Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 декабря 2011 г. N 33-40030
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Пильгуна А.С.,
судей Грибовой Е.Н., Михалиной С.Е.,
при секретаре Пучкове А.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Грибовой Е.Н. гражданское дело по кассационной жалобе Кобзева А.Н., на решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 октября 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Кобзева А.Н. к Безяевой И.В. о признании недостойным наследником и отстранении от наследования - отказать. Установила:
Кобзев А.Н. обратился в суд с иском к Безяевой И.В. о признании недостойным наследником и отстранении от наследования, ссылаясь на то, что ... умерла К.М.И. После смерти последней наследникам: сыну Кобзеву А.Н. и внучке Безяевой И.В. были выданы свидетельства о праве собственности на наследственное имущество в виде денежных вкладов. К.М.И. с ... являлась инвалидом ... по общему заболеванию, с учетом состояния здоровья и имущественного положения нуждалась в материальной помощи, моральной поддержке и постоянном уходе. Однако сын умершей Кобзев В.Н. (отец ответчицы) при жизни, и Безяева И.В. без уважительных причин злостно уклонялись от исполнения обязанностей в отношении нетрудоспособной и нуждающейся умершей. На протяжении длительного времени никто, кроме истца, не оказывал К.М.И. необходимую материальную помощь, моральную поддержку и уход. Ответчик не принимала участие и в похоронах умершей, и не оплачивала расходы, связанные с погребением и восстановлением надгробия, как Кобзева В.Н., так и умершей. Кроме того, после смерти К.М.И. ответчик до вступления во владение наследственным имуществом в виде ... доли земельного участка в ... районе вынудила истца под угрозой сдачи в аренду причитающейся доли земельного участка гражданам государств - участников СНГ, заключить договор аренды недвижимого имущества от 01 апреля 2011 г. Поэтому истец просил признать Безяеву И.В. недостойным наследником, и отстранить от наследования имущества, открывшегося после смерти К.М.И. в соответствии с п. 1 и 2 ст. 1117 ГК РФ.
В судебном заседании представитель истца Кобзева А.Н. по доверенности Ушаков Т.Б. исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик Безяева И.В. и ее представитель по доверенности Безяев А.В. в суде исковые требования не признали, указав, что законных оснований для признания ответчика недостойным наследником не имеется. При жизни ее отец К.В.Н. общался со своей матерью, К.М.И. получала пенсию и не была нуждающейся в материальной поддержке. Она же имеет на иждивении несовершеннолетних детей, одна их воспитывает, является безработной и находится в трудном материальном положении. С бабушкой не общалась, поскольку родители развелись в ... г. и бабушка не желала общения с ней, и так было заведено в семье. После смерти отца и бабушки в соответствии с законом вступила во владение наследственным имуществом. Кроме того указали, что указанные истцом суммы на погребение и установку надгробия значительно завышены и ничем не подтверждаются.
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования, нотариус Алейник В.В. и нотариус Кирюхина З.В. в судебное заседание не явились, о дне слушания дела извещены надлежащим образом.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого, как незаконного, в своей кассационной жалобе просит Кобзев А.Н., ссылаясь на неполноту исследования доказательств.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца Кобзева А.Н. Ушакова Т.Б., поддержавшего кассационную жалобу, ответчика Безяеву И.В. и ее представителя, возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями закона.
Судом установлено, что наследниками после смерти К.В.Н., умершего ..., в силу ст. 1142 ГК РФ являются дочь умершего Безяева И.В. и мать К.М.И., которая в соответствии со ст. 1158 ГК РФ отказалась от наследства в пользу второго сына Кобзева А.Н.
Решением Бутырского районного суда г. Москвы от 26 мая 2010 г. за Безяевой И.В. и Кобзевым А.Н. после смерти К.В.Н. признано право собственности в порядке наследования за каждым по ... доли квартиры, расположенной по адресу: ..., автомобиля ..., денежного вклада.
Судом также установлено, что ... г. умерла К.М.И., наследниками после смерти которой, являются сын умершей Кобзев А.Н. и по праву представления внучка Безяева И.В.
Кобзев А.Н. и Безяева И.В., обратившись в нотариальную контору с заявлениями, приняли наследство после смерти К.М.И., что подтверждается свидетельствами праве на наследство по закону, завещанием на денежные вклады умершей, а также материалами наследственного дела.
Отказывая в удовлетворении требований истца, суд исходил из того, что доказательств, достоверно свидетельствующих о том, что Безяева И.В. своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовала либо пыталась способствовать призванию ее или других лиц к наследованию либо способствовала или пыталась способствовать увеличению причитающейся ей или другим лицам доли наследства, суду не представлено, а судом не добыто и пришел к выводу об отсутствии законных оснований для признания Безяевой И.В. недостойным наследником и отстранения от наследования после смерти К.М.И. в соответствии с п. 1 ст. 1117 ГК РФ.
Доводу представителя истца о заключении Безяевой И.В. договора найма жилого помещения и договора аренды земельного участка без соответствующих правоустанавливающих документов дана надлежащая правовая оценка.
Суд правильно указал, что данное обстоятельство не является основанием для признания Безяевой И.В. недостойным наследником, поскольку свидетельствует о наличии гражданско-правовых отношениях между наследниками после смерти К.В.Н. и К.М.И., а не об умышленных противоправных действиях, направленных против наследодателя К.М.И.
Разрешая указанные требования, суд также указал на то, что К.М.И. не обращалась в суд с требованием о взыскании с сына Кобзева В.Н. или внучки Безяевой И.В. алиментов на свое содержание, решения суда о взыскании алиментов в пользу Кобзевой М.И. не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из того, что истцом в нарушение положений ст. 56 ГПК РФ не представлено доказательств, что ответчик при жизни злостно уклонялся от выполнения лежащих на нем в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Судом учтено, что К.М.И. являлась пенсионеркой, получала пенсию, компенсационные выплаты к пенсии, ежемесячную денежную выплату по инвалидности, являлась инвалидом ..., в связи с чем, имела льготы, в том числе и на предоставление лекарственных средств.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии законных оснований для признания Безяевой И.В. недостойным наследником после смерти бабушки К.М.И. и отстранении от наследства в соответствии со ст. 1117 п. 2 ГК РФ.
Ссылка в жалобе на то обстоятельство, что оформление завещательных распоряжений свидетельствует о стремлении К.М.И. передать все имущество истца не может повлиять на существо постановленного решения, поскольку данное обстоятельство носит предположительный характер, а разрыв взаимоотношений К.М.И. с сыном К.В.Н. сам по себе не свидетельствует об указанных намерениях.
Кроме того, при жизни К.М.И. не была лишена права и возможности оформить завещание на принадлежащее ей имущество своему сыну Кобзеву А.Н., однако завещание составила лишь на часть денежных вкладов.
Указание, со ссылкой на выписку из истории болезни, на то обстоятельство, что К.М.И. нуждалась в материальной помощи ввиду необходимости приобретения лекарств также не является основанием для отмены постановленного решения, поскольку из указанной выписки усматривается, что применение указанных лекарств носит рекомендательный характер, а также отсутствуют доказательства приобретения данных лекарств именно истцом.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, дал надлежащую оценку представленным доказательствам, выводы суда не противоречат материалам дела, юридически значимые обстоятельства по делу судом установлены правильно, нормы материального права судом применены верно. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы кассационной жалобы по существу сводятся к переоценке доказательств и не содержат оснований для отмены решения суда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Коптевского районного суда г. Москвы от 14 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Кобзева А.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.