную оценку личности другого человека, которая ставит его в унизительное положение и дискредитирует в глазах окружающих. Признаком, определяющим общественную опасность оскорбления, является неприличная форма выражения оценки. Она понимается как явно противоречащий нормам нравственности и общепринятым правилам социального поведения, откровенно циничный, унизительный способ обращения с человеком. При установлении факта использования неприличной формы следует основываться на объективных обстоятельствах и норм нравственности, но при этом учитывать особенности восприятия оскорбительных слов и действий конкретным потерпевшим. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Нанося оскорбление, виновный посягает на авторитет органов государственной власти и местного самоуправления и преследует цель унизить потерпевшего, причинить ему моральные страдания. Применяя насилие к представителю власти, субъект стремится причинить физическую боль потерпевшему или нанести вред его здоровью.
Из обстоятельств совершения преступления следует, что "Скрипачев Н.А., 03 августа 2011 года, примерно в 22 часа 30 минут ...., в ответ на законные требования сотрудников ОВД ..., имея умысел на оскорбление представителя власти, публично, в присутствии С1 и С2, оскорбил находившегося при исполнении своих должностных обязанностей старшину милиции Латина Г.А., выразившись в его адрес грубой нецензурной бранью ..., применил насилие не опасное для жизни и здоровья в отношении представителя власти Латина Г.А. ...".
Статья 319 УК РФ подлежит исключению из осуждения Скрипачева Н.А., поскольку из фабулы обвинения усматривается, что все действия Скрипачева Н.А. охватываются ч. 1 ст. 318 УК РФ и умысел Скрипачева Н.А. был направлен на применения насилия, не опасного для жизни и здоровья в отношении представителя власти в связи с исполнением им своих должностных обязанностей и объективная сторона преступления, совершенного Скрипачевым Н.А. выражена деянием в форме активных действий, направленных на применение насилия в отношении представителя власти.
Непрерывные и взаимосвязанные действия Скрипачева Н.А. полностью охватываются составом преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 318 УК РФ, и не требуют дополнительной квалификации по ст. 319 УК РФ по совокупности.
В связи с изложенным, судебная коллегия считает необходимым исключить из осуждения Скрипачева Н.А. ст. 319 УК РФ и назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ, что судебная коллегия находит возможным и при постановлении приговора в особом порядке, так как для этого не требуется исследование доказательств по делу.
При назначении наказания по ч. 1 ст. 318 УК РФ, суд первой инстанции учел данные о личности Скрипачева Н.А., который вину признал, в содеянном раскаялся, ранее не судим, по месту жительства характеризуется формально.
Обстоятельствами, смягчающими наказание, суд признал, что Скрипачев Н.А. ранее не судим, вину признал полностью, в содеянном раскаялся, впервые совершил преступление средней тяжести.
При этом суд обоснованно пришел к выводу о наличии оснований для назначения Скрипачеву Н.А. наказания в виде лишения свободы, с применением ст. 73 УК РФ.
Соответствующие выводы, с которыми соглашается и судебная коллегия, надлежаще мотивированы в приговоре.
Таким образом, судебная коллегия находит назначенное Скрипачеву Н.А. по ч. 1 ст. 318 УК РФ наказание справедливым и соразмерным содеянному, соответствующим общественной опасности совершенного им преступления и личности виновного, закрепленным в уголовном законодательстве РФ принципам гуманизма и справедливости и полностью отвечающим задачам исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений, и не усматривает оснований для удовлетворения кассационной жалобы осужденного.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 377, 378 и 388 УПК РФ судебная коллегия определила:
приговор Никулинского районного суда города Москвы от 25 октября 2011 года в отношении Скрипачева Н.А. изменить:
исключить из осуждения Скрипачева Н.А. ст. 319 УК РФ и назначение наказания по правилам ч. 2 ст. 69 УК РФ;
считать Скрипачева Н.А. осужденным по ч. 1 ст. 318 УК РФ на 2 года лишения свободы, с применением положений ст. 73 УК РФ, условно, с испытательным сроком в течение 2 лет, с возложением обязанностей на Скрипачева Н.А. в течение испытательного срока не менять места жительства без уведомления специализированного государственного органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, и ежемесячно являться в указанные орган для регистрации.
В остальной части приговор оставить без изменения, кассационное представление - удовлетворить.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.