Решение Московского городского суда от 15 декабря 2011 г. N 3-0288/11
Московский городской суд в составе:
председательствующего судьи Магжановой Э.А.,
с участием прокурора Лазаревой Е.И.,
при секретаре Баутдиновой Д.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N 3-288/3-2011 по заявлению Мигуновой В.Н. об оспаривании п. "ж" ст. 4 Закона г. Москвы N 11 от 17.05.2000 г. "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы", установил:
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца и далее по тексту допущена опечатка. Имеется в виду "п. "ж" ч. 3 ст. 4"
Мигунова В.Н. обратилась в суд с заявлением о признании недействующим пункта "ж" ст. 4 Закона г. Москвы N 11 от 17.05.2000 г. "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" с 1 февраля 2005 г. - момента вступления в силу Федерального закона N 79-ФЗ от 27.07.2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ссылаясь на то, что нормы оспариваемого акта противоречат федеральному законодательству, а именно п. "з" части VIII приложения 1, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 г. N 1233 "О реализации указа Президента Российской Федерации от 15 июня 1999 года N 755 "О внесении изменений и дополнений в указ Президента Российской Федерации от 16 августа 1995 г. N 854 "О некоторых социальных гарантиях лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации и должности федеральных государственных служащих"; п. 17 п.п. "з" Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 20.09.2010 г. N 1141 "О Перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным служащим"; п. 18 п.п. "з" Перечня, утвержденного Указом Президента РФ от 19.11.2007 г. N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную государственную службу Российской Федерации", которые, устанавливая периоды службы (работы), подлежащие зачету в стаж государственной гражданской службы, не содержат ограничения по виду предприятия.
В судебном заседании Мигунова В.Н. поддержала заявленные требования.
Представитель Московской городской Думы (по доверенности) Михалевич Е.В. возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что принятие оспариваемого нормативного правового акта находится в компетенции субъектов Российской Федерации (ст. 72 Конституции России), и принят акт в соответствии с федеральным законодательством.
Представитель Мэра Москвы в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, возражения на заявление не представил, о причинах неявки в суд не сообщил.
Представитель Департамента социальной защиты населения города Москвы (по доверенности) Ершов Д.Б. в судебном заседании просил в удовлетворении заявления отказать, поддержав позицию представителя Московской городской Думы, пояснив, что Указ Президента РФ от 19.11.2007 г. N 1532 хоть и распространяется на государственных гражданских служащих Российской Федерации, но применяется исключительно для определения размера ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, продолжительности дополнительного отпуска и поощрения государственных гражданских служащих города Москвы. Указ Президента РФ от 20.09.2010 г. N 1141 применяется для определения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих. Условия предоставления права на пенсию государственным гражданским служащим субъектов Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации определяется законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Выслушав заявителя, представителей Московской городской Думы и Департамента социальной защиты населения города Москвы, исследовав письменные материалы дела, выслушав заключение прокурора, полагавшего, что в удовлетворении требований должно быть отказано, суд приходит к выводу, что заявление Мигуновой В.Н. об оспаривании п. "ж" ст. 4 Закона г. Москвы N 11 от 17.05.2000 г. "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" необоснованно и не подлежит удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.
Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).
В соответствии с частью 2 статьи 3 Федерального закона N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом.
Согласно пункту 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Вопросы организации государственной гражданской службы города Москвы и участие в регулировании муниципальной службы в городе Москве согласно п. 15 ст. 13 Закона города Москвы от 28.06.1995 "Устав города Москвы" относятся к полномочиям города Москвы по предметам ведения субъектов РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.
Частью 3 ст. 43 Закона города Москвы от 26.01.2005 N 3 "О государственной гражданской службе города Москвы" установлено, что порядок исчисления стажа гражданской службы и зачета в него иных периодов замещения должностей устанавливается федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Высшим и единственным законодательным (представительным) органом государственной власти города Москвы является Московская городская Дума (ч. 1 ст. 5 Устава).
Законами города Москвы регулируются вопросы, отнесенные в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, настоящим Уставом и иными законами города Москвы к ведению города Москвы (ч. 7 ст. 36 Закон г. Москвы "Устав г. Москвы")
Согласно ч. 1 п. 1 ст. 35 Устава города Москвы к ведению Московской городской Думы относится принятие Устава г. Москвы и иных законов города Москвы.
