Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 16 января 2012 г. N 33-468/12
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Гербекова Б.И.
и судей Лашкова А.Н., Пендюриной Е.М.,
при секретаре Александрове Д.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Пендюриной Е.М. дело по кассационной жалобе Гурьева И.Ф. на решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 августа 2011 г., которым постановлено:
В удовлетворении иска Гурьева И.Ф. к Правительству Москвы, третьи лица Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы, Префектура Северного административного округа города Москвы, управа Савеловского района города Москвы, Гурьев В.И., Гурьева Н.П., Чернышова Н.В., Гурьев М.В., об обеспечении жилым помещением, - отказать, установила:
Гурьев И.Ф. обратился в суд с исковым заявлением, в котором с последующими изменениями, поданными 21 сентября 2010 года, просил:
- обязать Правительство Москвы обеспечить его и членов его семьи в составе 5 человек жилым помещением по установленным нормам.
В судебном заседании Гурьев И.Ф. заявленные требования поддержал, дал объяснения по доводам и основаниям, изложенным в иске.
Третьи лица Гурьев В.И., Гурьева Н.П. исковые требования поддержали.
Представители Правительства Москвы и Департамента жилищной политики и жилищного фонда города Москвы исковые требования Гурьева И.Ф. не признали.
Управа Савеловского района города Москвы, Префектура Северного административного округа города Москвы, Гурьев М.В., Чернышова Н.В. надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, в суд не явились.
Суд первой инстанции постановил вышеназванное решение, об отмене которого просит Гурьев И.Ф. по доводам кассационной жалобы.
Представители Правительства Москвы, Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, Префектуры САО г. Москвы, Управы Савеловского района г. Москва, Гурьев В.И., Гурьева Н.П., Чернышова Н.В., Гурьев М.В. будучи надлежащим образом извещенными о рассмотрении дела в кассационной инстанции в судебное заседание не явились, дело рассмотрено в их отсутствие.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, заслушав Гурьева И.Ф., полагает, что доводы кассационной жалобы не могут быть положены в основу отмены решения по настоящему делу по следующим основаниям.
В соответствии с нормами п. 1 ст. 195 ГПК РФ
Решение суда должно быть законным и обоснованным.
В соответствии с нормами ст. 347 ГПК РФ
В соответствии с нормами п. 1 ст. 362 ГПК РФ
Основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются:
1) неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела;
2) недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела;
3) несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела;
4) нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Суд кассационной инстанции проверяет законность и обоснованность решения суда первой инстанции исходя из доводов, изложенных в кассационных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления. Суд оценивает имеющиеся в деле, а также дополнительно представленные доказательства, если признает, что они не могли быть представлены стороной в суд первой инстанции, подтверждает указанные в обжалованном решении суда факты и правоотношения или устанавливает новые факты и правоотношения.
Как следует из копии удостоверения серии Ж N ..., справки серии ВТЭ-0 N ..., выписки из домовой книги, решения о признании малоимущим от 27 июля 2009 года, распоряжения главы управы Савеловского района города Москвы от 20 августа 2003 года N ..., финансового лицевого счета N ..., Гурьев И.Ф., 1925 года рождения, прибывший в город Москву из города Нижний Новгород 30 августа 2002 года, проживает на условиях договора социального найма, в качестве члена семьи нанимателя жилого помещения в изолированной комнате жилой площадью ... кв. м в трехкомнатной квартире коммунального заселения по адресу: город Москва, ... проезд, дом N ..., корпус N ..., квартира N ... общей площадью ... кв. м, жилой - ... кв. м. Нанимателем указанного жилого помещения является сын истца - Гурьев В.И. Кроме того, в названном изолированном помещении проживают Гурьев М.И., родившийся в 2005 году, Чернышова Н.В., - 1975 года рождения, прибывшая в названный адрес 11 октября 2006 года, и Гурьева Н.П., - 1932 года рождения, прибывшая 28 января 2009 года. Гурьев И.Ф., Гурьев В.И., Гурьева Н.П., Чернышова Н.В. и Гурьев М.В. признаны малоимущими в целях постановки на жилищный учет. В удовлетворении заявления о постановке на жилищный учет отказано.
Копией договора купли-продажи от 19 ноября 2007 года подтверждается, что Гурьева Н.П., супруга истца, продала Сазоненко С.И. жилое помещение общей площадью ... кв. м (без летних ... кв. м), квартиру N ..., дома N ... по улице ... в городе Нижний Новгород.
Из копий удостоверения ВВ N ..., справки серии ВТЭ-144 N ... следует, что Гурьева Н.П. имеет право на льготы, предусмотренные статьей 20 Федерального закона "О ветеранах", является инвалидом 2 группы по общему заболеванию.
Согласно копии решения Комиссии по жилищным вопросам Правительства Москвы от 9 сентября 2009года, оформленного протоколом N ..., рассмотрено обращение Гурьева И.Ф. от 17 апреля 2003 года о постановке на жилищный учет и в удовлетворении его просьбы также отказано.
Настаивая на удовлетворении заявленных требований, Гурьев И.Ф. указывал, что является инвалидом II группы, ветераном Великой Отечественной войны, прибыл в Москву к сыну - Гурьеву В.И., с 30 августа 2002 года постоянно зарегистрирован и проживает в коммунальной квартире N ... корпуса N ... дома N ... по ... проезду города Москвы. Его семья состоит из 5 человек, обеспеченность жильем каждого члена семьи менее учетной нормы. Гурьев И.Ф. неоднократно обращался с заявлениями о постановке на жилищный учет, однако получал отказ.
Отказывая Гурьеву И.Ф. в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходя из норм действующего законодательства, пришел к выводу об отсутствии оснований для обеспечения Гурьева И.Ф. и членов его семьи жильем во внеочередном порядке.
