Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 14 декабря 2011 г. N 33-41261
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Захаровой Е.А.,
судей Козлова И.П., Давыдовой И.Н.,
при секретаре Семикиной В.С.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Козлова И.П. дело по кассационной жалобе Змитрович А.С. на решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2011 года, которым постановлено:
исковое заявление Змитрович А.С. к ДЖП и ЖФ г. Москвы, префектуре ЮАО г. Москвы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения оставить без удовлетворении. Установила:
Змитрович А.С. обратилась с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы, префектуре ЮАО г. Москвы о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилого помещения. В обосновании заявленных требований указала на то, что она является участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом второй группы, зарегистрирована и проживает в квартире общей площадью ... кв. м, собственником которой является ее дочь Б.Ж.Б. Кроме того, в указанной квартире проживают еще две семьи - У.Т.Е. с несовершеннолетней дочерью С.Я.С., У.А.Е. с женой У.Н.Н., дочерью от первого брака Б.В.М. и общим сыном У.М.А. Истец в своем заявлении указала на то, что совместное проживание их в квартире затруднительно, в связи с чем, истец обратилась с заявлением о признании ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, принятии на учет и обеспечении жилым помещением, однако 29 сентября 2010 года ей было отказано. Истец считает данный отказ незаконным, в связи с чем, просит признать ее нуждающейся в улучшении жилищных условий, принять на учет и обеспечить жилым помещением за счет федерального бюджета.
Истец Змитрович А.С. в судебное заседание не явилась, о месте и времени рассмотрения гражданского дела извещена надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращалась.
Представитель истца по доверенности - Букова Ж.Б. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчиков ДЖП и ЖФ г. Москвы и префектуры ЮАО г. Москвы по доверенности - Дегтярева И.Г. в судебное заседание явилась, исковые требования не признала. Пояснила, что оснований для постановки на учет не имеется, поскольку истец обеспечена жилой площадью.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит заявитель Змитрович А.С. по доводам кассационной жалобы.
Представитель истца по доверенности - Букова Ж.Б. в судебное заседание явилась, доводы кассационной жалобы поддержала, просила решение суда отменить.
Представители ответчиков ДЖП и ЖФ г. Москвы и префектуры ЮАО г. Москвы в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, с ходатайством об отложении не обращалась.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос, в порядке ч. 2 ст. 354 ГПК РФ, о возможности рассмотрения дела в отсутствие иных не явившихся лиц, извещенных о дате и месте судебного заседания, заслушав объяснения заявителя представителя истца - Буковой Ж.Б., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в квартире, расположенной по адресу: ..., общей площадью ... кв. м постоянно зарегистрированы: Б.Ж.Б. (собственник), ее дочь У.Т.Е., мать З.А.С., сын У.А.Е. и несовершеннолетняя внучка С.Я.С. (л.д. 11-12).
Истец Змитрович А.С. является участником Великой Отечественной войны, а также инвалидом второй группы, что подтверждается удостоверением Серии И N ... (л.д. 10) и справкой об инвалидности Сер. ... (л.д. 9).
В ответ на обращение о постановке на жилищный учет и предоставлении жилой площади как участнику Великой Отечественной войны истцу Змитрович А.С. письмом начальника отдела по работе с населением в районах Н.А.В. от 09 июля 2010 года (N 05-7354/о), а также письмом заместителя префекта Бородычева С.В. от 28 сентября 2010 года (N 01-51-6073/о) было отказано, поскольку она имеет обеспеченность площадью жилого помещения более ... кв. м и с учетом требований законодательства не может быть признана нуждающейся в жилом помещении (л.д. 13, 14).
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 15 Закона "О ветеранах", участникам Великой Отечественной войны предоставляются меры социальной поддержки, в том числе обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом, обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
На основании ч. 2 ст. 15 вышеназванного Закона, участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования.
В силу п. 4 ч. 1 ст. 14 того же Закона, инвалидам войны предоставляется обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, инвалидов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 01 января 2005 года, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Инвалиды Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Инвалиды боевых действий, вставшие на учет после 01 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Инвалиды Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
По смыслу п.п. 1, 11 и 11.1 ст. 23.2 указанного закона Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до 1 января 2005 года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17-19 и 21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" определено, что инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В связи с тем, что положения Указа Президента РФ от 07 мая 2008 года N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов", не устанавливают порядок признания ветеранов Великой Отечественной Войны нуждающимися в улучшении жилищных условий, в соответствии с действующим федеральным законодательством, решение вопроса о признании истца нуждающимся в улучшении жилищных условий определяются законодательством субъекта Российской Федерации, в данном случае Законом г. Москвы от 14 июня 2006 г. N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В порядке ст. 9 указанного закона г. Москвы, в целях установления уровня обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения для принятия их на жилищный учет исчисляется размер площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя. Для определения размера площади жилого помещения, приходящейся на долю каждого члена семьи заявителя, определяется суммарная площадь всех жилых помещений или их частей, в отношении которых кто-либо из членов семьи обладает самостоятельным правом пользования либо правом собственности, и делится на количество членов семьи. Учетная норма устанавливается в размере ... квадратных метров площади жилого помещения для отдельных квартир. Таким образом, исходя из жилой площади помещения ... кв. м, с учетом регистрации в квартире пяти человек, обладающих правом пользования, суд приходит к выводу, что согласно расчету ... = ... кв. м, соответственно, обеспеченность площадью на каждого превышает учетную норму в размере ... кв. м.
Тот факт, что федеральное законодательство ставит вопрос обеспечения ветеранов ВОВ вне зависимости от их материального положения, не исключает необходимости соблюдения иных положений ст.ст. 7, 9 Закона г. Москвы N 29, в том числе об учетной норме для постановки на учет.
Таким образом, разрешая заявленные требования суд первой инстанции обоснованно отказал Змитрович А.С. в их удовлетворении.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд первой инстанции верно разрешил возникший между сторонами спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе аналогичны доводам, приведенным в заявлении и при рассмотрении настоящего дела судом первой инстанции, не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, они не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Нагатинского районного суда г. Москвы от 16 мая 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.