Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2011 г. N 33-36140
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Огановой Э.Ю.,
судей Федерякиной Е.Ю., Казаковой О.Н.,
при секретаре Митюшевой Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Казаковой О.Н. дело по кассационной жалобе Военного комиссариата г. Москвы на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 г., которым постановлено:
заявление Готовчиц Р.В. об оспаривании действий Военного комиссариата г. Москвы - удовлетворить.
Обязать Военный комиссариат г. Москвы произвести перерасчет пенсии за выслугу лет Готовчицу Р.В. с учетом районного коэффициента 1,4 за период с 01 июня 1993 г. по 01 января 2003 г., а также выплатить задолженность по недополученной пенсии за выслугу лет с учетом индексации, установила:
истец Готовчиц Р.В. обратился в Мещанский районный суд г. Москвы с заявлением об оспаривании решения Военного комиссариата г. Москвы об отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента 1,4 в период с 01 июня 1993 года по 01 января 2003 г. незаконным, обязании Военный комиссариат г. Москвы произвести перерасчет пенсии с указанным коэффициентом, погасить задолженность по выплате пенсии за выслугу лет.
В судебном заседании истец и его представитель поддержали исковые требования.
Представитель Военного комиссариата г. Москвы в судебное заседание не явился.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в кассационной жалобе просит Военный комиссариат г. Москвы.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Военного комиссариата г. Москвы - Бабаянца Б.С., представителя Готовчица Р.В. - Кутузова А.К., Готовчица Р.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене, как постановленное при недоказанности установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела. Кроме того, решение постановлено с нарушением норм процессуального права.
Вынося решение, суд исходил из того, что заявление на действия Военного комиссариата г. Москвы, выразившиеся в отказе в перерасчете пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента подлежит удовлетворению с обязанием Военного комиссариата г. Москвы произвести перерасчет пенсии за выслугу лет с учетом районного коэффициента.
Удовлетворяя требования Готовчица Р.В., суд полагал, что на истца распространяется действие Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и ему надлежит начислять пенсию с учетом районного коэффициента. Однако с данным выводом суда согласиться нельзя в силу следующего.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г. "О государственных гарантиях компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", действие настоящего закона распространяется на лиц, работающих по найму постоянно или временно на предприятиях, в учреждениях, организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, независимо от форм собственности и лиц, проживающих в указанных районах и местностях.
В случаях, предусмотренных настоящим Законом, государственные гарантии и компенсации предоставляются неработающим пенсионерам, военнослужащим, уволенным по возрасту или связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, студентам высших и средних специальных учебных заведений, учащимся профессионально-технических училищ и общеобразовательных школ, а так же членам семей, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненным к ним местностях вместе с кормильцем (абз. 2 ст. 1 Закона).
В соответствии с абзацем первым статьи 31 Закона, лицам, проработавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно не менее 15 и 20 календарных лет пенсия назначается и выплачивается с учетом районного коэффициента к заработной плате независимо от места проживания и времени обращения за пенсией.
В соответствии с абз. 1 ст. 31 Закона, этот порядок распространяется также на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особыми условиями труда. Пенсия устанавливается:
- по списку N 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 6 лет 8 месяцев и женщинам - не менее 5 лет;
- по списку N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей мужчинам, проработавшим на Крайнем Севере не менее 8 лет 4 месяцев, и женщинам - не менее 6 лет месяцев.
В соответствии с абзацем четвертым ст. 31 Закона, пенсии, назначенные до вступления настоящего закона в силу, подлежат пересмотру в соответствии с настоящей статьей.
Постановлением Верховного Совета РФ N 4521-1 от 19 февраля 1993 г. Закон РФ "О Государственных гарантиях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера приравненных к ним местностях" введен в действие с 1 июня 1993 г.
Как следует из содержания абз. 2 ст. 1 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г. государственные гарантии и компенсации, установленные этим Законом, предоставляются военнослужащим, уволенным по возрасту или в связи с сокращением Вооруженных Сил РФ, лишь в случаях, предусмотренных самим Законом.
В абз. 1 ст. 31 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г. отсутствует ссылка на распространение содержащейся в ней нормы на военнослужащих.
Вместе с тем, в соответствии с абз. 1 ст. 31 Закон РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г., порядок, установленный абз. 1 ст. 31 этого же Закона, дополнительно распространен на конкретно определенную категорию лиц, а именно: на лиц, имеющих право на пенсию в связи с особым условиями труда. Только этим лицам - лицам, имеющим право на пенсию в связи с особым условиями труда, - пенсия с учетом районного коэффициента может быть, в отличие от абз. 1 ст. 3 Закона, назначена при стаже работы в районах Крайнего Севера менее 15 лет, но при условии, что они в течении определенного времени (для мужчин соответственно - 6 лет и 8 месяцев,) проработали на Крайнем Севере на производствах, работах, по профессиям, в должности и с показателями, установленными списком N 1 и списком N 2.
Применяя к спорным правоотношениям данную норму Закона РФ N 4520-1 от 19.02.1993 г., суд первой инстанции исходил из того, что истец имеет право на пенсию в связи с особыми условиям труда. Однако этот вывод суда является ошибочным.
Истец, как военнослужащий, получает пенсионное обеспечение с 1988 г., а в настоящее время по Закону РФ N 4468-1 с 12.02.1993 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
В соответствии со ст. 5 Закона РФ N 4468-1 от 12.02.1993 г., указанным Законом РФ установлен следующие виды пенсий: за выслугу лет (раздел II Закона); по инвалидности (раздел III Закона); г случаю потери кормильца (раздел IV Закона).
Пенсия в связи с особыми условиями труда Законом РФ N 4468-1 от 12.02.93 г. не предусмотрена.
Кроме того, и сами Списки N 1,2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которых говорится в абз. 1 ст. 31 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.93 г. "О государственных гарантиях
и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", не имеют отношения к военнослужащим.
Таким образом, ст. 31 Закона РФ N 4520-1 от 19.02.93 г. может быть применена только к лицам, получающим пенсионное обеспечение по ФЗ N 173-ФЗ от 17.12.01 г. "О трудовых пенсиях в РФ" и не может быть применена к лицам, получающим пенсионное обеспечение по Закону РФ N 4468-1 от 12.02.93 г. "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной служб учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Суду необходимо было установить каков его стаж Готовчица Р.В. на момент обращения за назначением пенсии, место назначения пенсии Готовчицу Р.В., (по месту службы в районах Крайнего Севера и т.д.), так как это обстоятельство имеет значение для правильного рассмотрения дела, проверить с учетом установленного действие специального закона, распространяющегося на заявителя как на военнослужащего, сделать вывод, имеется ли спор о праве, тогда как данное дело рассмотрено в порядке гл. 25 ГПК РФ, определить размер денежной суммы, в случае удовлетворения требований, подлежащей взысканию и период.
При таких обстоятельствах, решение суда не может быть признано законным и подлежит отмене.
Судебная коллегия не считает возможным вынести по делу новое решение, поскольку не все имеющие значение до дела обстоятельства были правильно установлены судом первой инстанции.
При новом рассмотрении дела, суду следует учесть изложенное, определить значимые для дела обстоятельства, проверить доводы сторон, дать оценку представленным доказательствам и вынести решение на основании требований закона.
Руководствуясь ст. 361, 362 ч. 1 п. 2,4 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 23 мая 2011 г. отменить, дело возвратить в тот же суд на новое рассмотрение в ином составе судей.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 10 ноября 2011 г. N 33-36140
Текст определения официально опубликован не был