Судебная коллегия в полной мере согласилась с указанным выводом суда первой инстанции, полагая его законным и обоснованным, поскольку в соответствии с нормами п. 3 ст. 15 ФЗ от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
В соответствии с положениями ст. 1 Указа Президента РФ от 7 мая 2008 г. N 714 "Об обеспечении жильем ветеранов ВОВ 1941-1945 г.г. считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах".
В силу подпунктов 2 пункта 3, пункта 3.1, пункта 11 статьи 23.2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, по обеспечению жильем определяется исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья ... квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, следующих категорий граждан: - инвалидов Великой Отечественной войны; - Участников Великой Отечественной войны, в том числе военнослужащих, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в указанный период.
По письменным заявлениям указанных в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья ... квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 настоящей статьи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу вышеприведенных норм, право на обеспечение жильем, в том числе, путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения имеют Участники Великой Отечественной войны, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. При этом порядок предоставления жилых помещений, а также единовременной денежной выплаты, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации.
Постановлением Правительства Москвы от 26 мая 2010 года N 437, принятым во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 года N 714, Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", утверждено "Положение об особенностях порядка и условий предоставления жилых помещений или единовременных денежных выплат на строительство или приобретение жилых помещений ветеранам Великой Отечественной войны, членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" с использованием средств федеральных субвенций, выделяемых городу Москве на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем указанных граждан" (далее - Положение).
В силу пунктов 1.2, 1.3, 1.7, 2.2 Положения, категории граждан, подлежащие обеспечению жилыми помещениями с использованием средств федеральных субвенций, сроки обеспечения жилыми помещениями с использованием средств федеральных субвенций указанных категорий граждан, а также объемы федеральных денежных средств, направляемых городу Москве на реализацию передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем инвалидов, участников Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, определяются федеральным законодательством. Правительство Москвы в рамках передаваемых полномочий Российской Федерации по обеспечению жильем ветеранов с использованием средств федеральных субвенций руководствуется Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", иными правовыми актами города Москвы. В рамках данного Положения используются следующие термины и определения: - ветераны, признанные нуждающимися в жилых помещениях, - жители города Москвы, принятые на жилищный учет после вступления в силу Жилищного кодекса Российской Федерации, по основаниям и в порядке, которые установлены Законом города Москвы N 29, без представления справки о признании их малоимущими.
Согласно пункту 2.2. Положения подлежат обеспечению путем предоставления в пользование по договорам социального найма жилых помещений жилищного фонда города Москвы или выплаты для приобретения в собственность жилых помещений ветераны, признанные нуждающимися в улучшении жилищных условий, а также ветераны, признанные нуждающимися в жилых помещениях.
Пункт 3.3 Положения определяет Перечень документов, представляемых ветераном в целях получения выплаты, который требует предоставление заинтересованным лицом документа, подтверждающего постановку ветерана на жилищный учет либо учет нуждающихся в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении, анализ вышеприведенных законоположений показывает, что право на обеспечение жильем, получение единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилых помещений в соответствии с этим Положением имеют ветераны Великой Отечественной войны, являющиеся жителями города Москвы, которые признаны нуждающимися в жилых помещениях по основаниям, установленным Законом города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения".
В соответствии с пунктом 3 статьи 7 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29, жители города Москвы признаются нуждающимися в жилых помещениях при наличии хотя бы одного из оснований, указанных в статье 8 настоящего Закона, если они проживают в городе Москве по месту жительства на законных основаниях в общей сложности не менее 10 лет.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции верно указал в обжалуемом решении, что в соответствии с действующим законодательством, право на обеспечение органами государственной власти города Москвы ветеранов Великой Отечественной войны жилым помещением, в том числе, путем представления единовременной денежной выплаты непосредственно зависит от факта проживания этих лиц в Москве не менее десяти лет.
Кроме того, суд первой инстанции обоснованно принял во внимание, что, исходя из положений ст. 20 Федерального закона от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах", Гурьева Н.П., хотя и имеет определенные льготы, предусмотренные этим законом, в соответствии со ст. 23.1 указанного закона не относится к ветеранам Великой Отечественной войны, которые обеспечиваются жильем с учетом положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714.
Поскольку Гурьев И.Ф. и члены его семьи проживают в г. Москве менее 10 лет, на учете в качестве нуждающихся в жилье, а также нуждающихся в улучшении жилищных условий не состоят, Гурьевой Н.П. в 2007 г. было продано принадлежавшее ей жилое помещение, расположенное в г. Нижний Новгород общей площадью ... кв.м, что свидетельствует о совершении ею действий, предусмотренных ст. 53 ЖК РФ, а также ч. 2 ст. 10 Закона города Москвы от 14 июня 2006 года N 29 "Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения", судебная коллегия полагает вывод суда первой инстанции об отсутствии обязанности у Правительства Москвы по обеспечению Гурьева И.Ф. и лиц, претендующих на получение жилья совместно с ним, жилым помещением в рамках действия Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2008 г. N 714 правильным, соответствующим установленным фактическим обстоятельствам дела и требованию закона.
В кассационной жалобе Гурьева И.Ф. не содержится доводов, опровергающих выводы суда, изложенные в решении.
Кроме того, доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание судебной коллегией в силу того, что они были предметом судебного разбирательства, дублируют правовую позицию истца при рассмотрении дела по существу и получили надлежащую правовую оценку суда первой инстанции в постановленном по делу решении, как направленные на ошибочное толкование норм материального права.
Учитывая изложенное, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда по доводам кассационной жалобы Гурьева И.Ф.
Руководствуясь ст. 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Тверского районного суда г. Москвы от 5 августа 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.