Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа
от 7 октября 2009 г. N КГ-А40/7726-09
По данному делу см. также постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 23 августа 2010 г. N КГ-А40/9496-10-П по делу N А40-56992/08-79-458
Резолютивная часть постановления объявлена 17 сентября 2009 г.
Федеральный арбитражный суд Московского округа в составе:
председательствующего-судьи Брагиной Е.А.
судей Белозерцевой И.А., Петровой В.В.
при участии в заседании:
от заявителя - ОАО "РЖД" - Лучкина Л.А., дов. N НЮ-3-15/472 от 12.08.2009 г.
от УФРС по Москве - Камышов В.Г., дов. N 8284/09 от 10.04.2009 г.
от третьего лица - Управление Роснедвижимости по г. Москве - Помогаева О.В., дов. N ТМ-27-02/5437 от 15.10.2008 г.,
рассмотрев 17 сентября 2009 года в судебном заседании кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" на решение от 26 января 2009 года Арбитражного суда г. Москвы, принятое судьей Дранко Л.А., на постановление от 5 мая 2009 года N 09АП-3634/2009-АК Девятого арбитражного апелляционного суда, принятое судьями Поповым В.И., Бекетовой И.В., Цымбаренко И.Б., по делу N А40-56992/08-79-458 по заявлению ОАО "Российские железные дороги" об оспаривании отказа в государственной регистрации права к УФРС по Москве, третьи лица - Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Правительство Москвы, Управление Роснедвижимости по г. Москве, установил:
открытое акционерное общество "Российские железные дороги" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Москве (далее - УФРС по Москве) N 14/017/2007-315 от 11.06.2008 г. об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок по адресу: г. Москва, пр. Черепановых, вл. 1, корп. 1, 2 (кадастровый номер 77:09:01031:045), и обязании УФРС по Москве зарегистрировать право собственности заявителя на указанный земельный участок.
В обоснование заявленных требований заявитель ссылается на то, что оспариваемый отказ является незаконным, поскольку представленные для государственной регистрации документы подтверждают наличие у заявителя прав на спорный земельный участок. В представленном кадастровом плане на земельный участок отсутствует информация относительно его принадлежности к категории земель общего пользования.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, привлечены Департамент земельных ресурсов г. Москвы, Правительство Москвы, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по г. Москве (далее - Управление Роснедвижимости по г. Москве).
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 26 января 2009 года, оставленным без изменения постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 5 мая 2009 года, в удовлетворении заявленных требований отказано.
При этом суды обеих инстанций признали отказ регистрирующего органа соответствующим требованиям Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", поскольку представленные заявителем на государственную регистрацию документы не отражали всю необходимую для регистрации информацию.
В кассационной жалобе на указанные решение и постановление ОАО "РЖД" просит их отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска или направить дело на новое рассмотрение, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам и неправильное применение судом норм материального права. В обоснование жалобы заявитель указывает, что приобрел право собственности на спорный земельный участок одновременно с приватизацией расположенных на нем зданий. Из представленных на государственную регистрацию документов, в том числе кадастрового плана земельного участка, не усматривается и не отражены какие-либо ограничения и обременения спорного земельного участка.
В судебном заседании представитель ОАО "РЖД" поддержал кассационную жалобу по указанным в ней основаниям.
Представители УФРС по Москве и Управления Роснедвижимости по г. Москве возражали против удовлетворения кассационной жалобы, считая обжалуемые судебные акты законными и обоснованными.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы и Правительство Москвы, надлежащим образом извещенные о времени и месте заседания суда кассационной инстанции, своих представителей в суд не направили, что в силу части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав явившихся представителей участвующих в деле лиц, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судом норм материального права и норм процессуального права при принятии обжалуемых судебных актов, суд кассационной инстанции находит решение и постановление подлежащими отмене в связи со следующим.
Как установлено судами и подтверждается имеющимися в материалах дела документами, Распоряжением Минимущества России, ФЭК России и МПС России от 30.09.2003 г. N 4557-р/6-р/884р утвержден сводный передаточный акт на имущество и обязательства организаций федерального железнодорожного транспорта, передаваемые в качестве вклада в уставный капитал ОАО "Российские железные дороги".
Согласно выписке из Приложения 1 части 2 к сводному передаточному акту в уставный капитал заявителя передан земельный участок площадью 1 525 кв.м., расположенный по адресу: г. Москва, пр. Черепановых, вл. 1, корп. 1, 2 (кадастровый номер 77:09:01031:045).
При этом ОАО "РЖД" является собственником зданий площадью 193 кв.м. и 37 кв.м., находящихся по адресу: г. Москва, пр. Черепановых, вл. 1, корп. 1, 2, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права от 31.03.2004 г. и от 07.04.2004 г.
ОАО "РЖД" 21.12.2007 г. обратилось в УФРС по Москве с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Черепановых, вл. 1, корп. 1, 2.
Письмом N 14/017/2007-315 от 11.06.2008 г. регистрирующий орган на основании абзацев 4, 10, 11 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" отказал в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на названный земельный участок.
