Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 6 февраля 2012 г. N 33-3333
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.
судей Казаковой О.Н., Дедневой Л.В.
при секретаре Никитенко Е.В.
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Дедневой Л.В. дело по кассационной жалобе ОАО "РЖД" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 октября 2011 года, которым постановлено:
иск Московско-Курского транспортного прокурора удовлетворить;
обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта Перерва Курского направления Московской железной дороги пандусами с поручнями в соответствии с действующими нормами и правилами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского железнодорожного транспорта.
Установила:
Московско-Курский транспортный прокурор обратился в суд к ОАО "РЖД" с иском об обязании оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта Перерва пандусами с поручнями, в соответствии с действующим законодательством для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
В судебное заседание представитель истца явился, исковые требования поддержал.
Представитель ответчика в суд явился, требования истца не признал, мотивируя тем, что действующим законодательством не предусмотрело принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий строительным нормам, действующим на данный момент. Поскольку остановочный пункт Перерва построен в 1958 году, на момент его строительства отсутствовали требования по обустройству пандусами, а его реконструкция требует значительных временных и денежных затрат. Кроме того, согласно письменному заключению главного инженера Московской пассажирской дирекции, оборудовать остановочный пункт Перерва пандусами для инвалидов возможно при проведении реконструкции платформы.
Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения города Москвы в суд явился, требования истца поддержал, пояснил, что ответчик имеет техническую возможность провести ряд мероприятий некапитального характера по адаптации платформ для других категорий инвалидов; для инвалидов-колясочников необходима реконструкция платформы, поскольку ее переоборудование должно соответствовать СНиП.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит представитель ответчика в кассационной жалобе.
На заседание судебной коллегии представитель третьего лица не явился, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещался судом надлежащим образом.
Судебная коллегия, в соответствии со ст. 354 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие третьего лица.
Проверив материалы дела, выслушав представителя истца - прокурора Семенову И.В., представителя ответчика по доверенности Никитину Е.А., обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Закона г. Москвы "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации, в том числе железнодорожные вокзалы, другие объекты железнодорожного транспорта, обслуживающие население.
Статьей 4 указанного Закона г.Москвы установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться такими специальными приспособлениями и оборудованием как пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
В соответствии с ч. 2 п. 8 постановления Правительства РФ "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
Судом по делу установлено, что 12 мая 2011 года Московско-Курской транспортной прокуратурой на предмет соответствия нормам законодательства, защищающего права инвалидов, была осмотрена платформа станции Перерва.
В ходе данной проверки было установлено, что указанная платформа N 2 "от Москвы" станции Перерва и платформа N ... "на Москву" оборудована лестничными подъемами с торца и по железнодорожному мосту, которые не оборудованы пандусами, поручнями или иными приспособлениями, дающими возможность воспользоваться указанной железнодорожной станцией лицам с ограниченными возможностями, инвалидам. Иные входы-выходы с платформ, позволяющие свободно передвигаться инвалидам или лицам с ограниченными возможностями, отсутствуют.
Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты.
Разрешая спор, суд первой инстанции, дав оценку собранным по делу доказательствам в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, и с учетом требований закона, правомерно пришел к выводу о обязании ОАО "РЖД" оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта Перерва Курского направления Московской железной дороги пандусами с поручнями в соответствии с действующими нормами и правилами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского железнодорожного транспорта, поскольку в ходе слушания дела было установлено, что ответчиком на платформе остановочного пункта Перерва Курского направления Московской железной дороги, в нарушение ст.ст. 1, 2, 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", условия для беспрепятственного пользования инвалидов железнодорожным транспортом созданы не были. Доказательства обратного ответчик, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд не представил.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что судом первой инстанции были исследованы все юридически значимые по делу обстоятельства и дана надлежащая оценка собранным по делу доказательствам, в связи с чем решение суда первой инстанции является законным и отмене не подлежит.
Доводы представителя ответчика о том, что статьей 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при строительстве новых, либо реконструкции старых объектов транспортной инфраструктуры, тогда как платформа остановочного пункта Перерва Курского направления Московской железной дороги была построена в 1958 году, то есть до введения в действие нормативных актов о защите прав маломобильных граждан, вследствие чего их применение в данном случае недопустимо, являются неправомерными и не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенное ответчиком толкование положений ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" не соответствует правовому содержанию указанной нормы закона.
В частности, указанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Доказательства отсутствия технической возможности оборудования лестничных подъемов на платформы остановочного пункта Перерва Курского направления Московской железной дороги пандусами с поручнями в соответствии с действующими нормами и правилами, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, в суд представлены не были.
Учитывая требования закона и установленные судом обстоятельства, суд правильно разрешил возникший спор, а доводы, изложенные в кассационной жалобе, являются необоснованными, направлены на иное толкование норм действующего законодательства, переоценку собранных по делу доказательств и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Доводы кассационной жалобы не опровергают выводов суда, были предметом исследования и оценки судом первой инстанции, необоснованность их отражена в судебном решении с изложением соответствующих мотивов, доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, нарушений норм процессуального законодательства, влекущих отмену решения, по делу не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 октября 2011 года - оставить без изменения, а кассационную жалобу ОАО "РЖД" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.