Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2012 г. N 33-2834
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Горновой М.В.
судей Федерякиной Е.Ю., Быковской Л.И.
при секретаре Митюшевой Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Горновой М.В. дело по кассационной жалобе Алексеева С.Н. на решение Мещанского районного суда города Москвы от 13 октября 2011 года, которым постановлено:
заявление Алексеева Сергея Николаевича об обязании Пограничную службу ФСБ России включить Алексеева С.Н. в список получателей государственных жилищных сертификатов оставить без удовлетворения, установила:
Алексеев С.Н. обратился в суд с заявлением о признании недействительными действий Пограничной службы ФСБ России, ссылаясь на то, что с 1996 года он находился на службе в Пограничных войсках ФСБ России. С 17 ноября 2004 года с семьей из трех человек постоянно проживает в закрытом военном городке при в/ч 9804 по адресу: Ярославская область, Борисоглебский район, д. ... 07.09.2005 г. он был уволен в запас Вооруженных Сил РФ. Решением заседания жилищно-бытовой комиссии в/ч 9804 он был включен в состав кандидатов на участие в подпрограмме. Решение жилищной комиссии было утверждено командиром в/ч 9804. С момента прекращения военной службы им и его семьей было избрано место жительства, отличное от места прохождения военной службы. После неоднократных обращений в Пограничную службу ФСБ России 15.03.2011 года был получен ответ, согласно которому у него отсутствует право на получение государственного жилищного сертификата, решение жилищной комиссии в/ч 9804 от 10.06.2006 г. о признании за ним права на участие в подпрограмме было отменено, в связи с чем, он не был включен в список получателей государственных жилищных сертификатов, и вопрос о выделении ему жилищного сертификата Пограничной службой ФСБ России не рассматривался.
Представитель Пограничной службы ФСБ России требования не признал.
Судом постановлено вышеуказанное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе заявитель.
На заседание судебной коллегии истец не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены судом надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст. 354 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствии ответчика.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Пограничной службы ФСБ России Золотова Л.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не имеется оснований для отмены обжалуемого решения, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
В силу ч. 3 ст. 49 ЖК РФ жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Данные жилые помещения предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен указанным федеральным законом, указом Президента Российской Федерации или законом субъекта Российской Федерации (часть третья в ред. Федерального закона от 29.12.2006 г. N 250-ФЗ).
Согласно со ст. 23 ФЗ РФ "О статусе военнослужащих" военнослужащие - граждане, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более, нуждающиеся в улучшении жилищных условий по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, без их согласия не могут быть уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями без предоставления им жилых помещений. При желании указанных военнослужащих получить жилые помещения не по месту увольнения с военной службы они обеспечиваются жилыми помещениями по избранному месту постоянного жительства в порядке, предусмотренном пунктом 14 статьи 15 настоящего Федерального закона.
Согласно п. 14 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", обеспечение жилым помещением военнослужащих - граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на - службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и 1 семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения избранному месту жительства.
В соответствии с подп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 г. N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011-2015 годы", граждане, подлежащие переселению из закрытых военных городков, а также поселков учреждений с особыми у хозяйственной деятельности (далее - поселки). Перечень поселков, переселение граждан из которых осуществляется с использованием социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, утверждается Правительством Российской Федерации по представлению Министерства Российской Федерации.
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случае прекращения договора найма служебного жилого помещения граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения, указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
По делу установлено, Алексеев С.Н. в период прохождения военной с в в/ч 9804 проживал в служебном жилом помещении по адресу: Ярославская об Борисоглебский район, д. ... Вышеуказанная служебная квартира была предоставлена Алексееву С.Н. на основании жилищного договора на период прохождения военной службы.
В соответствии с п. 9.1 данного договора, договор расторгается в случае досрочного увольнения военнослужащего (кроме военнослужащих, имеющих общую продолжительность военной службы 20 лет и более, а также при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более).
