Решение Московского городского суда от 2 декабря 2011 г. по делу N 7-2529
Судья Московского городского суда Панкова О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Карпова В.В. - Ионова Д.В. на решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 г., которым постановление старшего государственного инспектора г. Москвы по охране природы Ермошиной М.А. по делу об административном правонарушении N 1409-51/2011-3а от 23 августа 2011 г., вынесенное в отношении генерального директора ООО "Научно-технический центр "ДЕДАЛ-88" (далее - ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88") Карпова В.В., оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения,
установил:
в период с 11 марта 2011 г. по 30 марта 2011 г. Департаментом природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы в отношении ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88", расположенного по адресу: ..., проведена плановая выездная проверка соблюдения законодательства в области охраны окружающей среды, по результатам которой составлен акт проверки от 30 марта 2011 г.
30 июня 2011 г. старшим государственным инспектором г. Москвы по охране природы Ермошиной М.А. в отношении генерального директора ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" Карпова В.В. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы за непредставление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы.
Постановлением того же должностного лица от 23 августа 2011 г. Карпов В.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Не согласившись с данным постановлением, Карпов В.В. обжаловал его в Тушинский районный суд г. Москвы, судьей которого вынесено указанное выше решение.
В жалобе, поданной в Московский городской суд, Карпов В.В. просит об отмене решения судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 г. и признании незаконным постановления должностного лица, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
В судебное заседание Московского городского суда Карпов В.В. не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайства об отложении рассмотрения дела не представил, направил для участия в судебном разбирательстве защитника Ионова Д.В., который подтвердил, что о месте и времени рассмотрения дела Карпов В.В. извещен. В связи с изложенным, прихожу к выводу о возможности рассмотрения дела по жалобе Карпова В.В. в его отсутствие.
Изучив материалы дела, выслушав защитника Ионова Д.В., проверив доводы жалобы, нахожу постановление старшего государственного инспектора г. Москвы по охране природы Ермошиной М.А. по делу об административном правонарушении N 1409-51/2011-3а от 23 августа 2011 г. и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 г. подлежащими отмене, а производство по делу - прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению следующие обстоятельства: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 и ст. 30.9 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на решение судьи по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении дело проверяется в полном объеме.
При рассмотрении жалобы на постановление должностного лица судьей районного суда установлено, что 30 июня 2011 г. при проведении плановой выездной проверки в отношении ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Свободы, д. 8/4, стр. 1, выявлено, что генеральный директор Общества Карпов В.В. не представил в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данные об отходах производства и потребления за отчетный период - 2009 год, чем нарушил требования постановления Правительства Москвы от 14 октября 2011 г. N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", тем самым совершил административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату постановления Правительства Москвы следует читать как "от 14 октября 2003 г."
В соответствии с ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы административным правонарушением признается непредставление, несвоевременное представление данных, необходимых для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы, лицом, обязанным в соответствии с правовыми актами города Москвы направлять такие данные.
Сводный кадастр отходов производства и потребления города Москвы и Порядок формирования и ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы утверждены постановлением Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Согласно названному Постановлению кадастр представляет собой периодически пополняемый, систематизированный свод данных об отходах производства и потребления, объектах размещения отходов, технологиях использования и обезвреживания отходов, включает классификационный каталог отходов производства и потребления г. Москвы; банк данных об отходах производства и потребления; банк данных о технологиях использования и обезвреживания; реестр объектов размещения отходов.
В соответствии с п. 2.9 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП поставщиками информации для кадастрового учета отходов являются индивидуальные предприниматели и юридические лица.
Согласно п. 3 приложения 2 к данному документу, поставщиками информации для банка данных об отходах производства и потребления являются все индивидуальные предприниматели и юридические лица, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления (образованием, использованием, обезвреживанием, транспортированием, размещением). Указанные субъекты, осуществляющие хозяйственную деятельность на территории города Москвы, до первого сентября года, следующего за отчетным годом, обязаны представлять в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы данные об отходах производства и потребления в виде информационных форм (таблицы 1, 2, 3) на электронном (1 экз.) и бумажном носителях (1 экз.) с представлением расчета платы за размещение отходов, согласованного с уполномоченным органом Российской Федерации.
Таким образом, административная ответственность по ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы наступает за невыполнение юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых в той или иной степени связана с любым этапом обращения с отходами производства и потребления, а также их должностными лицами требований п. 2.9 и п. 3 приложения 2 постановления Правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы".
Как следует из преамбулы постановления правительства Москвы от 14.10.2003 N 865-ПП "О Сводном кадастре отходов производства и потребления города Москвы", данный акт принят в целях реализации Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления".
Следовательно, для целей применения положений п. 3 приложения 2 к постановлению Правительства Москвы N 865-ПП и определения круга субъектов административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы, необходимо руководствоваться понятием обращения с отходами производства и потребления, закрепленным в ст. 1 вышеназванного закона.
В соответствии с данной нормой обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов. При этом под сбором отходов понимается прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего использования, обезвреживания, транспортирования и размещения; под размещением отходов - хранение и захоронение отходов; под хранением отходов - содержание отходов в объектах размещения отходов в целях их последующего захоронения, обезвреживания или использования; под накоплением отходов - временное складирование отходов (на срок не более чем шесть месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего использования, обезвреживания, размещения, транспортирования.
Исходя из анализа приведенных положений ст. 1 Федерального закона от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления и ст. 12 указанного закона, устанавливающей требования к объектам размещения отходов производства и потребления, можно сделать вывод о том, что деятельность по обращению с отходами в смысле, придаваемом ей Федеральным законом от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ, является специализированным видом предпринимательской деятельности, осуществляемой специализированными субъектами.
Таким образом, обязанность по представлению данных, необходимых для ведения Сводного реестра отходов производства и потребления города Москвы, указанного в ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, возлагается не на всех физических и юридических лиц, осуществляющих хозяйственную деятельность, в процессе которой образуются отходы, а лишь на тех из них, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами, регулируемую Федеральным законом N 89-ФЗ, и осуществляют плату за размещение таких отходов.
Как усматривается из материалов дела, при решении вопроса о наличии в действиях Карпова В.В. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы, должностное лицо Департамента природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы исходило из того, что в деятельности ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" образуются отходы канцелярской деятельности, твердые бытовые отходы, пищевые и иные отходы V класса опасности, которые хранятся в специально отведенных местах временного накопления для последующей транспортировки на обезвреживание. На этом основании и принимая во внимание положения ст. 1 и ст. 12 Федерального закона N 89-ФЗ, должностное лицо пришло к выводу о том, что Общество занимается деятельностью по размещению отходов производства, а именно: по хранению таких отходов, вследствие чего обязано предоставлять сведения для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
С этим выводом должностного лица согласился судья районного суда, который в своем решении подтвердил наличие в действиях Карпова В.В. как генерального директора ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы.
Вместе с тем, без внимания судьи остался тот факт, что образование в процессе деятельности юридического лица отходов, которые до их сдачи специализированной в области обращения с отходами организации хранятся на его территории в специально оборудованной для этого таре и в отведенном для этого месте, само по себе не свидетельствует об осуществлении данным юридическим лицом деятельности по хранению или накоплению отходов в качестве самостоятельного специализированного вида деятельности по обращению с отходами.
Кроме того, судья не учел, что согласно Уставу ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" основными видами деятельности Общества является деятельность ресторанов, кафе и баров, розничная торговля продовольственными и непродовольственными товарами и предоставление услуг, которые не относятся ни к одному из видов обращения с отходами, предусмотренных Федеральным законом N 89-ФЗ, и указанных в постановлении должностного лица.
Наряду с этим, судья не дал должной правовой оценки имеющимся в материалах дела договорам, заключенным ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" со специализированными организациями, занимающимися размещением отходов, образующихся в деятельности Общества. Между тем, из материалов дела следует, что в 2009 г., за который в вину генеральному директору Общества Карпову В.В. вменяется непредставление в Департамент природопользования и охраны окружающей среды г. Москвы данных об отходах производства и потребления, вывоз и захоронение твердых бытовых отходов осуществлялся на основании договора ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" с ГУП "ДЕЗ района Покровское-Стрешнево" от 16 января 2001 г. и приложения N 1 к нему, а с 2010 г. вывоз таких отходов производится ОАО "АПРЭО" на основании договора от 28 декабря 2011 г.
Заключение вышеназванных договоров свидетельствует о получении Обществом отходов в ходе своей хозяйственной деятельности, что правильно отражено в обжалуемом постановлении должностного лица, однако недостаточно для вывода о том, что ООО "НТЦ ДЕДАЛ-88" осуществляет деятельность по размещению отходов производства, и не вводит должностное лицо Общества в число субъектов административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 4.36 КоАП г. Москвы.
Таким образом, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" относится к юридическим лицам, специализирующимся на деятельности по обращению с отходами, которые обязаны предоставлять сведения для ведения Сводного кадастра отходов производства и потребления города Москвы в Департамент природопользования и охраны окружающей среды города Москвы.
При таких обстоятельствах, оснований для привлечения генерального директора ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88" Карпова В.В. к административной ответственности по ч. 1 ст. 4.36 КоАП Москвы не имеется.
На основании изложенного, постановление старшего государственного инспектора г. Москвы по охране природы Ермошиной М.А. по делу об административном правонарушении N 1409-51/2011-3а от 23 августа 2011 г. и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 г. не могут быть признаны законными и обоснованными и подлежат отмене, а производство по делу - прекращению на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, судья решил:
постановление старшего государственного инспектора г. Москвы по охране природы Ермошиной М.А. по делу об административном правонарушении N 1409-51/2011-3а от 23 августа 2011 г. и решение судьи Тушинского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 г. в отношении генерального директора ООО "Научно-технический центр "ДЕДАЛ-88" (далее - ООО "НТЦ "ДЕДАЛ-88") Карпова В.В. отменить, производство по делу прекратить на основании п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Судья Московского городского суда |
О.В. Панкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Московского городского суда от 2 декабря 2011 г. по делу N 7-2529
Текст решения официально опубликован не был