Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 декабря 2011 г. N 33-38819
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Зыбелевой Т.Д.,
судей Катковой Г.В., Фроловой Л.А.,
при секретаре Попугаеве М.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Катковой Г.В. дело по кассационной жалобе Хусейна Ф. на решение Басманного районного суда гор. Москвы от 28 июня 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении заявления Хусейн Ф. о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 642 от 16 февраля 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 28.09.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России предоставить временное убежище на территории Российской Федерации, - отказать. Установила:
Хусейн Ф. обратился в суд с заявлением о признании неправомерным и об отмене решения Федеральной миграционной службы N 642 от 16 февраля 2011 года, которым решение Управления ФМС по г. Москве от 28.09.2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации признано правомерным, обязании ФМС России предоставить временное убежище на территории Российской Федерации. В обоснование заявления указал, что является гражданином Афганистана, родом из Кабула, страна в настоящий момент, согласно последним отчетам УВКБ о ситуации в Афганистане, стала не безопасной зоной. Прибыв на территорию Российской Федерации, обратился в УФМС России по городу Москве с заявлением о предоставлении временного убежища на территории РФ, однако ему было отказано.
Заявитель Хусейн Ф. в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснив, что решение УФМС России по г. Москве является необоснованным, поскольку у него отсутствуют документы для легального нахождения на территории России.
Представитель заинтересованного лица ФМС России Габузов С.Г. в судебное заседание явился, возражал против удовлетворения заявления.
Судом постановлено приведенное выше решение, об отмене которого, как незаконного, просит в кассационной жалобе Хусейн Ф.
Судебная коллегия, выслушав Хусейн Ф., представителя ФМС России по доверенности Габузова С.Г., проверив материалы дела и обсудив доводы жалобы, не находит оснований к отмене решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГК РФ гражданин, организация вправе оспорить решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органа местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что Хусейн Ф., ... года рождения, гражданин Исламской Республики Афганистан (ИРА), уроженец г. ... (Афганистан), по национальности - таджик, родной язык - дари. Холост, детей не имеет. Образование, со слов, начальное. Прежнее постоянное место жительства заявителя в Афганистане г. ... Прибыл на территорию Российской Федерации в город Москву 29 августа 2006, покинув территорию Афганистана, авиарейсом "Кабул-Москва", имея российскую въездную визу многократную, выданную Посольством РФ в Афганистане 03.10.2005 г., сроком действия до 20.10.2006 г.
12 мая 2008 года Хусейн Ф. впервые обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о признании его беженцем на территории Российской Федерации, указав, что покинул Афганистан в связи с опасениями стать жертвой преследований со стороны родственников возлюбленной девушки, а также в связи с тем, что он не желает возвращаться в страну своей гражданской принадлежности по тем же причинам.
Решением УФМС России по г. Москве от 13 августа 2008 года Хусейн Ф. было отказано в признании его беженцем на территории Российской Федерации на основании отсутствия критериев, определяющих понятие "беженец", согласно п.п. 1 п. 1 ст. 1 ФЗ "О беженцах".
Указанное решение заявителем было обжаловано в Замоскворецкий районный суд города Москвы, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве было отказано. Решение УФМС России по г. Москве вступило в силу.
06 мая 2009 года Хусейн Фрайдун обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, которое обосновал тем, что покинул Афганистан в связи с тяжелой политической, социальной и экономической обстановкой в стране своей гражданской принадлежности, а также опасениями за свою жизнь, в связи с угрозами, поступающими от родственников девушки, на которой Хусейн Ф. хотел жениться.
Решением УФМС России по г. Москве от 18 мая 2009 года, которое вступило в силу, Хусейн Ф. было отказано в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, так как в отношении заявителя не усматривалось гуманных побуждений, требующих предоставления возможности ему временно пребывать на территории России, также в стране исхода продолжают проживать родители заявителя, его родные сестры и братья.
Указанное решение заявителем не было обжаловано и вступило в законную силу.
