Учет передачи основных средств в прокат
Организация, применяющая общий режим налогообложения, предоставляет населению технику в прокат. Как оформлять и учитывать в бухгалтерском и налоговом учете такие услуги?
Юридические аспекты
По договору проката арендодатель, осуществляющий сдачу имущества в аренду в качестве постоянной предпринимательской деятельности, обязуется предоставить арендатору движимое имущество за плату во временное владение и пользование. Имущество, предоставленное по договору проката, используется для потребительских целей, если иное не предусмотрено договором или не вытекает из существа обязательства (п. 1 ст. 626 ГК РФ).
К договору проката применяются общие положения ГК о договоре аренды, если иное не установлено правилами параграфа 2 главы 34 ГК РФ (ст. 625 ГК РФ).
Подробнее об аренде см. Учет передачи основных средств в аренду (ссуду).
В силу ст. 130 ГК РФ движимым имуществом признаются вещи (включая деньги и ценные бумаги), не относящиеся к недвижимости.
Договор проката заключается на срок до одного года (п. 1 ст. 627 ГК РФ).
Арендная плата по договору проката устанавливается в виде определенных в твердой сумме платежей, вносимых периодически или единовременно (п. 1 ст. 630 ГК РФ).
Капитальный и текущий ремонт имущества, сданного в аренду по договору проката, является обязанностью арендодателя (п. 1 ст. 631 ГК РФ).
Сдача в субаренду имущества, предоставленного арендатору по договору проката, передача им своих прав и обязанностей по договору проката другому лицу, предоставление этого имущества в безвозмездное пользование, залог арендных прав и внесение их в качестве имущественного вклада в хозяйственные товарищества и общества или паевого взноса в производственные кооперативы не допускаются.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 02: по кредиту к счету 03: по дебету/по кредиту |
Согласно п. п. 5, 7 и 8 ПБУ 6/01 "Учет основных средств" организация, приобретая имущество для передачи в прокат, формирует его первоначальную стоимость по общим правилам, но учитывает его обособленно на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
Предметы проката стоимостью не более 40 000 руб. за единицу разрешается учитывать в качестве МПЗ, если это предусмотрено учетной политикой, и списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска в эксплуатацию (п. 5 ПБУ 6/01). При этом в целях обеспечения сохранности этих объектов в организации должен быть организован надлежащий контроль за их движением.
Переданный в прокат объект ОС продолжает оставаться в собственности арендодателя. Следовательно, стоимость его с баланса арендодателя не списывается (п. 29 ПБУ 6/01). Амортизацию по переданному в прокат объекту начисляет арендодатель (п. 50 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н).
Подробнее об амортизации ОС см. Амортизация ОС.
Поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации по договорам проката, если это не является обычным видом деятельности организации, в соответствии с п. 7 ПБУ 9/99 "Доходы организации", признаются прочими доходами. Признание таких доходов в бухгалтерском учете производится при единовременном выполнении условий, установленных пп. "а", "б" и "в" п. 12 ПБУ 9/99. Для отражения прочих доходов предназначен счет 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие доходы". Расходы, связанные с предоставлением имущества в прокат, для организаций, у которых предоставление имущества в аренду не является предметом деятельности, признаются прочими расходами согласно п. 11 ПБУ 10/99 "Расходы организации". Для отражения в учете прочих расходов предназначен счет 91, субсчет "Прочие расходы".
Если же получение дохода от проката является предметом деятельности организации, такие доходы являются доходами от обычных видов деятельности (п. 5 ПБУ 9/99). Соответственно, расходы признаются расходами по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99). Отражение таких доходов и расходов ведется с использованием счета 90 "Продажи".
Документооборот
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения документов, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные учетные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных документов рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 6.30-2003 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов".
В Информации Минфина России от 04.12.2012 N ПЗ-10/2012 разъяснено, что обязательными к применению продолжают оставаться формы документов, используемых в качестве первичных учетных документов, установленные уполномоченными органами в соответствии и на основании других федеральных законов (кроме Закона N 402-ФЗ). Это значит, что если использование унифицированной формы предусмотрено, например, ЦБ РФ (кассовые документы), постановлением Правительства РФ (транспортная накладная) и т.п., то их использование по-прежнему обязательно.
В соответствии со ст. 1.2 Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника (далее - ККТ) применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими расчетов, за исключением случаев, установленных Законом N 54-ФЗ.
Расчеты - прием или выплата денежных средств с использованием наличных и (или) электронных средств платежа за реализуемые товары, выполняемые работы, оказываемые услуги, прием ставок и выплата денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению азартных игр, а также прием денежных средств при реализации лотерейных билетов, электронных лотерейных билетов, приеме лотерейных ставок и выплате денежных средств в виде выигрыша при осуществлении деятельности по организации и проведению лотерей (ст. 1.1 Закона N 54-ФЗ).
В ст. 2 Закона N 54-ФЗ перечислены определенные обстоятельства, при которых организации и индивидуальные предприниматели могут производить расчеты без применения ККТ. Услуг проката среди них нет, то есть применение ККТ при оказании подобных услуг станет обязательным.
