Учет оплаты товаров, работ, услуг с расчетного счета
Организация оплачивает товары (работы, услуги) с расчетного счета. Как данная операция отражается в учете организации? Какими документами это оформляется?
Юридические аспекты
Платежи на территории РФ осуществляются путем наличных и безналичных расчетов (п. 1 ст. 140 ГК РФ). Таким образом, товары (работы, услуги) могут быть оплачены с расчетного счета организации.
Порядок осуществления безналичных расчетов регулируется Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 383-П).
При осуществлении безналичных расчетов в валюте РФ допускаются расчеты:
- платежными поручениями;
- по аккредитиву;
- инкассовыми поручениями;
- чеками;
- в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
- в форме перевода электронных денежных средств.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (п. 1.1 Положения 383-П).
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 1 ст. 863 ГК РФ, п. 1.21 Положения N 383-П).
Платежное поручение действительно к предъявлению в обслуживающий банк в течение 10 календарных дней со дня, следующего за днем его составления (п. 5.5 Положения N 383-П). Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении распоряжения (в том числе и платежного поручения) не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения распоряжения (п. 4.10 Положения N 383-П). Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 51: по кредиту к счету 60: по дебету к счету 76: по дебету |
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте РФ на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях, предназначен счет 51 "Расчетные счета". Списание денежных средств с расчетных счетов организации отражается по кредиту счета 51 "Расчетные счета". Аналитический учет по счету 51 "Расчетные счета" ведется по каждому расчетному счету.
Для обобщения информации о расчетах с поставщиками и подрядчиками за полученные товарно-материальные ценности, принятые выполненные работы и потребленные услуги предназначен счет 60 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками". Также для расчетов с поставщиками (подрядчиками) может использоваться счет 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Оплата товаров (работ, услуг) с расчетного отражается в бухгалтерском учете по дебету счета 60 (76) в корреспонденции с кредитом счета 51.
Документооборот
В соответствии с п. 5.3 Положения N 383-П платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 (приложение 2 к Положению N 383-П). Как правило, платежное поручение выписывается в двух экземплярах. В то же время, банк может потребовать оформление большего количества экземпляров в зависимости от того, каким образом осуществляется платеж, какой документооборот принят в обслуживающем банке.
При заполнении полей платежного поручения на уплату налогов и сборов необходимо руководствоваться Положением N 383-П, а также Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
Процедуры приема к исполнению распоряжений (в том числе платежного поручения) включают:
удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);
контроль целостности распоряжений;
структурный контроль распоряжений;
контроль значений реквизитов распоряжений;
контроль достаточности денежных средств.
Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений (п. 4.1 Положения N383-П)
При оплате платежного поручения банк представляет плательщику экземпляр исполненного распоряжения на бумажном носителе, в котором указывается дата исполнения, проставляется штамп банка и подпись уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение (п. 4.7 Положения 383-П).
При оплате товаров (работ, услуг) в поле "Назначение платежа" обязательно должны быть указаны сумма НДС, подлежащая уплате поставщику, и реквизиты договора, счета или счета-фактуры, на основании которых перечисляются деньги.
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При методе начисления расходы, принимаемые для целей налогообложения, признаются таковыми в том отчетном (налоговом) периоде, к которому они относятся, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и (или) иной формы их оплаты и определяются с учетом положений статей 318 - 320 НК РФ (ст. 272 НК РФ). Таким образом, перечисление оплаты за товары, работы, услуги при методе начисления не приводит к возникновению расходов в налоговом учете. Перечисление аванса (предоплаты) также не приводит к возникновению расходов при использовании метода начисления (п. 14 ст. 270 НК РФ).
Согласно п. 3 ст. 273 НК РФ при кассовом методе расходами налогоплательщиков признаются затраты только после их фактической оплаты.
НДС
Перечисление денежных средств в оплату товаров (работ, услуг) не оказывает влияния на принятие к вычету НДС по этим приобретениям, поскольку НДС принимается к вычету при выполнении трех условий (п. 2 ст. 171,п. 1 ст. 172 НК РФ):
- товары (работы, услуги) приобретены для использования в деятельности, облагаемой НДС;
- товары (работы, услуги) оприходованы (приняты к учету) на основании соответствующих первичных документов;
- имеются надлежаще оформленный счет-фактура поставщика.
О вычете НДС при предварительной оплате см. Учет перечисления поставщику аванса с расчетного счета.
Торговая организация по договору купли-продажи приобрела партию товаров на сумму 118 000 руб., в том числе НДС - 18 000 руб. Товары были получены от поставщика и в том же периоде оплачены с расчетного счета.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
100 000 | приняты товары на учет | ||
18 000 | учтен НДС | ||
18 000 | принят к вычету НДС по приобретенному товару | ||
118 000 | оплачен товар с расчетного счета |
Учет оплаты товаров, работ, услуг с расчетного счета
Организация оплачивает товары (работы, услуги) с расчетного счета. Как данная операция отражается в учете организации? Какими документами это оформляется?
Формы документов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации