Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 февраля 2012 г. N 33-3765
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего судьи Огановой Э.Ю.,
судей Казаковой О.Н., Быковской Л.И.,
при секретаре Бабойдо И.Ю.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Быковской Л.И. дело по кассационной жалобе ОАО "Российские железные дороги" на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 октября 2011 года, которым постановлено:
иск Московско-Курского транспортного прокурора удовлетворить.
Обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта Покровское Курского направления Московской железной дороги пандусами с поручнями в соответствии с действующими нормами и правилами для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского железнодорожного транспорта. Установила:
Московско-Курский транспортный прокурор обратился в суд с иском и просил обязать ОАО "Российские железные дороги" оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта Покровское пандусами с поручнями, в соответствии с действующим законодательством для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
В судебном заседании старший помощник Московско-Курского транспортного прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель ОАО "Российские железные дороги" возражал против удовлетворения исковых требований, ссылаясь на то, что действующим законодательством не предусмотрено принудительное устранение несоответствий уже построенных зданий строительным нормам, действующим на данный момент. Реконструкция остановочного пункта Покровское, построенного в 1961 году требует значительных временных и денежных затрат.
Представитель третьего лица - Департамента социальной защиты населения города Москвы в судебном заседании иск прокурора поддержал в полном объеме, ссылаясь на то, что ответчик имеет техническую возможность провести мероприятия некапитального характера по адаптации платформ для других категорий инвалидов. Для инвалидов-колясочников необходима реконструкция платформы, поскольку ее переоборудование должно соответствовать СНиП.
Суд постановил приведенное выше решение, об отмене которого просит ответчик по доводам, изложенным в кассационной жалобе.
Проверив материалы дела, выслушав прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным.
В силу ст. 195 ГПК РФ, решение суда должно быть законным и обоснованным.
Суд основывает решение только на тех доказательствах, которые были исследованы в судебном заседании.
Согласно ст. 198 ГПК РФ, в мотивировочной части решения суда должны быть указаны обстоятельства дела, установленные судом; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; доводы, по которым суд отвергает те или иные доказательства; законы, которыми руководствовался суд.
В соответствии с постановлением Пленума Верховного Суда РФ N 23 от 19 декабря 2003 года, решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 ГПК РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 ГПК РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного пользования железнодорожным транспортом.
Согласно ст. 3 Закона Москвы от 17.01.2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" к объектам, подлежащим оснащению специальными приспособлениями оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и маломобильных граждан, относятся объекты и сооружения транспортного обслуживания населения, связи и информации, в том числе железнодорожные вокзалы, другие объекты железнодорожного транспорта, обслуживающие население.
Статьей 4 Закона Москвы от 17.01.2001 г. N 3 "Об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной, транспортной и инженерной инфраструктур города Москвы" установлено, что объекты социальной, транспортной и инженерной инфраструктур в процессе строительства, реконструкции, ремонта и благоустройства должны оснащаться такими специальными приспособлениями и оборудованием как пандусами и поручнями у лестниц привокзальных площадей, платформ, остановок маршрутных транспортных средств и мест посадки и высадки пассажиров.
В соответствии с п. 8 постановления Правительства РФ от 07.12.1996 г. N 1449 "О мерах по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры" на территориальные органы социальной защиты населения возложена координация работ по обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к информации и объектам социальной инфраструктуры, а также контроль за выполнением нормативных требований в части обеспечения доступа инвалидов к средствам общественного пассажирского транспорта.
Судом установлено, что 12.05.2011 г. была осуществлена запланированная выездная проверка соблюдения требований законодательства об обеспечении беспрепятственного доступа инвалидов к объектам транспортной инфраструктуры на станции Покровская МЖД.
В целях проведения проверки заместителю Московской железной дороги 10.05.2011 года был направлен запрос. Однако, ответчик своего представителя на проверку не выделил.
В процессе проверки 12.05.2011 г. была осмотрена платформа станции Покровская на предмет соответствия ее нормам законодательства, защищающего права инвалидов и установлено, что указанная платформа N 2 при движении от Москвы станции Покровская и платформа N 1 - на Москву оборудованы лестничными подъемами с торца, в середине платформ, а также железнодорожным мостом, которые не оборудованы пандусами, поручнями или иными приспособлениями, дающими возможность воспользоваться указанной железнодорожной станцией лицами с ограниченными возможностями, инвалидами.
Иные входы-выходы с платформ, позволяющие свободно передвигаться инвалидам или лицам с ограниченными возможностями, отсутствуют.
В соответствии со ст. 3.1.17 Санитарно-эпидемиологических правил СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 N 12 для удобства пребывания и передвижения инвалидов на вокзале необходимо предусматривать: устройство пандусов с уклоном не менее 1:12, передвижные подъемники и пенники, и переносные рампы для посадки инвалидов с коляской с платформы в вагон, на маршрутах передвижения инвалидов-колясочников ширина дверей должна составлять 110 см., а прочих дверей - 90 см., в системе зрительной информации на вокзале предусматриваются пиктограммы с символами доступности помещений для инвалидов-колясочников.
Однако, на станции Покровская, работы по созданию условий инвалидам для беспрепятственного пользования услугами железнодорожного транспорта не проводятся.
Довод ответчика о том, что требования, предъявленные прокурором, не могут быть выполнены из-за отсутствия технической возможности переоборудования судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку доказательств, подтверждающих указанный довод, ответчиком не представлено.
Ссылка ответчика на невозможность проведения реконструкции из-за отсутствия денежных средств, не может служить основанием к отмене решения, поскольку ответчиком не представлены документы о стоимости работ по устранению выявленных в результате проверки нарушений.
Довод представителя ответчика о том, что ст. 15 ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" предусмотрено создание условий для групп маломобильных граждан при строительстве новых, либо реконструкции старых объектов транспортной инфраструктуры, тогда как станция Покровское построена до введения в действие нормативных актов о защите прав маломобильных граждан, вследствие чего требования указанной нормы в данном случае недопустимо и они могут быть учтены только при проведении реконструкции станции не может служить основанием к отмене решения суда по следующим основаниям.
Вышеуказанной нормой закона, регулирующей вопросы обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры, предусмотрено, что организации, независимо от организационно-правовых форм, создают условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры. Из указанной нормы не следует, что она должна применяться только при строительстве новых объектов.
При этом согласно данной правовой норме, в случае, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.
Довод о том, что в решении суда не содержится ссылки на нормы и правила, в соответствии с которыми ответчик должен оборудовать лестничные подъемы на платформы, а также какие именно подъемы, что делает решение неисполнимым, судебная коллегия находит несостоятельным, поскольку решением на ответчика возложена обязанность оборудовать лестничные подъемы на платформы остановочного пункта пандусами с поручнями, необходимость оборудования которых предусматривается Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 2.5.1198-03 "Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте", утвержденных постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 04.03.2003 г. N 12.
При вынесении решения суд правильно определил юридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными судом доказательствами, нарушений норм процессуального и материального права, влекущих отмену решения, судом допущено не было.
Иные доводы кассационной жалобы не содержат указаний на обстоятельства, которые могли бы служить основанием к отмене обжалуемого решения.
Руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 27 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ОАО "Российские железные дороги" - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 8 февраля 2012 г. N 33-3765
Текст определения официально опубликован не был