Регистрирующий орган сослался на непредставление заявителем документов, подтверждающих наличие у ФГУП "Московская железная дорога" прав на вносимый в уставный капитал ОАО "РЖД" земельный участок. Кроме того, регистрирующий орган указал, что часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:045 расположена на землях общего пользования (улично-дорожная сеть), что подтверждается письмом Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 31.01.2008 г. N 33-1-1091/8-(0)-1. При этом УФРС по Москве сослалось на установленный пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации запрет приватизации земель общего пользования.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды обеих инстанций пришли к выводу о законности отказа регистрирующего органа в государственной регистрации права собственности ОАО "РЖД" на указанный земельный участок, мотивировав этот вывод тем, что заявителем в регистрирующий орган не были представлены документы, отражающие всю необходимую для регистрации информацию.
При этом, как указал апелляционный суд, несмотря на отсутствие в кадастровом плане земельного участка сведений об имеющихся ограничениях и наличии земель общего пользования, представленные Департаментом земельных ресурсов г. Москвы доказательства указывают на фактическое наличие таких ограничений.
Однако с такими выводами судов нельзя согласиться, поскольку они сделаны при неправильном применении норм материального права и неполном исследовании обстоятельств дела.
В соответствии с положениями статей 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие или возникновение этих прав.
Обязательным приложением к документам, необходимым для государственной регистрации прав на земельный участок, является кадастровый план данного земельного участка.
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации).
Кадастровый план земельного участка представляет собой единый документ, состоящий из разделов, предназначенных для отражения определенных групп характеристик поставленного на государственный кадастровый учет земельного участка.
При этом каждый раздел кадастрового плана земельного участка имеет свой состав и назначение. Так, в разделе В3 отражаются сведения о частях и обременениях земельного участка.
Таким образом, сведения и характеристики, отраженные в кадастровом плане земельного участка, в данном случае имеют существенное правовое значение, и подлежали исследованию судом по настоящему делу.
Из материалов дела усматривается, что при обращении за государственной регистрацией прав на земельный участок, расположенный по адресу: г. Москва, пр. Черепановых, вл. 1, корп. 1, 2 с кадастровым номером 77:09:01031:045, ОАО "РЖД" был представлен кадастровый план земельного участка от 10.08.2007 г. N 77-5/07-12371. Однако в представленном кадастровом плане спорного земельного участка отсутствует информация о его пересечении с земельным участком улично-дорожной сети с кадастровым номером 77:09:01031:042.
На запрос апелляционного суда от 27.04.2009 г. N 09АП-3634/2009-АК Управлением Роснедвижимости по г. Москве не был представлен лист В3 кадастрового плана спорного земельного участка ввиду его отсутствия.
Как указывает регистрирующий орган, согласно сведениям, поступившим из Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 31.01.2008 г. N 33-1-1091/8-(0)-1, часть земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:045 расположена на землях общего пользования (улично-дорожная сеть).
Между тем судами не дана оценка доводам заявителя о том, что на схеме земельного участка с кадастровым номером 77:09:01031:045 красные линии улично-дорожной сети проходят по части здания, принадлежащего ОАО "РЖД". В силу этого земельный участок с кадастровым номером 77:09:01031:045 не может находиться на землях общего пользования, поскольку на нем непосредственно находится недвижимое имущество заявителя.
При таких обстоятельствах решение и постановление не могут быть признаны законными и обоснованными, в связи с чем подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении дела, суду необходимо учесть вышеизложенное, исследовать кадастровый план спорного земельного участка, установить относится ли его часть к землям общего пользования, возможна ли его приватизация и препятствует ли данное обстоятельство совершению регистрационных действий, после чего правильно применив нормы материального и процессуального права, вынести законное и обоснованное решение.
Руководствуясь статьями 284-289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд постановил:
решение от 26 января 2009 года Арбитражного суда г. Москвы по делу N А40-56992/08-79-458 и постановление от 5 мая 2009 года Девятого арбитражного апелляционного суда по указанному делу отменить.
Дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд г. Москвы.
Председательствующий |
Е.А. Брагина |
Судьи |
И.А. Белозерцева |
|
В.В. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с положениями статей 9, 13 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" регистрирующий орган должен проводить правовую экспертизу документов, представленных для регистрации права, а именно их действительность и наличие соответствующих прав у лица, проверяет законность сделки и устанавливает отсутствие противоречий между заявленными правами и уже зарегистрированными.
Согласно пункту 1 статьи 17 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основанием для государственной регистрации наличия, возникновения прав на недвижимое имущество являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие или возникновение этих прав.
...
Согласно пункту 4 статьи 18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" кадастровый план земельного участка должен быть удостоверен органом, осуществляющим деятельность по ведению государственного земельного кадастра.
Государственный земельный кадастр представляет собой систематизированный свод документированных сведений об объектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в Российской Федерации, о кадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочно связанных с ними объектов недвижимого имущества. В государственный земельный кадастр включается информация о субъектах прав на земельные участки (п. 1 ст. 70 Земельного кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 7 октября 2009 г. N КГ-А40/7726-09
Текст постановления предоставлен Федеральным арбитражным судом Московского округа по договору об информационно-правовом сотрудничестве
Документ приводится с сохранением орфографии и пунктуации источника