29 июля 2010 год Хусейн Ф., приняв христианство 04.11.2009 г., повторно обратился в Управление ФМС России по г. Москве с ходатайством о предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации по вновь открывшимся обстоятельствам, которое обосновал тем, что у него отсутствуют документы для легального местонахождения на территории России.
Указанное решение заявителем было обжаловано в ФМС России, в удовлетворении жалобы на решение УФМС России по г. Москве было отказано. Решение УФМС России по г. Москве вступило в силу.
Согласно статье 1 Федерального закона от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах" беженец - это лицо, которое не является гражданином Российской Федерации и которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований по признаку расы, вероисповедания, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится вне страны своей гражданской принадлежности и не может пользоваться защитой вследствие таких опасений; или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего прежнего обычного местожительства в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
Статья 2 Закона "О беженцах" устанавливает пределы действия Федерального закона.
Положения Федерального закона не распространяются на лицо: 1) в отношении которого имеются серьезные основания предполагать, что оно совершило преступление против человечества в определении, данном этим деяниям в международных актах, составленных в целях принятия мер в отношении подобных преступлений; 2) которое совершило тяжкое преступление неполитического характера вне пределов территории Российской Федерации и до того, как оно было допущено на территорию Российской Федерации в качестве лица, ходатайствующего о признании беженцем; 3) которое виновно в совершении деяний, противоречащих целям и принципам Организации Объединенных Наций; 4) за которым компетентные власти государства, в котором оно проживало, признают права и обязательства, связанные с гражданством этого государства; 5) которое в настоящее время пользуется защитой и (или) помощью других органов или учреждений Организации Объединенных Наций, кроме Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев.
В соответствии со ст. 3 названного Закона лицо, подавшее ходатайство о признании его беженцем, обязано сообщать соответствующим органам государственного управления сведения, необходимые для рассмотрения указанного ходатайства.
Федеральный закон не распространяется также на иностранных граждан и лиц без гражданства, покинувших государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного места жительства) по экономическим причинам либо вследствие голода, эпидемии или чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п. 2 ст. 2 Федерального закона).
Согласно пункту 2 статьи 10 Федерального закона решения и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и должностных лиц, связанные с исполнением настоящего Федерального закона, могут быть обжалованы в вышестоящий по подчиненности орган либо в суд.
В соответствии с Федеральным законом, подпунктом 6 пункта 2 и подпункта 4 пункта 6 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928, на ФМС России и ее территориальные органы возложены задачи, полномочия по исполнению законодательства Российской Федерации по вопросам беженцев.
Сроки и последовательность действий (административных процедур) ФМС России и территориальных органов ФМС России по исполнению законодательства Российской Федерации о беженцах установлены Административным регламентом, утвержденным приказом ФМС России от 5 декабря 2007 года N 452.
Согласно пункту 47 Административного регламента во время рассмотрения ходатайства по существу устанавливается соответствие заявителя понятию "беженец" согласно статье 1 Федерального закона.
Судебная коллегия приходит к выводу о том, что должностными лицами ФМС России были исследованы все признаки, определяющие понятие "беженец", применительно к Хусейн Ф., а именно политические и религиозные убеждения, национальная принадлежность, расовая принадлежность, гражданство, принадлежность к определенной социальной группе.
Отказывая в удовлетворении заявления, ФМС России обоснованно исходила из того, что ответы заявителя на вопросы, заданные сотрудниками УФМС России по г. Москве при проведении повторного опроса, не позволяют сделать вывод о том, что заявитель осознанно пришел к смене веры; незнание основных понятий, канонов, молитв христианства является показателем того, что Хусейн Ф. совершил переход из мусульманства в христианство с целью получить временное убежище на территории Российской Федерации, в связи с тем, что в Афганистане представители христианства зачастую преследуются.
Близкие родственники заявителя (мать, отец, родные братья и сестры) в настоящее время проживают на территории Афганистана и страну, гражданской принадлежности не покидали, в связи с чем возвращение заявителя в страну исхода представляется возможным.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд также указал, что убедительных аргументов в пользу своих опасений стать жертвой преследования со стороны преступной группы лиц в стране гражданской принадлежности заявителем не приведено.