Изложенное свидетельствует, что принятие оспариваемого Закона города входило в компетенцию Московской городской Думы.
В соответствии с пунктом 4 статьи 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным и муниципальным служащим субъектов Российской Федерации, финансируемых за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления.
Стаж государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения пенсии за выслугу лет гражданским служащим устанавливается в соответствии с федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей (ч. 3 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Поскольку в настоящее время не принят федеральный закон, регулирующий вопросы пенсионного обеспечения государственных гражданских и муниципальных служащих в Российской Федерации, субъект Российской Федерации до принятия соответствующего федерального закона вправе осуществлять законодательное регулирование в этой сфере, то есть устанавливать за счет собственных средств порядок и условия пенсионного обеспечения граждан, замещавших должности государственной службы субъекта Российской Федерации.
Государственным гражданским служащим города Москвы устанавливается ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с п. 13 ст. 42 Закона города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной службе города Москвы".
Условия, порядок и механизм предоставления такой доплаты урегулированы указом Мэра Москвы от 18.01.2007 г. N 1-УМ "Об утверждении Порядка назначения и выплаты ежемесячной доплаты к пенсии лицам, замещавшим должности государственной гражданской службы города Москвы".
Стаж государственной службы гражданских служащих города Москвы для установления доплаты к пенсии исчисляется в соответствии с Законом города Москвы от 17.05.2000 года N 11 "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" (в редакции Закона г. Москвы от 15.01.2003 N 2), который опубликован в официальных изданиях: газете "Тверская, 13", N 26 (28 июня - 4 июля), 2000; в журналах "Вестник Мэрии Москвы", N 13, июль 2000; "Ведомости Московской городской Думы", N 7 (с. 5), 2000.
Из анализа данного Закона следует, что он устанавливает в соответствии с п. 4 статьи 7 Федерального закона N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" основания возникновения права на получение ежемесячной доплаты к государственной пенсии для государственных служащих города Москвы.
Согласно п. "ж" ч. 3 ст. 4 Закона г. Москвы N 11 от 17.05.2000 г. "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" в стаж государственной службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии включается период службы (работы) до 31 декабря 1991 года на должности в объединениях союзного и республиканского подчинения, государственных концернах и ассоциациях, других государственных организациях, созданных на базе ликвидированных министерств и ведомств, их главных управлений (управлений) решениями Совета Министров СССР, Советов Министров (правительств) союзных и автономных республик и выполнявших в соответствии с положениями о них функции государственного управления.
Из объяснений представителя Департамента социальной защиты населения города Москвы следует, что Всесоюзные внешнеэкономические объединения, в одном из которых работала Мигунова В.Н. - Всесоюзное внешнеэкономическое объединение "Техмашимпорт" Министерства внешней торговли СССР, до 31 декабря 1991 являлись хозяйствующими субъектами и не обладали функциями государственного управления, в связи с чем стаж работы на должностях в этих организациях не вошел в оспариваемый заявителем перечень.
Финансирование ежемесячной доплаты к пенсии производится за счет средств бюджета города (п. 13 ч. 1 ст. 42 Закона города Москвы N 3 от 26.01.2005 г.).
При этом законодатель города Москвы реализовал предусмотренное статьями 31 и 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации право самостоятельно определять направления расходования средств своего бюджета и исполнить свои расходные обязательства за счет собственных доходов, исходя из возможностей бюджета, с учетом требований п. 4 ст. 7 ФЗ от 15.12.2001 г. N 166-ФЗ.
Из смысла ч. 1, 2 ст. 54 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что он регулирует вопрос стажа гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную гражданскую службу, а не периоды службы (работы) включаемые в стаж государственной службы для назначения ежемесячной доплаты к пенсии по старости лицам, замещавшим государственные гражданские должности.
Указ Президента Российской Федерации от 19.11.2007 года N 1532 "Об исчислении стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для установления государственным гражданским служащим Российской Федерации ежемесячной надбавки к должностному окладу за выслугу лет на государственной гражданской службе Российской Федерации, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрения за безупречную и эффективную государственную гражданскую службу Российской Федерации" применяется для определения размера надбавки за выслугу лет, продолжительности дополнительного отпуска и поощрения государственных гражданских служащих города Москвы.
