Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 декабря 2011 г. N 33-41319
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.
и судей Андреевой Т.Ю., Быковской Л.И.,
при секретаре Никитенко Е.В.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу Горновой М.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2011 г., которым постановлено:
исковое заявление Тульского транспортного прокурора к ОАО "Российские железные дороги" об устранении нарушений законодательства о социальной защите инвалидов на железнодорожном вокзале станции Узловая-1 удовлетворить. Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать на железнодорожном вокзале станции Узловая-1. В здании вокзала: туалет для инвалидов со специальной кабиной с установленными габаритами; дверь в туалет для инвалидов шириной не менее 90 см; систему зрительной информации пиктограммами с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников по всей территории вокзала. На прилегающей к вокзалу территории: вход-выход в здание, из здания пандусами, соответствующими установленным нормам, перилами и поручнями для инвалидов. Переносную рампу для посадки инвалидов с колясками с платформы в вагон, установила:
Тульский транспортный прокурор обратился в суд с иском к ОАО "РЖД" об обязании ОАО "Российские железные дороги" в лице Тульского регионального центра по обслуживанию пассажиров в пригородном сообщении пригородной дирекции Московской железной дороги - филиала ОАО "РЖД" произвести работы по обустройству и оборудованию вокзала станции Узловая-1 в соответствии с требованиями закона для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов-колясочников к указанному объекту социальной инфраструктуры.
Представитель ОАО "РЖД" иск не признал, указал, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий санитарным правилам, действующим на данный момент. Поскольку железнодорожный вокзал на станции Узловая-1 построен до принятия действующих норм и требований к санитарным нормам, и его реконструкция требует значительных временных и денежных затрат, просит в иске отказать.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе ответчик.
Проверив материалы, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ответчика Михеева Д.В., представителя Тульской транспортной прокуратуры Горину Л.А., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно- правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12. Для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать устройство пандусов с уклоном не менее 1:12.
В силу ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов необходимы места для инвалидных колясок в зале ожидания, специальные столики в буфетах, с учетом размера колясок.
В соответствии со ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимы передвижные подъемники и пенники, и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон.
Согласно ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 уборные (туалеты) общего пользования размещаются в пассажирском здании, в которых обязательно наличие туалета для инвалидов с габаритами для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимы специальные кабины в общественных туалетах размером 225x155 см.
В силу ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей - 90 см.
В соответствии со ст. 3.1.17 СП 2.5.1198-03 в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
По делу установлено, что по результатам проверки на железнодорожной станции Узловая-1 были выявлены несоответствия требованиям действующего законодательства в сфере социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, а именно, отсутствие пандусов на центральном входе и выходе вокзала, отсутствие специальных кабин в туалете, передвижных подъемников и переносных рамп для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон и обратно, кроме того отсутствуют грузопассажирские лифты для инвалидов - колясочников, не определены места для инвалидных колясок в зале ожидания, отсутствие в буфете специальных столиков с учетом размера колясок, несоответствие ширины дверей вокзала требованиям.
Несоответствие здания вокзала установленным требованиям подтверждено Актом проверки от 27.07.2011, подписанным, в том числе представителем ОАО "РЖД".
Удовлетворяя заявленные требования, суд правильно исходил из того, что ответчиком в нарушение положений ст. 15 Федерального закона РФ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не проводятся работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта. При этом ответчиком не было представлено доказательств тому, что указанные требования не могут быть выполнены из-за отсутствия технической возможности переоборудования.
Судом был исследован и признан несостоятельным довод представителя ответчика о невозможности проведения реконструкции из-за отсутствия денежных средств, поскольку большая часть заявленных требований не предполагает больших материальных затрат.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Довод кассационной жалобы о том, что указанные выше нормы должны применяться при строительстве только новых стационарных объектов, не может служить основанием к отмене решения, поскольку, согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм, осуществляющие транспортное обслуживание населения, обеспечивают оборудование специальными приспособлениями и устройствами в целях создания условий инвалидам для беспрепятственного пользования вокзалов, аэропортов и других объектов.
Остальные доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 28 сентября 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.