Учет амортизации имущества, предоставленного в аренду
Организация передает основные средства в аренду. Арендатор или арендодатель начисляет амортизацию по переданным в аренду основным средствам?
Юридические аспекты
По договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование (ст. 606 ГК РФ). В силу ст. 608 ГК РФ право сдачи имущества в аренду принадлежит его собственнику.
Таким образом, право собственности на арендованное имущество к арендатору не переходит.
Согласно п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).
В соответствии с п. 3 ст. 607 ГК РФ в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды.
Организации, предоставляющие в прокат имущество, руководствуются правилами, установленными параграфом 2 главы 34 ГК РФ.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету |
Типовые проводки по счету 03: по дебету по счету 02: по кредиту |
В 2018 году Минфин России утвердил Федеральный стандарт бухгалтерского учета 25/2018 "Бухгалтерский учет аренды" (приказ Минфина России от 16.10.2018 N 208н). Это совершенно новый документ, устанавливающий правила формирования в бухгалтерском учете организаций информации об объектах бухучета и при получении, и при предоставлении за плату во временное пользование имущества, а также порядок раскрытия указанной информации в бухгалтерской (финансовой) отчетности. Важно, что ФСБУ 25/2018 будет применяться и к финансовой аренде, заменив устаревшие Указания N 15.
Приказ вступает в силу 6 января 2019 года, однако положения нового стандарта применяются начиная с бухгалтерской (финансовой) отчетности за 2022 год. Организация может принять решение о применении ФСБУ 25/2018 ранее указанного срока, отразив это в бухгалтерской (финансовой) отчетности.
Бухгалтерский учет основных средств (далее - ОС), предназначенных для предоставления во временное пользование ведется в соответствии с:
- ПБУ 6/01 "Учет основных средств" (далее - ПБУ 6/01);
- Методическими указаниями по учету основных средств, утверждены приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания).
С 20 июня 2016 года лица, применяющие упрощенный бухучет (это субъекты малого предпринимательства и некоторые НКО), могут определять первоначальную стоимость основных средств по цене поставщика (продавца) и затрат на монтаж (при их наличии, если они не учтены в цене) либо в сумме, уплачиваемой по договорам строительного подряда и пр. (п. 8.1 ПБУ 6/01).
Кроме того, организация, которая вправе применять упрощенные способы ведения бухучета, может (п. 19 ПБУ 6/01):
- начислять годовую сумму амортизации единовременно по состоянию на 31 декабря отчетного года либо периодически в течение отчетного года за периоды, определенные организацией;
- начислять амортизацию производственного и хозяйственного инвентаря единовременно в размере первоначальной стоимости объектов таких средств при их принятии к бухгалтерскому учёту.
Актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве ОС, если одновременно выполняются условия, перечисленные в п. 4 ПБУ 6/01. ОС, предназначенные исключительно для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование с целью получения дохода, отражаются в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе доходных вложений в материальные ценности (третий абзац п. 5 ПБУ 6/01).
Основные средства, принадлежащие арендодателю на праве собственности и переданные им во временное пользование (аренду), учитываются на балансе собственника (арендодателя) на счете 03 "Доходные вложения в материальные ценности".
В соответствии с п. 49 Методических указаний стоимость объектов ОС, находящихся в организации на праве собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления (включая объекты основных средств, переданные в аренду, безвозмездное пользование, доверительное управление), погашается посредством начисления амортизации, если иное не установлено ПБУ 6/01.
В п. 50 Методических указаний предусмотрено, что начисление амортизации по объектам ОС, сданным в аренду, производится арендодателем.
При передаче имущества в аренду начисление амортизации по таким объектам основных средств производится арендодателем.
Начисление амортизации производится арендодателем одним из способов, предусмотренных п. 18 ПБУ 6/01:
- линейным (см. Учет амортизации основных средств линейным способом;
- способом уменьшаемого остатка (см. Бухгалтерский учет амортизации основных средств способами, отличными от линейного;
- способом списания стоимости по сумме чисел лет срока полезного использования (см. Бухгалтерский учет амортизации основных средств способами, отличными от линейного;
- способом списания стоимости пропорционально объему продукции (работ) (см. также Бухгалтерский учет амортизации основных средств способами, отличными от линейного.
Выбранный способ начисления амортизации организация фиксирует в учетной политике. Порядок расчета амортизации установлен в п. 19 ПБУ 6/01.
