Учет перечисления налогов и сборов с расчетного счета
Организация с расчетного счета производит уплату налогов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Юридические аспекты
В соответствии с п. 4 ст. 58 НК РФ уплата налога производится в наличной или безналичной форме. Однако уплата налогов и сборов в бюджет юридическими лицами производится только в безналичном порядке через расчетный счет.
С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (четвертый абзац п. 1 ст. 45 НК РФ).
Порядок осуществления безналичных расчетов регулируется Положением Банка России от 19.06.2012 N 383-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 383-П).
При осуществлении безналичных расчетов в валюте РФ допускаются расчеты:
- платежными поручениями;
- по аккредитиву;
- инкассовыми поручениями;
- чеками;
- в форме перевода денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование);
- в форме перевода электронных денежных средств.
Формы безналичных расчетов избираются плательщиками, получателями средств самостоятельно и могут предусматриваться договорами, заключаемыми ими со своими контрагентами (п. 1.1 Положения 383-П).
Платежным поручением является распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживающему его банку, оформленное расчетным документом, перевести определенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. Платежное поручение исполняется банком в срок, предусмотренный законодательством, или в более короткий срок, установленный договором банковского счета либо определяемый применяемыми в банковской практике обычаями делового оборота (п. 1 ст. 863 ГК РФ, п. 1.21 Положения N 383-П).
Исполнение организацией обязанности по уплате налогов может осуществляться путем предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога с расчетного (текущего) счета.
Банк обязан информировать плательщика по его требованию об исполнении распоряжения (в том числе и платежного поручения) не позднее рабочего дня, следующего за днем исполнения распоряжения (п. 4.10 Положения N 383-П). Порядок информирования плательщика определяется договором банковского счета.
Согласно пп. 1 п. 3 ст. 45 НК РФ обязанность по уплате налога считается исполненной с момента предъявления в банк поручения на перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика (со счета иного лица в случае уплаты им налога за налогоплательщика) в банке при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 51: по кредиту к счету 68: по дебету/по кредиту |
В соответствии с Инструкцией по применению Плана счетов бухгалтерского учета для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам предназначен счет 68 "Расчеты по налогам и сборам". Аналитический учет по счету 68 ведется по видам налогов.
Счет 68 кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) ко взносу в бюджеты, в корреспонденции со счетом 99 "Прибыли и убытки" - на сумму налога на прибыль, со счетом 70 "Расчеты с персоналом по оплате труда" - на сумму НДФЛ и т.д.
По дебету счета 68 отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы НДС, принятые к вычету и списанные со счета 19 "НДС по приобретенным ценностям".
Суммы налогов и сборов, фактически перечисленные в бюджет, отражаются по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 51 "Расчетные счета".
Уплату налога за налогоплательщика третьим лицом (это разрешено с 30 ноября 2016 года) мы предлагаем отражать по дебету счета 68 в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами".
Документооборот
В соответствии с п. 5.3 Положения N 383-П платежное поручение составляется на бланке формы 0401060 (приложение 2 к Положению N 383-П). Как правило, платежное поручение выписывается в двух экземплярах. В то же время, банк может потребовать оформление большего количества экземпляров в зависимости от того, каким образом осуществляется платеж, какой документооборот принят в обслуживающем банке.
При заполнении полей платежного поручения на уплату налогов и сборов необходимо руководствоваться Положением N 383-П, а также Правилами указания информации, идентифицирующей плательщика, получателя средств в распоряжениях о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему Российской Федерации, утвержденными приказом Минфина России от 12.11.2013 N 107н.
Процедуры приема к исполнению распоряжений (в том числе платежного поручения) включают:
- удостоверение права распоряжения денежными средствами (удостоверение права использования электронного средства платежа);
- контроль целостности распоряжений;
- структурный контроль распоряжений;
- контроль значений реквизитов распоряжений;
- контроль достаточности денежных средств.