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 1 июня 2000 года N 752-Р военный городок, в котором находилась служебная квартира, был отнесен к числу закрытых.
Алексеев С.Н. был уволен с военной службы приказом ФСБ России от 22 августа в 2005 г. по подпункту "в" пункта 2 статьи 51 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" (в связи с невыполнением им условий контракта) при общей продолжительности военной службы 8 лет и 1 месяц.
Решением жилищной комиссии в/ч 9804 от 10 июня 2006 г. (протокол N 2) за Алексеевым С.Н. было признано право на участие в подпрограмме.
Решением жилищной комиссии в/ч 9804 от 04.03.2011 г., утвержденным Командиром в/ч 9804, Протокол N 2 заседания жилищно-бытовой комиссии в/ч 9804 по вопросу реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" от 10 июня 2006 года о включении Алексеева С.Н. в состав кандидатов на участие в подпрограмму "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилье" - отменено, в связи с отсутствием права на обеспечение жилым помещением при увольнении с военной службы при наличии общей продолжительности военной службы менее 10 лет.
15 марта 2011 года из ответа Пограничной службы ФСБ России N 21/6/2-А-560 от 04.03.2011г. следует, что у Алексеева С.Н. отсутствуют право на получение ГСЖ, решение жилищной комиссии войсковой части 9804 от 10 июня 2006 года (протокол N 22) о признании за Алексеевым С.Н. право на участие в подпрограмме отменено.
Отказывая Алексееву С.Н. в удовлетворении заявления, суд правильно исходил из того, что в соответствии со ст. 15 и ст. 23 ФЗ "О статусе военнослужащего" заявитель не относится к категории военнослужащих, подлежащих обеспечению жильем, в том числе при увольнении с военной службы и в отношении него у государства в лице Пограничной службы ФСБ России отсутствуют какие-либо обязательства по обеспечению его жильем, в том числе в форме выдачи ГЖС. Кроме того, Алексеев на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоит.
Судом были проверены и признаны несостоятельными доводы заявителя о том, что он проживает в закрытом военном городке, а потому имеет право на получение жилищного сертификата.
На сотрудников органов безопасности распространяется Типовое положение о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2002 г. N 897 (далее - Типовое положение).
Согласно пунктам 8, 27 Типового положения срок найма служебного жилого помещения устанавливается балансодержателем и не может превышать период военной службы военнослужащего. Военнослужащий, проживающий в служебном жилом помещении и прекративший военную службу, подлежит выселению из служебного жилого помещения со всеми проживающими с ним лицами без предоставления другого жилого помещения в сроки, установленные в договоре найма.
В реализацию указанного Типового положения в ФСБ России действует Инструкция по организации в органах федеральной службы безопасности работы, связанной с предоставлением служебных жилых помещений, утвержденная приказом ФСБ России от 9 октября 2006 г. N 478. Пунктом 7 Инструкции установлено, что в случаях расторжения или прекращения договора найма служебного жилого помещения военнослужащий и проживающие совместно с ним лица должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору.
Военнослужащий обязан освободить и сдать в 3-месячный срок служебное жилое помещение при увольнении с военной службы, по истечении срока действия договора найма и в иных случаях, определенных законодательством Российской Федерации.
Судом было установлено, что служебная квартира, расположенная в закрытом военном городке, была предоставлена заявителю в связи с прохождением им военной службы и на срок военной службы, в связи с увольнением с военной службы он утратил право на данную площадь.
В судебном заседании представитель заинтересованного лица указал, что Алексеев С.Н. в связи с увольнением с военной службы служебную квартиру сдал в установленном порядке и фактически выехал.
Суд правильно указал в решении, что право на получение государственного жилищного сертификата в соответствии с подп. "б" пункта 5 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 г. N 153, имеют только те граждане, которые проживают в закрытых военных городках на законных основаниях, к которым заявитель не относится.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке. Никаких нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 13 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Алексеева С.Н. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.