Начисление амортизационных отчислений по ОС начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и прекращается с первого числа месяца, следующего за месяцем полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета (п. 21, 22 ПБУ 6/01).
Согласно п. 24 ПБУ 6/01 амортизационные отчисления по объектам ОС начисляются независимо от результатов деятельности организации в отчетном периоде и отражаются в бухгалтерском учете отчетного периода, к которому они относятся.
Амортизация ОС, предоставляемых во временное пользование (временное владение и пользование) с целью получения дохода, учитывается на счете 02 "Амортизация основных средств" обособленно (на отдельном субсчете).
Документооборот
В бухгалтерском и налоговом учете сумма начисленной амортизации отражается организацией в регистре расчета амортизации основных средств (или в другом регистре начисления амортизации, применяемом в организации, например в ведомости), утверждаемом самой организацией (поскольку унифицированные формы таких регистров не утверждены). Примерное содержание регистра-расчета амортизации для целей налогового учета приведено в сообщении МНС РФ от 19.12.2001.
Все формы первичных учетных документов определяются руководителем экономического субъекта, а разрабатываются - лицом, на которое возложено ведение бухгалтерского учета (ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете", далее - Закон N 402-ФЗ).
Закон N 402-ФЗ не предусматривает обязательного применения бланков, которые содержатся в альбомах унифицированных форм. Однако при разработке собственных первичных учетных документов организации могут в качестве образца использовать и унифицированные формы, утвержденные Госкомстатом России.
Первичные документы принимаются к учету, если они содержат обязательные реквизиты, указанные в ч. 2 ст. 9 Закона N 402-ФЗ. При составлении собственных форм рекомендуем также воспользоваться правилами по оформлению документов, приведенными в ГОСТ Р 7.0.97-2016 "Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Организационно-распорядительная документация. Требования к оформлению документов".
Сумма амортизации, начисленной с начала эксплуатации ОС, отражается в инвентарной карточке учета объекта ОС (за основу можно принять форму N ОС-6).
Формы документов Пример Инвентарной карточки учета объекта основных средств ОС-6 |
Налогообложение
Согласно п. 1 ст. 256 НК РФ амортизируемым имуществом признается имущество, результаты интеллектуальной деятельности (РИД) и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности и используются им для извлечения дохода. Амортизируемым признается имущество (а также РИД и иные объекты интеллектуальной собственности) со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более установленного п. 1 ст. 257 НК РФ лимита (с 2016 года - 100 000 рублей).
В случае аренды право собственности на имущество к арендатору не переходит, следовательно, амортизация по имуществу, полученному по договору аренды, арендатором не начисляется. Амортизацию в данном случае начисляет арендодатель.
В налоговом учете первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за минусом НДС и акцизов (п. 1 ст. 257 НК РФ). Подробнее о формировании первоначальной стоимости ОС см. Приобретение основных средств за плату.
В соответствии с п. 1 ст. 258 НК РФ амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования.
Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию данного объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 N 1.
В налоговом учете существует два метода начисления амортизации - линейный и нелинейный (п. 1 ст. 259 НК РФ). Метод начисления амортизации устанавливается налогоплательщиком самостоятельно и закрепляется в учетной политике для целей налогообложения.
Подробнее об амортизации в налоговом учете линейным методом см. Учет амортизации основных средств линейным способом.
Подробнее об амортизации в налоговом учете нелинейным методом см. Учет амортизации основных средств в налоговом учете нелинейным методом.
В январе организация, основным видом деятельности, которой является прокат автомобилей, приобрела автомобиль стоимостью 420 000 руб. (без НДС). Организация установила срок полезного использования автомобиля 7 лет (84 месяца) и выбрала линейный метод начисления амортизации (в налоговом и бухгалтерском учете).
Определим годовую сумму амортизации для целей бухгалтерского учета:
420 000 руб. : 7 лет = 60 000 руб.
Сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит 5000 руб. (60 000 руб. : 12 мес). Ежемесячно в течение года необходимо делать проводку:
Дебет |
Кредит |
Сумма, руб |
Описание |
5000 |
начислена амортизация станка за отчетный месяц |
В налоговом учете сумма ежемесячных амортизационных отчислений составит:
420 000 руб. х ((1 : 84) х 100%) = 5000 руб.
Учет амортизации имущества, предоставленного в аренду
Организация передает основные средства в аренду. Арендатор или арендодатель начисляет амортизацию по переданным в аренду основным средствам?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации