Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 12 января 2012 г. N 33-221
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Ермиловой В.В. и судей Вьюговой Н.М., Чубаровой Н.В.
при секретаре Виноградовой Н.Ю.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Ермиловой В.В. дело по кассационной жалобе Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области на решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 августа 2011 г., которым постановлено исковые требования Костенко М.М. к Государственному учреждению - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью удовлетворить; признать за Костенко М.М. право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 закона РФ "О трудовых пенсиях в РФ"; обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области включить в подсчет стажа, дающего право на назначение досрочной трудовой пенсии в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 закона РФ "О трудовых пенсиях" Костенко М.М. периоды ее работы: с 01.11.1982 г. по 22.05.1988 г., с 02.02.1999 г. по 18.03.2001 г., с 01.05.2001 г. по 27.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 27.01.2003 г., с 01.03.2003 г. по 14.10.2007 г., с 24.11.2007 г. по 31.03.2008 г., с 01.04.2008 г. по 07.04.2008 г., с 24.05.2008 г. по 20.08.2008 г., с 22.08.2008 г. по 01.09.2010 г., с 19.03.2001 г. по 30.04.2001 г., с 28.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 28.01.2003 г. по 28.02.2003 г., с 08.04.2008 г. по 23.05.2008 г.,
обязать Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области назначить Костенко М.М. досрочную трудовую пенсию по старости с 01.09.2010 года, установила:
Костенко М.М. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии по старости в связи с медицинской деятельностью, указывая, на то, что она 01.09.2010 г. обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии в связи с медицинской деятельностью, однако в назначении пенсии ей было отказано в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", из-за отсутствия у нее требуемого медицинского стажа 30 лет, при этом необоснованно не были засчитаны в специальный стаж периоды ее работы: с 01.11.1982 г. по 22.05.1988 г., с 02.02.1999 г. по 18.03.2001 г., с 01.05.2001 г. по 27.11.2002 г., с 01.01.2003 г. по 27.01.2003 г., с 01.03.2003 г. по 14.10.2007 г., с 24.11.2007 г. по 31.03.2008 г., с 01.04.2008 г. по 07.04.2008 г., с 24.05.2008 г. по 20.08.2008 г., с 22.08.2008 г. по 01.09.2010 г., с 19.03.2001 г. по 30.04.2001 г., с 28.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 28.01.2003 г. по 28.02.2003 г., с 08.04.2008 г. по 23.05.2008 г., когда истец занималась медицинской деятельностью.
Костенко М.М. в судебное заседание явилась, исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика иск не признал.
Судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого с вынесением нового решения просит Государственное учреждение - Главное управление Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области в кассационной жалобе, поступившей 18 августа 2011 г.
Согласно ст. 2 Федерального закона от 9 декабря 2010 г. N 353-ФЗ "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации" апелляционные, кассационные и надзорные жалобы и представления прокурора, не рассмотренные на день вступления в силу настоящего Федерального закона, рассматриваются по правилам, действовавшим на день их подачи в суд соответствующей инстанции.
В заседание суда второй инстанции представитель ответчика Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области не явился, ответчик представил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Руководствуясь ст. 354 ГПК РФ, действовавшей до 1 января 2012 г., судебная коллегия сочла возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав объяснения Костенко М.М., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене или изменению обжалуемого решения.
При разрешении спора суд руководствовался ст. 187 Трудового кодекса РФ, пп. 20 п. 1 ст. 27, ст. 19 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная деятельность которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 464, Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правилами исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденным постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. N 1066 (далее Списки), постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", постановлением Минтруда РФ от 03.10.2002 г. N 66 "Об установлении тождества наименования учреждения "Станция скорой и неотложной медицинской помощи" наименованию учреждения "Станция скорой медицинской помощи", Приказом Минздрава РФ от 26.03.1999 г. N 100 "О совершенствовании организации скорой медицинской помощи населению Российской Федерации", приказом Минздравсоцразвития РФ от 31.05.2006 г. N 435 "Об установлении тождества наименований должностей "Фельдшер выездной бригады", "Фельдшер скорой помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи", "Фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи" и "Фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи" наименованию должности "Фельдшер".
Судом установлено, что засчитать истцу в специальный стаж пенсионным органам не представилось возможным периоды ее работы: с 01.11.1982 г. по 22.05.1988 г. - в должности диспетчера отдела акушерства скорой и неотложной медицинской помощи, поскольку должность не предусмотрена Списками, с 02.02.1999 г. по 18.03.2001 г. - в должности старшего фельдшера станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, так как не подтверждено осуществление истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 01.05.2001 г. по 27.11.2002 г. - в должности фельдшера государственного бюджетного учреждения г. Москвы Станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, так как не подтверждено осуществление истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 01.01.2003 г. по 27.01.2003 г., с 01.03.2003 г. по 14.10.2007 г., с 24.11.2007 г. по 31.03.2008 г. - в должности старшего фельдшера государственного бюджетного учреждения г. Москвы станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, так как не подтверждено осуществление истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, с 1.04.2008 г. по 7.04.2008 г. - в должности акушерки бригады по транспортировке больных и рожениц государственного бюджетного учреждения г. Москвы станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, так как должность не предусмотрена Списками, с 24.05.2008 г. по 20.08.2008 г., с 22.08.2008 г. по 1.09.2010 г. - в должности акушерки бригады по транспортировке больных и рожениц государственного бюджетного учреждения г. Москвы станция скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, так как должность не предусмотрена Списками, с 19.03.2001 г. по 30.04.2001 г., с 28.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 28.01.2003 г. по 28.02.2003 г., с 8.04.2008 г. по 23.05.2008 г., так как истец находилась на курсах повышения квалификации.
С 05.03.1980 г. истец была зачислена на должность акушерки в штат 10 подстанции Станции скорой медицинской помощи, 01.11.1982 г. была переведена на должность диспетчера в отдел акушерства.
В соответствии с действующим в период с 23.12.1961 г. по 25.06.1981 г. штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными приказом Минздрава СССР от 23.12.1961 г. N 570 в штатных расписаниях Станций скорой медицинской помощи должна быть предусмотрена с 23.12.1961 г. по 25.06.1981 г. должность среднего медицинского работника диспетчер-фельдшер. Однако в ряде штатных расписаниях Станций скорой медицинской помощи г. Москвы, действовавших в названные годы, ошибочно указано наименование должности "диспетчер". В связи с указанным 01.02.2002 г. п. 1 приказа N 136 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы наименование должности "диспетчер" заменено наименованием данной должности на должность "диспетчер-фельдшер". П. 2 вышеуказанного приказа должность "диспетчер-фельдшер" с 25.06.1981 г. заменена на должность "фельдшер (медсестра) по приему и передаче вызовов" согласно штатным нормативам, утвержденным приказом Минздрава СССР от 25.06.1981 г. N 693.
Истец направлялась на курсы повышения квалификации по инициативе работодателя, что подтверждается приказами, архивными справками, сертификатами.
Во время обучения истец не прерывала трудовых отношений с работодателем, числилась в штате работников, ей начислялась заработная плана на Станции. Повышение квалификации является обязательным условием трудового договора и предусматривается должностными обязанностями, не выполнение которых влечет отстранение от работы. Работодатель предъявляет определенные требования к уровню профессиональной подготовки медицинских работников требует их постоянного повышения, документального подтверждения квалификации и медицинских навыков.
В соответствии с архивными справками, записями в трудовой книжке истец работала в должности фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы.
На работу в должности фельдшера принимается лицо, имеющее среднее медицинское образование по специальности "лечебное дело", квалификации "фельдшер". Для работы на указанной должности истец должна иметь специальную подготовку или опыт работы по оказанию медицинской помощи при неотложных состояниях, угрожающих жизни заболеваниях и владеть методами реанимации.
За все время работы на Станции, включая спорные периоды времени, в соответствии с должностными и функциональными обязанностями работников Станции по своей должности истец выполняла следующие основные функции: оказание в минимально короткие сроки и в максимально полном объеме экстренной медицинской помощи больным и пострадавшим на догоспитальном этапе, включая доставку в ЛПУ по экстренным показаниям; доставка или участие в доставке больных и пострадавших в стационары города по заявкам ЛПУ в случаях, когда по состоянию здоровья они нуждаются в доставке в стационар в сопровождении медицинского работника; истец должна была знать содержание медицинского ящика и фармокодинамику лекарственных средств, владеть имеющейся на оснащении бригады аппаратурой, техникой наложения шин, быстро ориентироваться в различных сложных ситуациях (ДТП, массовых отравлений и т.д.). По своей должности истец несет ответственность за противоправные действия или бездействия, который могут причинить ущерб здоровью пациента или повлечь его смерть.