Однако организации и ИП, выполняющие работы, оказывающие услуги населению (за исключением организаций и ИП, имеющих работников, с которыми заключены трудовые договоры, оказывающих услуги общественного питания), вправе не применять ККТ при условии выдачи ими соответствующих бланков строгой отчетности в порядке, установленном Законом N 54-ФЗ (в редакции, действовавшей до 15 июля 2016 года), до 1 июля 2019 года (ч. 8 ст. 7 Закона N 290-ФЗ).
Порядок утверждения форм БСО, приравненных к кассовым чекам, установлен постановлением Правительства РФ от 06.05.2008 N 359 (далее - Положение N 359). Формы БСО организации и индивидуальные предприниматели вправе разрабатывать самостоятельно. Исключение составляют формы БСО, перечисленные в п. 5, п. 5.1 и 6 Положения N 359.
За образец при разработке собственного БСО можно принять действовавшую до 1 декабря 2008 года форму БО-6 (письмо Минфина России от 20.04.1995 N 16-00-30-33), при этом эта форма должна содержать все обязательные реквизиты, предусмотренные п. 3 Положения N 359. Разработанный БСО следует утвердить в учетной политике организации.
В соответствии с п. 4 и п. 11 Положения N 359 бланки строгой отчетности могут быть изготовлены типографским способом либо сформированы с использованием автоматизированных систем (письмо Минфина России от 26.11.2008 N 03-01-15/11-362).
Налогообложение
В отношении оказания бытовых услуг, в том числе в отношении услуг по предоставлению имущества в прокат, по решению местных органов власти может применяться система налогообложения в виде ЕНВД.
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Поскольку прокат является предоставлением имущества во временное пользование, учет доходов и расходов от прокатной деятельности ведется в том же порядке, что и при аренде. В налоговом учете в зависимости от того, осуществляет организация операции по передаче имущества в прокат на постоянной основе или нет, доходы арендодателя от проката в соответствии с положениями главы 25 НК РФ могут быть отнесены к доходам от реализации (ст. 249 НК РФ) или к внереализационным доходам (ст. 250 НК РФ).
Подробнее см. Учет передачи основных средств в аренду (ссуду).
НДС
Предоставление услуг по договору проката является операцией, облагаемой НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), поэтому в период действия договора проката обязанность исчислить НДС у арендодателя возникает по мере оказания услуг в установленные договором даты и не зависит от факта оплаты услуг.
При оказании услуг по предоставлению имущества в прокат населению по розничным ценам (тарифам) соответствующая сумма налога включается в указанные цены (тарифы). При этом на чеках и других выдаваемых покупателю документах сумма налога не выделяется (п. 6 ст. 168 НК РФ).
При реализации товаров за наличный расчет организациями (предприятиями) и ИП розничной торговли и общественного питания, а также другими организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими работы и оказывающими платные услуги непосредственно населению, требования по оформлению расчетных документов и выставлению счетов-фактур считаются выполненными, если продавец выдал покупателю кассовый чек или иной документ установленной формы (п. 7 ст. 168 НК РФ).
НАЛОГ НА ИМУЩЕСТВО
По договору проката право собственности на предмет проката к арендатору не переходит. Это означает, что налог на имущество уплачивается именно арендодателем.
Организация, применяющая общий режим налогообложения, занимается прокатом бытовой техники населению. ЕНВД на территории деятельности организации не введен. Организация применяет ККТ. В мае выручка от прокатной деятельности составила 900 000 руб., в том числе НДС 18%. Все прокатное имущество относится к амортизируемым ОС. В мае были переданы в прокат объекты ОС общей балансовой стоимостью 10 000 000 руб., возвращена из проката бытовая техника балансовой стоимостью 9 000 000 руб. Телевизор балансовой стоимостью 100 000 руб. (к моменту выкупа начислена амортизация 60 000 руб.) был выкуплен клиентом с уплатой выкупной цены 50 000 руб., включая НДС 18%.
Бухгалтерский учет в мае:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
900 000 | получена выручка от прокатной деятельности через ККТ | ||
900 000 | учтена выручка от прокатной деятельности | ||
90, субсчет "НДС" | 68, субсчет "НДС" | 137 288,14 | начислен НДС с выручки от прокатной деятельности |
03, субсчет "Имущество, переданное в прокат" | 03, "Доходные вложения в материальные ценности" | 10 000 000 | имущество передано в прокат |
03, субсчет "Доходные вложения в материальные ценности" | 03, "Имущество, переданное в прокат" | 9 000 000 | имущество возвращено клиентами |
03, субсчет "Выбытие материальных ценностей" | 03, "Доходные вложения в материальные ценности" | 100 000 | отражено выбытие проданного ОС |
03, субсчет "Выбытие материальных ценностей" | 60 000 | списана начислена амортизация | |
91, субсчет "Прочие доходы" | 50 000 | отражена реализация телевизора | |
50 000 | клиентом уплачена выкупная цена за телевизор | ||
91, субсчет "Прочие расходы" | 68, субсчет "НДС" | 7627,12 | начислен НДС с реализации телевизора |
91, субсчет "Прочие расходы" | 03, субсчет "Выбытие материальных ценностей" | 40 000 | списана остаточная стоимость ОС |
Учет передачи основных средств в прокат
Организация, применяющая общий режим налогообложения, предоставляет населению технику в прокат. Как оформлять и учитывать в бухгалтерском и налоговом учете такие услуги?
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации