Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2012 г. N 33-5145
Судебная коллегия по гражданским делам Московского городского суда в составе:
председательствующего Горновой М.В.
и судей Андреевой И.Ю., Быковской Л.И.,
при секретаре Митюшевой Н.Н.,
заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Андреевой И.Ю. дело по кассационной жалобе истцов Борисовой Е.Л., Борисова В.В., Бонк Е.В. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2011 года, которым постановлено:
в иске Борисова В.В., Борисовой Е.Л., Бонк Е.В. к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда города Москвы о признании права собственности в равных долях (по ... каждому) в порядке приватизации на квартиру, расположенную по адресу: ..., отказать. Установила:
Борисов В.В., Борисова Е.Л., Бонк Е.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о признании права собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: ... В обоснование своих требований истцы указали на то, что Борисова Е.Л. получила для проживания указанное жилое помещение на основании служебного ордера, вместе с ней в квартиру вселились как члены семьи нанимателя ее муж - Борисов В.В. и дочь Бонк Е.В. ГУП "Мостеплоэнерго" ходатайствовало перед УДЖП и ЖФ г. Москвы о приватизации истцами жилого помещения, расположенного по адресу: ..., однако истцам было отказано.
Представитель истцов в соответствии со ст. 39 ГПК РФ уточнила иск, в обосновании требований указала, что штамп в ордере не может определять статус жилого помещения, а по информации ДЖП и ЖФ г. Москвы спорное жилое помещение не является служебным. Поскольку собственник жилого помещения, расположенного по адресу: ... являлся ГУП "Мостеплоэнерго", которое впоследствии реорганизовалось в ОАО "МОЭК", который передал его в муниципальную собственность, то правоотношения сторон должны регулироваться главой 8 ЖК РФ. Кроме того, жилые помещения, находившиеся в государственной собственности и переданные государственным учреждениям на праве оперативного управления могут быть переданы гражданам в собственность в порядке приватизации после изменения собственника жилого помещения в порядке ст. 2 ФЗ РФ N 1541-1 от 04 июля 1991 года "О приватизации жилищного фонда в РФ". Отсутствие надлежащего оформленного договора социального найма не может служить основанием для отказа в передаче в собственность истца спорного жилого помещения.
Представитель ответчика просил в иске отказать, указав, что истцы на учете нуждающихся в жилых помещениях не состоят, спорная жилая площадь из числа служебных не исключалась и статус "служебный" не утратила, решение об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось.
Представитель третьего лица ОАО "Мостеплоэнерго" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, в деле имеется письменный отзыв.
Представитель третьего лица Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
Суд постановил указанное решение, об отмене которого по доводам кассационной жалобы просят истцы Борисова Е.Л., Борисов В.В., Бонк Е.В.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав истцов Борисову Е.Л., Борисова В.В. и их представителя по доверенности Кочкурову Е.Г., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, постановленного в соответствии с требованиями закона и материалами дела.
Из материалов дела судом установлено, что спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью ... кв. м, жилой площадью ... кв. м, расположенное по адресу: ..., предоставленное в пользование Борисовой Е.Л. на основании служебного ордера N ... от ... года и решения ТУ - "Мещанское" ЦАО от 09.12.1992 года N ... (л.д. 6-8).
Согласно выписке из домовой книги финансовому лицевому счету по адресу: ..., постоянно зарегистрированы Борисова Е.Л., Борисов В.В., Бонк Е.В.
На учете нуждающихся в улучшении жилищных условий семья истцов не состоит.
На запрос суда Департаментом жилищной политики и жилищного фонда представлены данные о том, что квартира N ... дома ... по ... учтена в Реестре СЖС (л.д. 57).
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Российской Федерации от 26.01.2006 года N 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
Статьей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" предусмотрено право граждан Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
Исходя из положений ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" служебные жилые помещения не подлежат приватизации.
В соответствии с пунктом 12 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением РФ от 26.01.2006 г. N 42, исключение жилого помещения из специализированного жилищного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ стороны не представили суду доказательств (решения) об исключении спорного жилого помещения из специализированного жилого фонда, наоборот, представитель ответчика утверждал, что спорная жилая площадь из числа служебных не исключалась и статус "служебный" не утратила, решение об исключении спорной квартиры из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не издавалось.
В соответствии со ст. 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Частью 1 ст. 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" установлен перечень жилых помещений, которые не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных.
В силу ст. 11 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Постановлением Правительства г. Москвы N 711-ПП от 05.08.2008 года "О порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности г. Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета г. Москвы по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру", где в п. 1 приложения 1 сказано, что правом на закрепление служебного жилого помещения по договору социального найма обладают только граждане, состоящие на учете нуждающихся и имеющие стаж работы в организации не менее 10 лет.
Как разъяснено в п. 41 Постановления N 14 Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 года "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" к отношениям по пользованию специализированными жилыми помещениями, возникшими до ведения в действие Жилищного кодекса РФ, применяются с учетом их длящегося характера нормы Жилищного кодекса РФ, за исключением случаев, предусмотренных Вводным законом.
В соответствии со статьей 76 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении субъекта РФ и РФ.
Во исполнение Жилищного кодекса Российской Федерации постановлением Правительства Москвы N 711-ПП от 05.08.2008 года утверждено Положение о порядке использования жилых помещений, находящихся в собственности города Москвы, ранее предоставленных органам государственной власти города Москвы или организациям (предприятиям), финансируемым за счет средств бюджета города Москвы, по договору аренды, а также гражданам по договору, заключенному на условиях субаренды или по служебному ордеру".
П. 1 данного Положения в редакции, действующей на дату вынесения решения 06 апреля 2011 года, установлено, что жилое помещение, занимаемое на условиях субаренды или по служебному ордеру гражданином, замещающим государственную должность города Москвы, должность государственной гражданской службы города Москвы либо состоящим в трудовых отношениях с органом государственной власти города Москвы, иным государственным органом города Москвы или организацией (предприятием), финансируемой за счет средств бюджета города Москвы, финансируемой за счет средств бюджета города Москвы), проработавшим в этом органе государственной власти города Москвы или организации (предприятии) 10 и более лет и состоящим на жилищном учете в городе Москве по месту жительства или на учете в качестве нуждающегося в содействии города Москвы в приобретении жилых помещений в рамках городских жилищных программ, предоставляется указанному работнику и членам его семьи по договору социального найма только для граждан, принятых на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по месту жительства.
Поскольку семья истцов на учете нуждающихся в жилом помещении не состоит, спорная жилая площадь не утратила статус "служебной", то суд обоснованно с учетом редакции постановления Правительства Москвы N 711-ПП от 05.08.2008 года, действующей на дату вынесения решения, пришел к выводу об отказе в удовлетворении требований истцов о признании незаконным отказа в приватизации, признании права на приватизацию, обязании передать квартиру в собственность.
Данные выводы суда основаны на материалах дела, оснований не согласиться с ними у судебной коллегии не имеется.
Суд с достаточной полнотой исследовал все обстоятельства дела, в совокупности со всеми материалами дела дал оценку представленным доказательствам и по мотивам, изложенным в решении, правильно рассмотрел заявленный спор.
Доводы жалобы не опровергают выводов суда, не содержат обстоятельств, нуждающихся в дополнительной проверке, не могут являться основанием для отмены решения, по существу направлены к иной оценке обстоятельств дела и на иное толкование норм права, при которых суд не нашел оснований для удовлетворения исковых требований.
При вынесении решения судом не было допущено существенных нарушений норм процессуального права, влекущих отмену решения.
Таким образом, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия определила:
решение Мещанского районного суда г. Москвы от 06 апреля 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Борисовой Е.Л., Борисова В.В., Бонк Е.В. - без удовлетворения.
Председательствующий |
|
Судьи |
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Московского городского суда от 20 февраля 2012 г. N 33-5145
Текст определения официально опубликован не был