Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2011 г. N 33-33187
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ермиловой В.В.
и судей Расторгуевой Н.С., Вьюговой Н.М.,
при секретаре Николаевой М.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Вьюговой Н.М. дело по кассационной жалобе представителя истца Комарденкова С.Д. - Макарова Г.В. на решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 июля 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении жалобы Комарденкова С.Д. на бездействия ОВК по Гагаринскому району г. Москвы, Военного комиссариата г. Москвы отказать, установила:
Комарденков С.Д. обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия ОВК по Гагаринскому району, выразившегося в том, что он не был направлен на дополнительное медицинское освидетельствование, в отношении него не принимается решение о годности к военной службе, постановке на воинский учет.
Представитель заявителя Комарденкова С.Д. - Макаров Г.В. требования поддержал.
Представитель ОВК по Гагаринскому району г. Москвы Панин А.В. против заявления Комарденкова С.Д. возражал, пояснив, что решение о годности призывника к военной службе принимает призывная комиссия, а не военкомат.
Представитель Военного комиссариата г. Москвы в суд не явился.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе представитель заявителя Макаров Г.В.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя Комарденкова С.Д. - Макарова Г.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Этим требованиям обжалуемое решение не отвечает.
Судом первой инстанции установлено, что Комарденков С.Д. состоит на воинском учете в ОВК по Гагаринскому району г. Москвы. Призывная комиссия района "Гагаринский" до настоящего момента не установила годность Комарденкова С.Д. в связи с тем, что представленные справки о заболеваниях требуют дополнительной проверки.
Отказывая Комарденкову С.Д. в удовлетворении заявления, суд исходил из того, что признание годности призывника к военной службе не входит в компетенцию ОВК по Гагаринскому района г. Москвы.
При этом суд не установил все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, и не дал никакой оценки доводам заявителя о незаконности бездействия военного комиссариата, выразившегося в непостановке Комарденкова С.Д. на воинский учет.
В соответствии с п. 2 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призыв на военную службу призывников организует военный комиссариат соответствующей территории (далее - военный комиссариат) при содействии местной администрации.
В соответствии с п. 14 Приказа Министра обороны РФ от 02.10.2007 г. N 400 (ред. от 19.01.2011 г.) "О мерах по реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663" (вместе с "Инструкцией по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе") военный комиссар в ходе работы комиссии по постановке граждан на воинский учет на основании изучения представленных документов, бесед с гражданином, с учетом рода его занятий, имеющейся специальности (профессии), образования, результатов медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора выявляет граждан, нуждающихся в медицинском обследовании (лечении). Такие граждане могут направляться в медицинские организации на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза либо лечения, для чего им выдается направление согласно приложению N 13 к настоящей Инструкции и при необходимости извещение согласно приложению N 14 к настоящей Инструкции.
Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 25.02.2003 г. N 123 (ред. от 28.07.2008 г.) "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование для уточнения диагноза заболевания либо для лечения. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья.
Пунктом 4 ст. 5.1 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" установлено, что в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" воинский учет граждан за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссариатами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, по месту их пребывания.
Суд не дал никакой оценки доводам Комарденкова С.Д. о незаконности бездействия военного комиссариата, выразившегося в непостановке его на воинский учет, ненаправлении на дополнительное медицинское освидетельствование, отсутствии ответа на его обращение.
Решение суда не содержит мотивов, по которым суд пришел к выводу об отказе заявителю в удовлетворении требований в этой части.
Из материалов дела усматривается, что на 14 марта 2011 г. Комарденков С.Д. получил повестку о явке в ОВК г. Москвы по Гагаринскому району для прохождения призывной комиссии. В назначенное время по повестке явился (л.д. 18).
06 апреля 2011 г. Комарденков С.Д. обратился к Председателю призывной комиссии Гагаринского района ЮЗАО г. Москвы с просьбой о направлении его на дополнительное медицинское обследование для первоначальной постановки на воинский учет, приложил медицинские документы (л.д. 12).
На указанное обращение Гагаринским ОВК был дан ответ о том, что на дополнительное обследование Комарденков С.Д. будет отправлен после прохождения медицинской комиссии, куда он будет вызван повесткой (л.д. 17).
18 апреля 2011 года Комарденков С.Д. вновь обратился в ОВК Гагаринского района г. Москвы с просьбой выдать ему удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу в установленный законодательством срок (л.д. 4).
Ответа на указанное обращение до настоящего времени Комарденков С.Д. не получил.
Повесткой он был вызван для прохождения призывной комиссии на 26 апреля 2011 года. В назначенное время явился (л.д. 18).
Третья повестка Комарденкову С.Д. для прохождения призывной комиссии была выдана на 24 мая 2011 г. (л.д. 19).
Медицинское освидетельствование Комарденков С.Д. проходил, о чем имеются записи в его личном деле призывника и карте медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу (л.д. 25-32).
30 мая 2011 года за подписью начальника отдела (объединенного) комиссариата г. Москвы был направлен запрос на имя директора ФГУ "ГНИЦПМ" Минздравсоцразвития России с просьбой сообщить, действительно ли Комарденков С.Д. находился на обследовании в указанном учреждении, по направлению из какого учреждения, каковы результаты обследования.
До настоящего времени решение относительно годности Комарденкова С.Д. к военной службе не принято.
Указанным обстоятельствам суд оценки не дал, мотивов, по которым отказано в удовлетворении требований, в решении не привел.
Кроме того, мотивировочная часть решения, изложенная на л.д. 44, заканчивающаяся приведением статьи 5.1 Закона РФ "О воинской обязанности и военной службе" не имеет логического продолжения на л.д. 45, что существенно затрудняет прочтение и понимание судебного акта.
Суд первой инстанции не определил в установленном законом порядке совокупность обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения спора между сторонами, не установил с достоверностью юридически значимые факты, что повлекло вынесение необоснованного решения, которое подлежит отмене с направлением дела на новое рассмотрение, поскольку допущенные судом первой инстанции нарушения не могут быть исправлены судом кассационной инстанции.
При новом рассмотрении дела суду надлежит учесть изложенное, дать оценку доводам заявителя о длительном непринятии ОВК по Гагаринскому району ЮЗАО г. Москвы в отношении него решения о категории годности к военной службе, ненаправлении на дополнительное медицинское обследование, непостановке на воинский учет, проверить законность и основания такого бездействия должностных лиц военкомата и, в зависимости от установленных обстоятельств и собранных доказательств, постановить законное и обоснованное решение.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Гагаринского районного суда г. Москвы от 11 июля 2011 года отменить, дело направить в суд первой инстанции на новое рассмотрение в тот же суд в ином составе суда.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.