Судом установлено, что ИРА является участником Конвенции ООН 1951 г. и Протокола к ней 1967 г. о статусе беженцев (сентябрь 2005 г.). Страна присоединилась к Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации, Международному пакту о гражданских и политических правах, Международной конвенции против пыток и других, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения, наказаний. ИРА является исламской Республикой, его законы направлены на соблюдение основных гражданских прав и свобод человека и гражданина.
К основным группам риска среди афганцев, которые могут быть подвержены преследованию по различным признакам, относятся бывшие члены НДПА, идейные коммунисты, сторонники М. Наджибуллы и Б. Кармаля, сторонники полиции и ХАД (службы безопасности) при коммунистическом режиме. Хусейн Ф. к этим категориям граждан не относится.
При проведении опроса заявитель не смог указать, что имеются угрозы его жизни при возможном возвращении Афганистан и что у него имеются проблемы со здоровьем, требующие срочного либо оперативного вмешательства.
Медицинских документов, свидетельствующих о наличии у заявителя заболеваний, препятствующих его выезду за пределы РФ, суду не представлено.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 4 ФЗ "О беженцах" лицо, заявившее о желании быть признанным беженцем и достигшее возраста восемнадцати лет, обязано обратиться с ходатайством в письменной форме в орган пограничного контроля федерального органа исполнительной власти по безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации при пересечении данным лицом Государственной границы Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации.
Судом сделан обоснованный вывод о том, что если бы заявитель действительно имел обоснованные опасения стать жертвой преследования в стране своей гражданской принадлежности, он бы незамедлительно после въезда на территорию той страны, в которой он ищет убежища, обратился к органам власти с целью изложения причины выезда из страны гражданства, чего Хусейн Ф. сделано не было.
Суд также правильно указал, что опасения просителя должны считаться вполне обоснованными, если он может доказать в пределах разумного, что его продолжительное пребывание в стране происхождения стало невыносимым для него по причинам, указанным в определении, или по тем же причинам было бы невыносимым, если бы он вернулся назад (п. 42 Руководства по процедурам и критериям определения статуса беженцев).
Этим требованиям предоставленные заявителем сведения не соответствуют.
Проанализировав все представленные материалы, суд пришел к обоснованному выводу о том, что оспариваемое решение ФМС N 642 от 16 февраля 2011 года по жалобе Хусейн Ф. на решение Управления ФМС России по г. Москве от 28 сентября 2010 года об отказе в предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации соответствует ФЗ Российской Федерации от 19 февраля 1993 года N 4528-1 "О беженцах", а также международному законодательству (Конвенция ООН от 28 июля 1951 г. "О статусе беженцев", Протокол, касающийся статуса беженцев от 31 января 1967 года, Руководство по процедурам и критериям определения статуса беженцев Управления Верховного Комиссара Организации Объединенных Наций по делам беженцев от 1979 года), мотивировано.
При данных обстоятельствах Хусейн Ф. было обоснованно отказано в предоставлении ему временного убежища на территории Российской Федерации, поскольку он не отвечает критериям, определяющим понятие "беженец" согласно статье 1 указанного Федерального закона, и не имеется оснований полагать, что в случае возвращения на родину Хусейн Ф. может быть подвергнут негуманному обращению.
При таких данных, в удовлетворении требований Хусейн Ф. обоснованно отказано в связи с их необоснованностью.
Судебная коллегия согласна с выводом суда первой инстанции.
Судом полно и всесторонне проверены все юридически значимые по делу обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка, и с этой оценкой судебная коллегия согласна.
Нормы материального и процессуального законодательства судом применены правильно.
Доводы жалобы направлены на иную оценку действующего законодательства, в связи с чем не могут служить основанием к отмене решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Басманного районного суда гор. Москвы от 28 июня 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 декабря 2011 г. N 33-38819
Текст определения официально опубликован не был