Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 28 ноября 2011 г. N 33-38632
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Зыбелевой Т.Д.
и судей Сорокиной Л.Н., Грибова Д.В.,
при секретаре Батеевой Е.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Сорокиной Л.Н. дело по кассационным жалобам Давыдова А.М. на решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2011 года по заявлению Давыдова А.М. о признании незаконным бездействия группы жилищного обеспечения управы района ... г. Москвы, обязании принять на жилищный учет, которым в удовлетворении заявления отказано, установила:
Давыдов А.М. обратился в суд с заявлением об оспаривании бездействия группы жилищного обеспечения управы района ... г. Москвы, которое выразилось в отказе в принятии у него документов на постановку на жилищный учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, просил обязать управу района ... г. Москвы принять его на жилищный учет. В обоснование заявленных требований заявитель сослался на то, что является инвалидом ... группы ВОВ, зарегистрирован и проживает с родственниками по адресу: ..., общая площадь квартиры составляет ... кв. м в квартире проживают еще 8 человек, на одного проживающего приходится менее ... кв. м жилой площади, 17.05.2011 г. руководитель группы жилищного обеспечения управы района ... г. Москвы сообщила ему, что никаких документов в управе у него никто не примет, причину отказа ему не пояснили, также заявитель дважды отправлял свои документы по почте, но документы возвращались в нераспечатанном виде с пометкой "истек срок хранения".
Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержала.
Представитель управы района ... г. Москвы в судебное заседание не явился.
Представитель ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности в судебном заседании с заявлением не согласился.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого просит Давыдов А.М. по доводам кассационных жалоб, подписанных его представителем Давыдовой М.М.
Судебная коллегия на основании ч. 2 ст. 354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения представителя заявителя Давыдова А.М. по доверенности Давыдовой М.М., представителя заинтересованного лица управы района ... г. Москвы по доверенности Потаповой Е.И., представителя ДЖП и ЖФ г. Москвы по доверенности Юдина И.М., обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда как принятого в соответствии с установленными по делу обстоятельствами и действующими нормами материального и процессуального права.
Установив по делу фактические обстоятельства, на которых основаны заявленные требования и которые явились предметом судебной проверки, что нашло отражение в мотивировочной части решения, суд пришел к выводу об отсутствии в данном случае оснований для удовлетворения заявления.
Как следует из материалов дела, заявитель Давыдов А.М. зарегистрирован в отдельной двухкомнатной муниципальной квартире, общей площадью ... кв. м расположенной по адресу: ... Заявитель зарегистрирован на данной жилой площади постоянно с 14.01.2010 г., прибыл на данную площадь из Республики ... Кроме заявителя в квартире еще зарегистрированы и проживают 8 человек.
22.12.2010 г., 15.02.2011 г. заявитель направлял в управу района ... г. Москвы заявление о признании его нуждающимся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма. Указанные письма были возвращены заявителю в связи с неполучением адресатом.
Отказывая Давыдову А.М. в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что заявителем не представлено в материалы дела бесспорных и достоверных доказательств отказа ему в принятии документов.
В соответствии со ст.ст. 49, 50 ЖК РФ постановка на учет, предоставление жилых помещений по договорам социального найма, снятие с учета осуществляется на основании федеральных законов и законов субъектов РФ, устанавливающих порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма, снятия с учета. Учетная норма в соответствии с ЖК РФ также устанавливается исполнительным органом субъекта РФ.
Согласно ст. 7 Закон г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии оснований, указанных в статье 8 данного Закона, если они:
1) подали заявление о признании их нуждающимися в жилых помещениях в порядке, установленном настоящим Законом;
2) имеют гражданство Российской Федерации;
3) проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет;
4) не совершали за пять лет, предшествующих подаче заявления, действий, повлекших ухудшение жилищных условий, в результате которых они могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях;
5) признаны малоимущими в порядке, установленном законом города Москвы.
Таким образом, для разрешения вопроса о постановке на учет Давыдова А.М. необходимо совокупное выполнение требований вышеназванного закона.