Исследовав обстоятельства дела, дав оценку объяснениям сторон, представленным доказательствам, суд пришел к выводу о том, что спорные периоды подлежат включению в специальный стаж истца, поскольку каких-либо доводов, опровергающих представленные истцом доказательства не представлено. Истец в спорные периоды работала на должности среднего медицинского персонала в лечебно-профилактическом учреждении - Станции скорой и неотложной медицинской помощи, работа в должности фельдшера является деятельностью по охране здоровья населения. При включении спорных периодов в подсчет специального стажа истца у нее имеется необходимый 30-летний стаж для назначения трудовой пенсии по старости. Пенсия истцу, обратившейся за назначением пенсии 01.09.2010 г., должна быть назначена с 01.09.2010 г.
В кассационной жалобе ответчик настаивает на законности и обоснованности решения, которым период работы истца с 01.11.1982 г. по 22.05.1988 г. в должности диспетчера отдела акушерства Станции скорой и неотложной медицинской помощи, не был включен в подсчет специального стажа, так как наименование должности не соответствует Списку должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденным постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N781; Период работы истца с 02.02.1999 г. по 18.03.2001 г. в должности старшего фельдшера Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, не был включен в подсчет специального трудового стажа, так как не подтвержден факт осуществления лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; периоды работы истца с 1.05.2001 г. по 27.11.2002 г., с 1.03.2003 г. по 14.10.2007 г., с 24.11.2007 г. по 31.03.2008 г. в должности старшего фельдшера Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова, не был включен в подсчет специального трудового стажа, так как не подтвержден факт осуществления истцом лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения; периоды работы истца с 01.04.2008 г. по 07.04.2008 г., с 24.05.2008 г. по 20.08.2008 г., с 22.08.2008 г. по 01.09.2008 г. в должности акушерки бригады по транспортировке больных и рожениц Государственного бюджетного учреждения г. Москвы Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова не был включен в подсчет специального стажа, так как наименование должности не соответствует Спискам; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с 19.03.2001 г. по 30.04.2001 г., с 28.11.2002 г. по 31.12.2002 г., с 28.01.2003 г. по 28.02.2003 г., с 8.04.2008 г. по 23.05.2008 г. не были включены в подсчет специального стажа, так как в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" данные периоды не подлежат включению в подсчет специального стажа.
Данное решение, изложенные в нем доводы проверялись судом первой инстанции и получили надлежащую оценку, не согласиться с которой судебная коллегия не находит оснований, так как она соответствует установленным на основании представленных доказательств обстоятельствам дела и нормам материального права. Судом первой инстанции проверены характер и условия работы истца в спорные периоды.
Кроме того, на момент осуществления истцом деятельности в период с 01.11.1982 г. по 22.05.1988 г. действовал Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, которым предусмотрена должность фельдшера учреждения скорой медицинской должности независимо от наименования должности. Указанное Постановление утратило силу только с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Правительства РФ от 22 сентября 1993 г. N 953. В соответствии с действующим в период с 23.12.1961 г. по 25.06.1981 г. штатными нормативами медицинского персонала, утвержденными приказом Минздрава СССР от 23.12.1961 г. N 570 в штатных расписаниях Станций скорой медицинской помощи должна быть предусмотрена с 23.12.1961 г. по 25.06.1981 г. должность среднего медицинского работника диспетчер-фельдшер. 01.02.2002 г. п. 1 приказа N 136 Станции скорой и неотложной медицинской помощи им. А.С. Пучкова г. Москвы наименование должности "диспетчер" заменено наименованием данной должности на должность "диспетчер-фельдшер".
В дальнейшем такие должности как фельдшер и акушерка были предусмотрены Списками.
Не находя оснований к отмене или изменению решения суда по доводам кассационной жалобы, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г., судебная коллегия, определила:
решение Лефортовского районного суда г. Москвы от 11 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного учреждения - Главного управления Пенсионного фонда РФ N 3 по г. Москве и Московской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.