Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды)
Организации, применяющей общую систему налогообложения, начислен штраф и пени по налогам (взносам). Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете?
Юридические аспекты
ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО НАЛОГАМ И СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
С 30 ноября 2016 года уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом (четвертый абзац п. 1 ст. 45 НК РФ).
В соответствии с п. 1 ст. 75 НК РФ пеня - денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах (п. 2 ст. 75 НК РФ).
Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящей статьей и главами 25 и 26.1 НК РФ. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога. Процентная ставка пени принимается равной 1/300 действующей в это время ставки рефинансирования ЦБ РФ.
С 2016 года значение ставки рефинансирования приравнено к значению ключевой ставки Банка России (Указание Банка России от 11.12.2015 N 3894-У).
Пени по налогам рассчитываются по формуле:
,
где:
П - сумма пеней по налогу, сбору, взносу;
СН - неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);
- ставка рефинансирования ЦБ РФ (в %);
Дн - количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)
Воспользуйтесь калькулятором
Согласно ст. 106 НК РФ налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является установление факта совершения данного нарушения решением налогового органа, вступившим в силу. Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора, страховых взносов) и пени (п. 3, п. 5 ст. 108 НК РФ).
В соответствии со ст. 114 НК РФ налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 НК РФ.
Согласно ст. 122 НК РФ неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения базы, иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) влечет взыскание штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Деяния, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40% от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов). Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (базы для исчисления страховых взносов) штрафуется по ст. 120 НК РФ.
История вопроса
ПЕНИ И ШТРАФЫ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ (по 31 декабря 2016 года)
Обеспечение исполнения обязанности по уплате страховых взносов в ПФР, ФСС, ФФ ОМС регулируется главой 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - закон N 212-ФЗ).
Пенями признается установленная ст. 25 Закона N 212-ФЗ денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом N 212-ФЗ сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (ч. 1, ч. 2 ст. 25 Закона N 212-ФЗ).
Пени по страховым взносам рассчитываются по формуле:
,
где:
П - сумма пеней по налогу, сбору, взносу;
СН - неуплаченная в установленные сроки сумма налога (сбора, взноса);
- ставка рефинансирования ЦБ РФ (в %);
Дн - количество календарных дней просрочки уплаты налога (сбора, взноса)
Воспользуйтесь калькулятором
Согласно ст. 47 Закона N 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов. Деяния, предусмотренные ч. 1 ст. 47 Закона N 212-ФЗ, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.
Бухгалтерский учет
Инструкция к счету | Типовые проводки к счету 68: по дебету/по кредиту к счету 69: по дебету/по кредиту к счету 99: по дебету |
В соответствии с п. 4 ПБУ 10/99 "Расходы организации" расходы в зависимости от их характера, условий осуществления и направлений деятельности организации подразделяются на:
- расходы по обычным видам деятельности;
- прочие расходы.
Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. 5 ПБУ 10/99). Расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими (п. 4 ПБУ 10/99).
Однако пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), в отличие от штрафов за нарушение условий договоров, не являются прочими расходами организации (п. 12 ПБУ 10/99).
При этом конечный финансовый результат отчетного периода (чистая прибыль или чистый убыток) отражается в бухгалтерском балансе за минусом налогов и иных обязательных платежей, включая санкции за несоблюдение правил налогообложения (п. 83 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 N 34н, далее - Положение по ведению бухгалтерского учета).
В соответствии с Планом счетов, суммы причитающихся налоговых санкций (в том числе штрафов) отражаются по дебету счета 99 "Прибыли и убытки" в корреспонденции со счетом 68 "Расчеты по налогам и сборам" (см. также письмо Минфина России от 15.02.2006 N 07-05-06/31). Санкции по страховым взносам в бухгалтерском учете отражаются аналогичным образом в корреспонденции со счетом 69 "Расчеты по социальному страхованию и обеспечению".
Таким образом, в бухгалтерском учете пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), отражаются записями :
Дебет | Кредит | Описание |
начислены пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды) | ||
сумма санкций перечислена в бюджет (в фонд) |
Следует отметить, что пени, штрафы и иные санкции, проценты необходимо отражать в бухгалтерском учете только в том случае, если организация согласна с результатами проверки, выставленными требованиями либо уже вступило в силу решение суда.
Отражение в учете неурегулированных сумм по расчетам с бюджетом не допускается (п. 74 Положения по ведению бухгалтерского учета).
При этом начисление штрафов и пеней отражается в том периоде, в котором было вынесено решение по акту проверки (или вступило в силу судебное решение).
Документооборот
В соответствии с ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон N 402-ФЗ) каждый факт хозяйственной жизни подлежит оформлению первичным учетным документом. На основании первичных документов ведется бухгалтерский учет. Первичный учетный документ должен быть составлен в момент совершения операции, а если это не представляется возможным - непосредственно после ее окончания (ч. 3 ст. 9 Закона N 402-ФЗ).