В данном случае материалами дела подтверждается, что Давыдов А.М. прибыл в жилое помещение по вышеуказанному адресу, в котором он зарегистрирован в настоящее время, из другого субъекта РФ 14 января 2010 года.
В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 07.04.2011 г. N 115-ПП "Об утверждении Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их малоимущими в целях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, о признании их нуждающимися в жилых помещениях, о признании их нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ" Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы в соответствующем административном округе - это структурное подразделение ДЖП и ЖФ г. Москвы, осуществляющее прием, подготовку, согласование, оформление и выдачу запрашиваемых документов.
С апреля 2011 г. решения о признании малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ либо решение об отказе в признании таковыми оформляются распоряжениями ДЖП и ЖФ г. Москвы и выдаются гражданам службой "одного окна".
В соответствии с п. 2.1 указанного Регламента заявитель вправе обратиться в службу "одного окна" по месту жительства с заявлением о признании малоимущим и нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, оформленным согласно приложению N 1 к настоящему Регламенту. Одновременно с указанным заявлением должны быть представлены копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих сведения:
- о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
- о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении (при наличии соответствующих отношений);
- о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы (в том числе за пределами Российской Федерации), в отношении которых заявители обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (при наличии);
- об имеющемся у заявителей подтвержденном документально в установленном порядке внеочередном праве на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (при наличии);
- свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителя, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одного окна" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их малоимущими и нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.): единый жилищный документ (при его отсутствии - копия финансово-лицевого счета и выписка из домовой книги);
- подтверждающие виды и размер доходов за последние два года, а также сведения об имеющемся имуществе и т.п.
До апреля 2011 г. заявитель был вправе обратиться в службу "одного окна" управы своего района для решения вопроса о признании его нуждающимся в жилом помещении по договору социального найма на основании и в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 12.12.2006 г. N 976-ПП "О Регламенте рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан о признании их нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма (безвозмездного пользования), или о признании нуждающимися в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ".
При этом заявитель был обязан на основании п. 2.1 Регламента одновременно с подачей соответствующего заявления представить копии документов (с одновременным предъявлением их оригиналов), подтверждающих следующие сведения:
- о личности, гражданстве Российской Федерации и месте жительства (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность, гражданство Российской Федерации и место жительства) заявителя и членов его семьи;
- о том, что граждане, указанные в заявлении, являются членами одной семьи, в том числе о родственных отношениях или свойстве лиц, указанных в заявлении в качестве членов семьи (при наличии соответствующих отношений);
- решение о признании заявителя и членов его семьи малоимущими в порядке, установленном Законом города Москвы от 25 января 2006 г. N 7, выданное управлениями социальной защиты населения районов города Москвы;
- о наличии жилых помещений, пригодных для постоянного проживания и расположенных за пределами города Москвы, в отношении которых заявитель или члены его семьи обладают или обладали на протяжении пяти лет, предшествующих дате подачи заявления, самостоятельным правом пользования или правом собственности (в случае отсутствия таких помещений заявитель указывает в заявлении, что таких помещений нет);
- об имеющемся у заявителя или членов его семьи внеочередном праве, подтвержденном документально в установленном порядке, на получение жилых помещений по договору социального найма в соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ (при наличии);
- полномочия представителя заявителя (доверенность, оформленная в установленном порядке) в случае, если заявление подает доверенное лицо;
- о личности (паспорт или иной документ, удостоверяющий личность) доверенного лица заявителя (в случае, если заявление подает доверенное лицо);
- свидетельствующие о жилищной обеспеченности заявителей, а также о факте проживания по месту жительства в городе Москве на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет, которые не могут быть затребованы уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы в режиме "одно окно" или которые, по мнению заявителей, могут повлиять на решение о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет, в том числе для заявителей, проживающих в частном жилищном фонде или жилищном фонде Российской Федерации (ЖК, ЖСК, ТСЖ, общежития и т.п.):
а) копия финансово-лицевого счета;
б) выписка из домовой книги;
в) справка о проверке жилищных условий.