Банки могут дополнительно устанавливать, в том числе в договорах, иные процедуры приема к исполнению распоряжений (п. 4.1 Положения N383-П)
При оплате платежного поручения банк представляет плательщику экземпляр исполненного распоряжения на бумажном носителе, в котором указывается дата исполнения, проставляется штамп банка и подпись уполномоченного лица банка. При этом штампом банка плательщика может одновременно подтверждаться прием к исполнению распоряжения на бумажном носителе и его исполнение (п. 4.7 Положения 383-П).
Обратите также внимание на Разъяснения ФНС России от 12.03.2014 "О порядке указания УИН при заполнении распоряжений о переводе денежных средств в счет уплаты налогов (сборов) в бюджетную систему Российской Федерации" о порядке проставления реквизита УИН. Также разъяснения о порядке указания УИН (в случае его наличия) содержатся в письме ЦБ РФ от 26.11.2013 N 45-7-1/121.
В информации ФНС России от 06.05.2014 и в письме ФНС России от 23.04.2014 N ЗН-4-1/7818@ изложен порядок заполнения платежных поручений на перечисление налогов (сборов) налогоплательщиками Республики Крым и города федерального значения Севастополь.
Пример платежного поручения (страховые взносы)
Пример платежного поручения (налоги)
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
Согласно пп. 1 п. 7 ст. 272 НК РФ при методе начисления для расходов в виде сумм налогов (авансовых платежей по налогам), сборов, страховых взносов и иных обязательных платежей датой осуществления признается, если иное не установлено статьями 261, 262, 266 и 267 НК РФ, дата начисления налогов (сборов). Таким образом, независимо от даты уплаты сумма налога (сбора и т.п.) учитывается при налогообложении прибыли на дату начисления, то есть в том налоговом (отчетном) периоде, за который предоставляется декларация (расчет) по этому налогу, сбору и пр. См. письмо УФНС РФ по г. Москве от 06.08.2008 N 21-11/073877.1@, письма Минфина России от 16.02.2009 N 03-03-06/2/22, от 26.09.2007 N 03-03-06/2/185, от 06.03.2007 N 03-03-06/1/149 (п. 1).
Организация заключила с физическим лицом договор подряда на выполнение ремонтных работ производственных помещений. Физическое лицо не является сотрудником фирмы, а также не зарегистрировано в качестве предпринимателя. Стоимость работ составляет 30 000 рублей. Организация, как налоговый агент, при выплате дохода физлицу обязана удержать и перечислить в бюджет НДФЛ по ставке 13%.
В бухгалтерском учете организации будут сделаны следующие записи:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
30 000 | начислено вознаграждение по договору подряда | ||
68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" | 3900 | удержан НДФЛ с вознаграждения, начисленного исполнителю | |
26 100 | выплачено вознаграждение по договору подряда | ||
68, субсчет "Расчеты по НДФЛ" | 3900 | перечислен в бюджет НДФЛ, удержанный с дохода физического лица |
Возможные риски
Можно ли организациям уплачивать налоги и сборы наличными минуя расчетный счет, например, через физическое лицо - представителя организации? (актуально до 30 ноября 2016 года)
В п. 4 ст. 58 НК РФ налогоплательщикам предоставлено право производить уплату налога в наличной или безналичной форме.
Положительная практика
Суды не согласны с такой позицией, подтверждая право уплаты налогов юридическими лицами через своих представителей. Но при условии, что из платежных документов следует, что уплата произведена от лица организации, указаны реквизиты организации (адрес, ИНН), реквизиты налогового органа (ИНН, номер счета получателя платежа, БИК), наименование платежа (соответствующий налог), а также что суммы налога уплачены за счет средств организации.
Следует отметить, что Минфин России в письме от 04.10.2007 N 03-05-06-03/59 фактически поддержал налогоплательщика. Специалисты Минфина России ссылаются на позицию Конституционного Суда РФ (определение от 22.01.2004 N 41-О), согласно которой налоги могут быть уплачены в том числе наличными деньгами через законного или уполномоченного представителя. В этом случае обязанность по уплате налогов будет исполнена, необходима лишь четкая идентификация налогоплательщика (организации).