Вопрос же стажа государственной гражданской службы Российской Федерации для назначения ежемесячной надбавки к пенсии по старости гражданским служащим ни указом Президента Российской Федерации N 1532, ни указом Президента Российской Федерации от 20.09.2010 г. N 1141, касающегося федеральных государственных служащих, ни постановлением Правительства РФ от 11.11.1999 г. N 1233 не регулируется, а в силу пункта 5 статьи 1 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" отношения, связанные с пенсионным обеспечением граждан за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов и средств организаций, регулируются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и актами организаций.
Условия же предоставления права на пенсию гражданским служащим субъектов Российской Федерации и муниципальным служащим за счет средств субъектов Российской Федерации и средств органов местного самоуправления определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления (ст. 7 Закона N 166-ФЗ).
Что касается доводов заявителя о несоблюдении принципа единства правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов Российской Федерации, то они не могут быть приняты во внимание.
Принципы - это основополагающие идеи, начала, закрепленные в законе.
В Федеральном законе от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" предусмотрена пенсия по выслуге лет для лиц, находящихся на государственной гражданской службе, а Законом города Москвы от 26.01.2005 г. N 3 "О государственной службе города Москвы" определено, что государственное пенсионное обеспечение предоставляется в порядке и на условиях, установленных федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей. В настоящее время указанный федеральный закон не принят, поэтому данные правоотношения регулируются следующими федеральными законами: Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ", а также законами субъектов РФ, регулирующими пенсионное обеспечение гражданских служащих субъектов РФ, которыми определяются условия, нормы и порядок пенсионного обеспечения перечисленных в них категорий граждан, в том числе в соответствии с Законом города Москвы от 17.05.2000 г. N 11, предоставляется право выбора пенсии по старости, инвалидности либо за выслугу лет, в связи с чем единство данных принципов не нарушается, а условия предоставления права на пенсию за выслугу лет государственным служащим субъектов Российской Федерации либо права на получение доплаты к пенсии по старости за счет средств субъектов Российской Федерации законодателем отнесены на усмотрение самого субъекта Российской Федерации.
Кроме того, федеральные нормативные правовые акты, регулирующие спорные правоотношения, касающиеся установления гарантий лицам, замещавшим государственные должности РФ и государственные должности федеральной государственной службы, для органов государственной власти субъектов РФ носят рекомендательный характер, причем реализовываться должны за счет средств субъекта Российской Федерации.
Поскольку полномочие по реализации гарантий государственного пенсионного обеспечения граждан, занимавших должности государственной гражданской службы субъектов РФ, федеральным законодателем возложено на субъекты Российской Федерации, следовательно, до принятия федерального закона субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно осуществлять соответствующее законодательное регулирование - определять порядок установления и условия выплаты пенсий лицам, занимавшим должности государственной гражданской службы, что и было реализовано законодательным органом города Москвы в оспариваемом Законе.
На основании изложенного, суд приходит к выводу, что оспариваемая правовая норма не противоречит федеральному законодательству либо закону субъекта Российской Федерации, имеющему большую юридическую силу, следовательно, заявление Мигуновой В.Н. не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 72, 76 Конституции России, Федеральным законом N 184-ФЗ от 06.10.1999 "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", Федеральным законом от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", Федеральным законом от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Федеральным законом от 27.07.2004 года N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", Указами Президента РФ от 19.11.2007 г. N 1532, от 20.09.2010 г. N 1141, постановлением Правительства РФ N 1233 от 11.11.1999 г., ст.ст. 193-199 ГПК РФ решил:
В удовлетворении заявления Мигуновой В.Н. об оспаривании п. "ж" ст. 4 Закона г. Москвы N 11 от 17.05.2000 г. "О периодах службы (работы), учитываемых при исчислении стажа государственной службы государственных служащих города Москвы" отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме через Московский городской суд.
Председательствующий: |
Э.А. Магжанова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 15 декабря 2011 г. N 3-0288/11
Текст решения официально опубликован не был