В соответствии с ранее действующим Регламентом (до апреля 2011 г.) заявителю могло быть отказано в приеме заявления на основании:
- обращения о выдаче документа, оформление которого не осуществляется данной службой "одного окна",
- наличия неполного комплекта документов, определенного данным Регламентом,
- представления неправильно оформленных или утративших силу документов,
- отсутствия оформленной в установленном порядке доверенности в случае подачи заявления от имени третьих лиц,
- обращения с требованием о выдаче документов, не соответствующих профилю или направлению деятельности данного держателя "одного окна".
По требованию заявителя отказ в приеме документов в службе "одного окна" мог быть оформлен и выдан в письменном виде.
Как следует из вышеуказанных Регламентов, обращение заявителя службу "одного окна" посредством почтовой связи не предусмотрено, указано на личное обращение с соответствующим заявлением, с предоставлением одновременно копий документов и соответствующих подлинных документов для их проверки сотрудником службы.
Проанализировав установленные обстоятельства, оценив доказательства по делу, суд пришел к выводу о том, что заявитель, направив свое заявление по почте, нарушил таким образом установленный порядок обращения.
Кроме того, в силу Регламента, органом, уполномоченным рассматривать заявления граждан о постановке их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, о признании малоимущими в целях дальнейшей постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, является ДЖП и ЖФ г. Москвы в лице его территориальных подразделений. Исходя из данного обстоятельства, судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что управа района ... г. Москвы не является надлежащим органом, уполномоченным рассматривать такие заявления и поэтому бездействие данного органа применительно к сложившейся ситуации нельзя признать незаконным. Кроме того, не имеется оснований для удовлетворения требования об обязании управы района ... г. Москвы принять заявителя на жилищный учет, поскольку в настоящее время данный вопрос рассматривает и принимает по нему решение ДЖП и ЖФ г. Москвы после рассмотрения соответствующих документов. Однако, в установленном порядке заявитель в Управление ДЖП и ЖФ г. Москвы не обращался, необходимые документы не подавал, решение об отказе в принятии на жилищный учет в отношении заявителя не выносилось. Таких документов суду представлено не было.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
В соответствии с ч. 4 ст. 198 ГПК РФ в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны его выводы об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
Решение суда первой инстанции полностью соответствует требованиям данной нормы процессуального права, и судебная коллегия считает его законным и обоснованным.
В соответствии с ч. 1 ст. 347 ГПК РФ судебная коллегия проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В кассационных жалобах представитель заявителя указывает на незаконность и необоснованность обжалуемого решения, поскольку полагает, что Давыдов А.М. имеет право постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, т.к. для участников ВОВ процедура постановки на учет упрощена и требуется предоставить заявление и копию паспорта, кроме того, для ветеранов не требуется признания их малоимущими. Данные доводы судебная коллегия не принимает в качестве основания к отмене решения суда, поскольку упрощенный порядок и перечень документов, необходимых для представления участниками ВОВ, не отменяют требований Закона г. Москвы "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения" и вышеназванного Регламента рассмотрения в режиме "одного окна" заявлений граждан, в силу которых для постановки на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий лица, проживающего на территории г. Москвы не менее 10 лет, ему необходимо обращаться с соответствующим заявлением и документами в службу "одного окна" ДЖП и ЖФ г. Москвы.
Доводы кассационных жалоб, направленные на оспаривание судебного решения, судебная коллегия не может признать состоятельными, поскольку отсутствуют правовые основания для иной оценки представленных сторонами и исследованных судом доказательств, приведенные выводы суда, с которыми согласилась судебная коллегия, не противоречат материалам настоящего дела и заявителем жалобы не опровергнуты.
Предусмотренных ст. 362 ГПК РФ оснований для отмены решения суда по доводам кассационных жалоб судебная коллегия не усматривает.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК Российской Федерации, судебная коллегия определила:
решение Кузьминского районного суда г. Москвы от 21 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационные жалобы Давыдова А.М. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.