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(+) письмо Минфина России от 19 декабря 2014 г. N 03-05-04-03/65941
(+) письмо Минфина России от 28 октября 2013 г. N 03-05-05-03/45599
(+) письмо Минфина России от 4 февраля 2013 г. N 03-05-04-03/2261
(+) письмо Минфина России от 4 октября 2007 г. N 03-05-06-03/59
Акты судебных органов:
(+) постановление АС Московского округа от 9 июня 2016 г. N Ф05-7462/16
(+) постановление Двенадцатого ААС от 3 ноября 2015 г. N 12АП-10805/15
(+) постановление Тринадцатого ААС от 1 апреля 2015 г. N 13АП-4795/15
(+) постановление АС Поволжского округа от 17 февраля 2015 г. N Ф06-19755/13
(+) постановление Третьего ААС от 15 октября 2013 г. N 03АП-3701/13
(+) постановление Семнадцатого ААС от 4 сентября 2013 г. N 17АП-9125/13
(+) постановление ФАС Центрального округа от 18 января 2012 г. N Ф10-4913/11
(+) определение ВАС РФ от 11 апреля 2011 г. N ВАС-3950/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
(+) определение Конституционного Суда РФ от 22 января 2004 г. N 41-О
(+) определение ВАС РФ от 2 октября 2008 г. N 12728/08
(+) определение ВАС РФ от 12 февраля 2009 г. N 1438/09
(+) постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 9 декабря 2008 г. N Ф08-7449/2008
(+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 11 июня 2008 г. N А42-6790/2007
(+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 28 сентября 2007 г. N А42-7072/2006
(+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 24 сентября 2007 г. N А42-7077/2006
(+) постановление ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2007 г. N А42-7073/2006
(+) постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 28 сентября 2005 г. N А19-4346/05-45-Ф02-4752/05-С1
Отрицательная практика
Однако ст. 5 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности" предусмотрено, что в рамках проведения банковских операций допускается осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов только по поручению физических лиц. При этом осуществление расчетов по поручению юридических лиц производится по их банковским счетам.
Таким образом, налогоплательщики - юридические лица могут уплачивать в бюджет налоги только через свой расчетный счет. Подобное мнение изложено в совместном письме ЦБР и МНС РФ от 12 ноября 2002 г. N 151-Т, ФС-18-10/2, в котором контролирующие органы отмечают, что налогоплательщики-организации при уплате налогов и сборов не вправе вносить в банки наличные денежные средства для перечисления их на счета по учету доходов соответствующих бюджетов, минуя свои банковские счета. Аналогичной точки зрения придерживается и Минфин России. С таким выводом соглашаются и некоторые судебные органы.
При этом если банк все же принял платеж по квитанции от уполномоченного представителя организации (в том числе учредителя, директора), то налоговые органы могут признать ненадлежащим исполнение обязанности по уплате налога таким способом.
Письма Минфина России и ФНС (УФНС):
(-) письмо ФНС России от 18 августа 2015 г. N ПА-4-1/14590@
(-) письмо ФНС России от 31 марта 2015 г. N БС-4-11/5231@
(-) письмо Минфина России от 5 марта 2015 г. N 03-01-11/
(-) письмо Минфина России от 11 июля 2014 г. N 03-02-08/33873
(-) письмо ФНС России от 11 декабря 2013 г. N ЗН-4-1/22320@
(-) письмо Минфина России от 24 октября 2013 г. N 03-02-07/1/44732
(-) письмо Минфина России от 18 ноября 2011 г. N 03-02-07/1-396
(-) письмо Минфина России от 16 декабря 2009 г. N 03-02-07/2-207
(-) письмо Минфина России от 11 марта 2009 г. N 03-02-07/1-118
(-) письмо Минфина России от 13 апреля 2007 г. N 03-02-07/1-177
(-) письмо ЦБР и МНС РФ от 12 ноября 2002 г. N 151-Т, ФС-18-10/2 "Об отдельных вопросах, связанных с уплатой организациями налогов и сборов"
Акты судебных органов:
(-) постановление ФАС Северо-Западного округа от 23.12.2008 N А42-865/2008
Учет перечисления налогов и сборов с расчетного счета
Организация с расчетного счета производит уплату налогов. Как отразить в бухгалтерском и налоговом учете эту операцию?
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации