Глава 6. Порядок государственной регистрации кредитной организации
6.1. До представления в Банк России документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции, предполагаемое полное официальное и сокращенное наименования кредитной организации должны быть предварительно согласованы с Банком России.
6.2. До подписания учредительного договора (договора о создании) учредители кредитной организации направляют в Банк России запрос о предварительном согласовании предполагаемых полного официального и сокращенного наименований кредитной организации.
6.3. Банк России в течение трех рабочих дней после получения запроса направляет в адрес учредителей кредитной организации и в адрес территориального учреждения Банка России по предполагаемому месту нахождения кредитной организации телеграмму, подтверждающую предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации.
Предварительное согласование предполагаемых наименований кредитной организации действительно в течение двенадцати месяцев с даты направления указанной телеграммы.
6.4. Кредитные организации приобретают статус юридического лица с момента их государственной регистрации.
6.5. Для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций учредители направляют в территориальное учреждение Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации документы, указанные в главе 3 настоящей Инструкции. Территориальное учреждение Банка России выдает учредителям кредитной организации письменное подтверждение получения от них документов, необходимых для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций.
В случае, если учредителем является кредитная организация, территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения создаваемой кредитной организации запрашивает информацию о финансовом положении кредитной организации-учредителя территориальное учреждение Банка России по ее месту нахождения. Заключение о финансовом положении представляется в трехнедельный срок с момента получения запроса.
6.6. Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России по предполагаемому местонахождению кредитной организации не должен превышать четырех месяцев с даты их поступления.
6.7. При наличии замечаний по представленным документам, отсутствии полного комплекта документов, перечисленных в главе 3 настоящей Инструкции, а также при отказе в государственной регистрации кредитной организации, территориальное учреждение Банка России возвращает их учредителям с письменным заключением. По одному экземпляру указанных документов остается в территориальном учреждении Банка России. В случае представления документов в одном экземпляре указанные документы не возвращаются.
6.8. Исправленные и повторно представленные в территориальное учреждение Банка России документы считаются вновь поступившими и рассматриваются в установленном законодательством и нормативными актами Банка России порядке.
6.9. При отсутствии замечаний территориальное учреждение Банка России направляет в Банк России положительное заключение с приложением документов, указанных в пункте 6.11 настоящей Инструкции.
6.10. Заключение территориального учреждения Банка России должно содержать полную информацию, на основании которой им был сделан вывод о возможности государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций, включая:
- информацию о сроках рассмотрения документов (для исчисления общего срока рассмотрения документов, установленного в статье 15 Федерального закона "О банках и банковской деятельности");
- оценку бизнес-плана;
- информацию о соответствии здания (помещения) требованиям по техническому оборудованию банковского помещения и укрепленности кассового узла, наличию охранно-пожарной и тревожной сигнализации;
О подготовке заключения о соответствии помещения кредитной организации для совершения операций с ценностями требованиям ЦБР см. Указание оперативного характера ЦБР от 18 апреля 2003 г. N 60-Т
- информацию о представлении в территориальное учреждение Банка России уведомления о приобретении более 5 процентов долей (акций) кредитной организации и наличии (отсутствии) связи между учредителями, а также на характер такой связи: соглашение, взаимное участие в капитале друг друга либо иная форма связи;
- информацию о предварительном согласовании приобретения учредителями более 20 процентов долей (акций) кредитной организации, если такое согласование имело место;
- информацию о соответствии кандидатов на должность руководителя кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, а также информацию о согласовании кандидатов на указанные должности;
- подтверждение уплаты государственной пошлины за регистрацию кредитной организации и оплаты лицензионного сбора за рассмотрение вопроса о выдаче лицензии (квитанция об оплате, платежное поручение и др.);
- оценку соответствия положений, регламентирующих порядок проведения расчетов расчетной небанковской кредитной организации, установленным требованиям;
- информацию о соответствии деловой репутации членов совета директоров (наблюдательного совета) квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России, отсутствии у них судимости за совершение преступлений в сфере экономики.
6.11. К заключению территориального учреждения, направляемому в Банк России, прилагаются следующие подлинные документы, представленные учредителями кредитной организации:
- заявление о государственной регистрации кредитной организации, составленное по формам, утвержденным Правительством Российской Федерации (2 экземпляра), и ходатайство на имя Председателя Банка России о выдаче лицензии на осуществление банковских операций (1 экземпляр);
- учредительный договор (4 экземпляра) (в случае создания кредитной организации в форме общества с ограниченной или с дополнительной ответственностью двумя и более лицами);
- устав кредитной организации в 4 экземплярах (приложение 6);
- протокол общего собрания учредителей (2 экземпляра);
- список учредителей кредитной организации в электронном виде по форме Приложения 4;
- анкеты кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, согласованных с территориальным учреждением Банка России (1 экземпляр);
- документ об уплате государственной пошлины за регистрацию кредитной организации;
- бизнес-план кредитной организации, а также (при создании расчетной небанковской кредитной организации) положения, регламентирующие порядок проведения расчетов (по 1 экземпляру);
- нотариально заверенные копии документов о государственной регистрации и учредительных документов учредителей; аудиторские заключения за три последних года деятельности о достоверности финансовой отчетности учредителей - юридических лиц с приложением балансов и отчетов о прибылях и убытках; подтверждения налоговыми органами выполнения учредителями - юридическими лицами за три последних года обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами, по юридическим лицам, публикующим отчетность в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О Бухгалтерском учете", - копии изданий, в которых опубликована бухгалтерская отчетность с указанием номеров и дат опубликования (за последние три года деятельности), иные документы, необходимые в соответствии с нормативными актами Банка России для оценки финансового положения юридических лиц - учредителей кредитной организации (по 1 экземпляру).
6.12. Банк России рассматривает полученные документы и принимает решение о возможности государственной регистрации кредитной организации.
Принятие решения о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций или об отказе в принятии указанного решения производится в срок, не превышающий шести месяцев с даты представления в территориальное учреждение Банка России по месту предполагаемого нахождения кредитной организации всех документов, указанных в главе 3 настоящей Инструкции.
6.13. Банк России (Департамент лицензирования деятельности и финансового оздоровления кредитных организаций) в течение трех рабочих дней с момента принятия положительного решения о государственной регистрации кредитной организации направляет в уполномоченный регистрирующий орган 1 экземпляр документов, предусмотренных статьей 12 (в случае реорганизации - статьей 14) Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", с сопроводительным письмом (пункт 2.1 Регламента взаимодействия Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Центрального банка Российской Федерации по вопросам государственной регистрации кредитных организаций от 26 июня 2002 г. N БГ-16-09/86 и от 26 июня 2002 г. N 01-33/2202 (далее - Регламент).
Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации:
- ставит на титульном листе каждого из представленных учредительных документов кредитной организации оттиск штампа с указанием даты государственной регистрации кредитной организации и государственного регистрационного номера;
- вносит сведения о государственной регистрации кредитной организации в Книгу государственной регистрации кредитных организаций;
- направляет с почтовым подтверждением учредителям (уполномоченному лицу) кредитной организации оригинал свидетельства уполномоченного регистрирующего органа о внесении в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации;
- направляет в территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации по 2 экземпляра свидетельства о государственной регистрации кредитной организации, по форме, установленной Банком России, и ее учредительных документов.
6.14. Сообщение о государственной регистрации кредитной организации публикуется в "Вестнике Банка России".
6.15. Территориальное учреждение Банка России:
- направляет учредителям уведомление о государственной регистрации кредитной организации с указанием реквизитов корреспондентского счета, открываемого для выполнения требования Федерального закона "О банках и банковской деятельности" об оплате 100 процентов уставного капитала в месячный срок с момента получения уведомления;
- вносит сведения о регистрации новой кредитной организации в реестр кредитных организаций, расположенных на подведомственной ему территории;
- выдает 1 экземпляр анкет кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации с отметкой о согласовании, свидетельства о государственной регистрации кредитной организации и по 1 экземпляру ее учредительных документов председателю совета директоров или другому уполномоченному лицу кредитной организации, письменно подтверждающему получение указанных документов.
6.16. Кредитная организация должна иметь круглую печать со своим фирменным (полным официальным) наименованием в соответствии с требованиями, указанными в абзаце 2 подпункта 3.1.3 настоящей Инструкции, и указанием на место ее нахождения, а также может содержать сокращенное наименование кредитной организации.
6.17. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций допускается только по основаниям, указанным в статье 16 Федерального закона "О банках и банковской деятельности".
6.18. В течение трех рабочих дней после фактического назначения согласованных кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации последняя должна в письменном виде уведомить об этом территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, с указанием номера и даты соответствующего решения уполномоченного органа управления кредитной организации. К уведомлению прилагается копия указанного решения, заверенная кредитной организацией, и заявление о внесении в единый государственный реестр юридических лиц изменений сведений, предусмотренных пунктом 1 статьи 5 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц", но не связанных с внесением изменений в учредительные документы, составленное по формам, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Территориальное учреждение Банка России, осуществляющее надзор за деятельностью кредитной организации, на следующий рабочий день после получения данного уведомления направляет:
- сообщение подведомственному расчетно-кассовому центру о возможности принятия карточки с образцами подписей руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, кандидатуры которых согласованы с территориальным учреждением Банка России;
- в Банк России - сообщение о назначении согласованных кандидатов на должности руководителей кредитной организации, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации;
- информацию в уполномоченный регистрирующий орган, составленную по форме заявления, утвержденного Правительством Российской Федерации (пункт 6 Регламента), который вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись об изменении сведений о кредитной организации в части изменения сведений об уполномоченном лице кредитной организации, имеющего право без доверенности действовать от имени кредитной организации.