Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 18 января 2012 г. по делу N 33-858
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Строгонова М.В.,
судей Суминой Л.Н. и Мухортых Е.Н.,
при секретаре Ляшенко Т.А.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Мухортых Е.Н. дело по кассационной жалобе Е.В. на решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 октября 2011 года, которым постановлено:
в удовлетворении исковых требований Е.В. к Военному комиссариату Московской области о признании действий незаконными и об обязании выплатить компенсацию за изготовление и установку памятника отказать, установила:
Е.В. обратилась в суд с иском о признании действий Военного комиссариата Московской области по отказу в выплате компенсации за изготовление и установку надгробного памятника незаконными. В обоснование заявленных требований Е.В. указала о том, что ее бабушка Н.Н. являлась участником Великой Отечественной войны. Она умерла 20.08.2000 г. Заявитель установила на могиле Н.Н. надгробный памятник, в связи с чем ею были понесены расходы в размере 38750 руб. Она обратилась в Военный комиссариат Московской области с заявлением о выплате ей денежной компенсации за изготовление и установку надгробного памятника, но ей в этом было отказано. С действиями Военного комиссариата заявитель не согласен, просит признать их незаконными и обязать комиссариат выплатить денежную компенсацию за изготовление и установку памятника Н.Н.
Истец Е.В. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика Военного комиссариата Московской области по доверенности О.А. в судебном заседании исковые требования не признал по доводам письменного отзыва на иск.
Решением Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 октября 2011 года в удовлетворении требований Е.В. отказано.
В кассационной жалобе Е.В. ставит вопрос об отмене решения суда, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив вопрос о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя Военного комиссариата Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного разбирательства, просившего рассмотреть дело в его отсутствие, выслушав объяснения Е.В., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.
Судом первой инстанции установлено, что 23.12.1981 г. Н.Н. было выдано удостоверение о том, что она состояла на штатной должности по вольному найму в частях действующей армии и имеет право на льготы, установленные п. 1 Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 10.11.1978 г. N 097 (л.д. 14).
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Номер названного постановления следует читать как "N 907"
Н.Н. умерла 20.08.2000 г. (л.д. 20).
Е.В. - внучка Н.Н., в 2010 г. понесла расходы в размере 38750 рублей по изготовлению и установке надгробного памятника, что подтверждается квитанцией (л.д. 19).
25.11.2010 г. Е.В. обратилась в Военный комиссариат Московской области с заявлением о возмещении ей расходов (л.д. 24), в чем ей было отказано. Е.В. обращалась в Военную прокуратуру Одинцовского гарнизона с заявлением о проверке законности действий военного комиссариата, но письмом от 07.06.2011 г. прокурор не установил нарушений прав истца со стороны военного комиссариата (л.д. 21).
По утверждению истца Е.В., она имеет право на возмещение расходов по изготовлению и установке ею надгробного памятника.
Отказывая в удовлетворении требований Е.В., суд руководствовался действующим законодательством, оценил в совокупности собранные по делу доказательства, пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку установил, что действующее законодательство на момент смерти Н.Н. не предусматривало денежную компенсацию расходов по изготовлению и установке надгробных памятников участникам войны (вольный найм), в связи с чем действия Военного комиссариата Московской области по отказу в возмещении истцу указанных расходов являются правомерными.
Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 г. N 460 "О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органонов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление установку надгробных памятников" (в редакции от 07.03.2000 г.) за счет средств министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, в которых погибший (умерший) проходил военную службу (военные сборы, службу), осуществляется погребение военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел - участников войны, проходивших службу в действующей армии, ветеранов боевых действий на территориях других государств независимо от общей продолжительности военной службы (службы).
Оплате подлежат следующие виды ритуальных услуг: оформление документов, необходимых для погребения умершего; перевозка умершего в морг, услуги морга; предоставление и доставка гроба, урны, венка; перевозка тела (останков) к месту погребения (кремации); погребение (кремация).
В соответствии с указанным Постановлением Правительства РФ в редакции от 24.03.2011 г., оплата ритуальных услуг производится по фактическим затратам, подтвержденным соответствующими документами, но в размере не более 13845 рублей, а в городах Москве и Санкт-Петербурге - 19 170 рублей.
Погребение участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, не проходивших военную службу и не работавших в федеральных органах исполнительной власти, в которых законом предусмотрена военная служба (служба), а также изготовление и установка им надгробных памятников производятся за счет средств Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно ст. 24 Федерального закона Российской Федерации "О ветеранах", погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих - с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.
Погребение ветеранов других категорий осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Пунктом 5 ст. 11 Федерального закона Российской Федерации "О погребении и похоронном деле" предусмотрено, что погребение умерших участников Великой Отечественной войны, в том числе инвалидов Великой Отечественной войны, осуществляется в местах погребения с учетом волеизъявления умершего или пожеланий его родственников. Расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела умершего участника или инвалида Великой Отечественной войны, перевозкой тела к месту погребения, погребением (кремацией), изготовлением и установкой надгробия, возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, в порядке и размере, установленных Правительством Российской Федерации для погребения погибших (умерших) военнослужащих, проходивших военную службу по призыву, курсантов военных образовательных учреждений, граждан, призванных на военные сборы.
Данный пункт введен Федеральным законом от 30.05.2001 N 64-ФЗ, который вступил в силу с 1 января 2002 года, и на отношения, возникшие до его действия, не распространяется.
Из приведенных правовых норм следует, что на момент смерти Н.Н. законодательством выплата компенсации за изготовление и установку надгробных памятников участникам Великой Отечественной войны, состоявшим на штатной должности по вольному найму в воинской части, входившей в состав действующей армии, не была предусмотрена. Такая компенсация была предусмотрена Постановлением Правительства РФ от 06.05.1994 г. N 460 в редакции от 01.10.2002 г., которая начала действие с 16.10.2002 г. При этом в данном Постановлении ссылки на то, что данная редакция распространяется на правоотношения, возникшие до введения в действие указанного постановления, не имеется.
При таком положении выводы суда по настоящему делу соответствует требованиями закона и установленным фактическим обстоятельствам.
В связи с этим приведенные в кассационной жалобе доводы о необоснованности и незаконности постановленного решения суд кассационной инстанции находит несостоятельными. Доводы кассационной жалобы Мальцевой Е.В. не содержат каких-либо обстоятельств, которые не были бы предметом исследования суда первой инстанции или опровергали выводы судебного решения, по существу они сводятся к переоценке выводов суда, основаны на неправильной оценке обстоятельств данного дела, ошибочном толковании норм материального права, в связи с чем, судебная коллегия считает, что они не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда.
Судебная коллегия полагает, что суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Нарушений норм материального и процессуального закона коллегией не установлено, в связи с чем, оснований к отмене решения суда не имеется.
С учетом изложенного, руководствуясь статьями 360, 361, 362-366 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия, определила:
решение Зюзинского районного суда г. Москвы от 25 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мальцевой Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий: |
|
Судьи: |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.