Основанием для начисления пеней, штрафов и иных санкций являются:
- требование об уплате пеней, штрафов - в случае предъявления такого требования налоговыми органами;
- судебное решение - в случае присуждения их уплаты судом;
- другие документы, выставляемые органами, которым законодательством Российской Федерации, предоставлено право наложения штрафных санкций;
- бухгалтерская справка-расчет - в случае самостоятельного исчисления пеней налогоплательщиком.
С 2011 года действуют формы бухгалтерской отчетности, утвержденные приказом Минфина России от 02.07.2010 N 66н. В форме Отчета о финансовых результатах пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды) могут быть отражены по строке 2460 "Прочее".
В налоговой отчетности (в декларации по налогу на прибыль) пени, штрафы и иные санкции, проценты, перечисляемые в бюджет (фонды), не отражаются.
Пример Отчета о финансовых результатах
Налогообложение
НАЛОГ НА ПРИБЫЛЬ
При расчете налогооблагаемой прибыли в состав расходов не включаются расходы в виде пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет(в государственные внебюджетные фонды), процентов, подлежащих уплате в бюджет в соответствии со ст. 176.1 НК РФ, а также взимаемых государственными организациями, которым законодательно предоставлено право наложения указанных санкций (п. 2 ст. 270 НК РФ).
Так, например, не учитываются при расчете налоговой базы санкции, наложенные государственными организациями в соответствии с закрепленными за ними правами:
- пени за просрочку арендных платежей по аренде имущества, находящегося в государственной собственности, уплаченные арендатором в федеральный бюджет (письмо Минфина России от 10.11.2005 N 03-03-04/4/83);
- административные штрафы, предъявленные налогоплательщику уполномоченными органами по контролю за соблюдением строительными организациями установленных правил осуществления строительных работ (письмо УФНС по г. Москве от 22.12.2005 N 20-12/95332);
- исполнительский сбор (письма Минфина РФ от 08.04.2009 N 03-03-06/1/227 и от 06.10.2005 N 03-03-04/1/159, письмо УФНС по г. Москве от 09.08.2005 N 20-12/56815 и постановления ФАС Северо-Западного округа от 25.06.2007 N А56-51992/2005, ФАС Поволжского округа от 24.05.2007 N А49-4493/2006-26, ФАС Уральского округа от 18.11.2008 N Ф09-8443/08-С3);
- административные штрафы, предусмотренные нормами КоАП РФ, взимаемые государственными органами, которым законодательством РФ предоставлено право наложения указанных санкций.
Организация не перечислила вовремя налог на прибыль и решила самостоятельно рассчитать и уплатить пени. Сумма налога, подлежащего уплате в бюджет не позднее 28 апреля, составляет 12 000 руб., фактически налог был уплачен 25 мая того же года.
Пени требуется рассчитать за период с 29 апреля по 25 мая (со следующего дня, после срока уплаты по дату уплаты налога включительно). Предположим, ставка рефинансирования в указанный период составляла:
- до 30 апреля - 8,25%;
- с 30 апреля - 8%.
Для расчета суммы пеней необходимо определить количество календарных дней, приходящееся на время действия ставки рефинансирования ЦБ РФ.
На период действия ставки рефинансирования 8,25% приходится 1 календарный день (29 апреля); на период действия ставки рефинансирования 8% приходится 26 календарных дней (с 30 апреля по 25 мая).
Сумма пени, подлежащая уплате в бюджет, составляет:
(12 000 руб. х 1 дн. х 8,25% : 300) + (12 000 руб. х 26 дн. х 8% : 300) = 86,50 руб.
В бухгалтерском учете операция отражается проводками:
Дебет | Кредит | Сумма, руб | Описание |
68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" | 86,50 | начислены пени за несвоевременную уплату налога на прибыль за 1 квартал | |
68, субсчет "Расчеты по налогу на прибыль" | 86,50 | уплачены пени по налогу на прибыль |
Учет пеней, штрафов и иных санкций, перечисляемых в бюджет (фонды)
Организации, применяющей общую систему налогообложения, начислен штраф и пени по налогам (взносам). Как отразить их в бухгалтерском и налоговом учете?
Калькуляторы
Формы документов
Построить список
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Информационный блок "Энциклопедия решений. Хозяйственные ситуации" - это удобная и наглядная база решений наиболее острых вопросов, возникающих в деятельности предприятия.
Единицей информации является хозяйственная ситуация - некое событие в жизни компании, приводящее к изменению ее экономических показателей.
В Энциклопедии каждая ситуация рассматривается с разных точек зрения, сопровождается всесторонними комментариями, на основе которых Вы сможете быстро найти ответ на вопрос и спланировать свои дальнейшие действия.
Материал подготовлен специалистами компании "Гарант"
См. информацию об обновлениях Энциклопедии
См. содержание Энциклопедии решений. Хозяйственных ситуации